На таких земля стоит. Памяти Ирины Антоновой - 1

Вена, 21.01.2020

На таких земля стоит. Памяти Ирины Антоновой ( 1/3 )
--------------

• Аристократка в высшем понимании этого слова не по рождению, а по духу.   Личность!

• Императрица Искуства!

• Великая женщина, гордость и сокровище нации!

• Красивая женщина и внешне и внутренне!

• Такие женщины рождаются раз в сто лет !! Потому и живут по 100 лет !!! Ирина Антонова, я горжусь, что живу в одно время с Вами

• Какая честность по отношению к себе. Какая сила личности! Потрясающе.

• Какая она счастливая светлая женщина! И мудрая.

        ( Это только малая часть отзывов почитателей Ирины Антоновой)
/////// ///////   ///////


Это история о счастливом человеке. Одержимом, искреннем, убежденном и убедительном. О человеке безоглядно и бескорыстно раздающего окружающим тот избыток душевного богатства, которым одарила его природа. Какое счастье встретить на своём пути такого человека!

Я открыл Антонову случайно, несколько месяцев назад, прослушав в youtube несколько её лекций: сначала о Франциско Гойе, потом о Сандро Ботичелли, Вермеере, Брейгеле старшем – её любимых художниках, если дозволено  говорить о предпочтениях многогранной личности, которая достигла высшей степени мудрости.

Мне открылось нечто новое, чего не встречал у других проповедников искусства: пытаешься узнать судьбу того или иного творца и слушая Антонову, осведомляешься о целой эпохе, о исторических персонажах её населяющих, модах и привычках царивших в то время, настолько обширна её эрудиция и глубоки познания предмета о котором она повествует. Увлекся так, что посмотрел десятки интервью и презентаций Ирины Александровны. Все они оставили ощущение общения с яркой, незабываемой и очень неординарной личностью. Встречи с ней - всегда урок. С тех пор, будто заболел. А терапия известна: коль невмоготу одному нести такой груз - делись! Что с превеликим удовольствием и делаю.

Но вначале, перед тем как откроется занавес и на сцене появится наш персонаж, позволю себе  привести небольшое вступление о роли личности в мире культуры.
Можно прожить короткую, яркую и насыщенную жизнь и войти в историю, как Пушкин и Лермонтов, Эгон Шиле и Рафаэль, Моцарт и Шопен. Можно прожить очень долго и не оставить следа, даже будучи талантливым. А вот когда и долго и интенсивно – это уже явление. Навскидку, некоторые примеры  творческих долгожителей: Пабло Пикассо, Марк Шагал, Игорь Моисеев, Оскар Нимейер, Пау Казальс, Ирвинг Берлин. Судьба каждого из них увлекательна и насыщена, но сегодня мне хочется поговорить с вами об одной исключительно интересной русской женщине: ИРИНЕ АНТОНОВОЙ – главе музея изобразительных искусств  им. Пушкина на протяжении более чем полувека, оставившей нас около двух месяцев тому назад, на 99-м году жизни.

Сказать, что это потрясающая личность – ничего не сказать! Чем ближе её узнаёшь, тем больше незаурядных способностей и глубины открываешь в этой достопочтенной даме. И проникаешься глубоким уважением, переходящим в восхищение! Крайне скромная, без тени тщеславия, комплексов  или позы, Ирина Александровна заслуженно пользовалась ( и продолжает пользоваться, даже после её ухода) абсолютным авторитетом в  элите лучших искусствоведов планеты, о чём говорит, хотя бы, тот факт, что два раза, с 1971 по 1977 и с 1986 по 1992 годы, она удостаивалась чести быть избранной вице-президентом  Международного Совета Музеев при Юнеско (ICOM). Единственная женщина, вошедшая в состав высшего руководства этой престижной организации, традиционно состоявшего из одних мужчин с громкими именами.

Командор ордена Почетного Легиона Франции, Командор ордена Искусств и литературы Франции, Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» высшей награды страны, член - корреспондент испанской королевской Академии изящных искусств “Сан Фернандо”, не говоря уже о многочисленных высоких наградах своей страны, России. Всё это более чем наглядно свидетельствует о высоком международном престиже этой выдающейся личности.  Известный искусствовед Франсуа Шарон как-то сказал, что Ирина Антонова во Франции – икона.

Но регалии интересовали Антонову меньше всего. Её увлекало любимое дело: служба искусству. И судьба преподнесла ей эту возможность. Она посвятила своему призванию всю свою долгую жизнь. 

В 1945 году, закончив с отличием МГУ, Ирина Антонова поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) в должности научного сотрудника. В 1961 назначена директором , а с 2013 года – президентом музея, вплоть до самого ухода из жизни в 2020 году. Ирина Александровна проработала в Пушкинском музее 75 лет (!).

Коллеги называли её “паровоз” и она действительно была головной и ведущей силой в слаженном коллективе Пушкинского музея.

Антонова выступала инициатором и организатором сотен выставок в Пушкинском музее, в том числе таких знаковых, как послевоенная “Сокровища Дрезденской галереи”, которую за пару летних месяцев посмотрело более миллиона человек;  крупнейшая экспозиция “Тутанхамон”, нашумевшая «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Модильяни», «Тышлер», «Тёрнер», «Пикассо», “Караваджо”....

Некоторые из этих выставок были особенно близки Ирине Александровне, например, «Пикассо» в 1956 г. Кубизм отображенный на полотнах художника – коммуниста Пабло Пикассо ошарашил публику, привыкшую к фотографическому реализму изображения действительности.

Выставка «Тышлер»  в 1966-м запомнилась Ирине Александровне сложностью её организации. Пришлось за неё повоевать, поскольку власти были не особо расположены к этому крупному мастеру , сказывалась абсурдная война с «формалистами». Антонова вспоминает, как перед заседанием в Колонном зале Фурцева набросилась на нее: «Вы меня ссорите с художниками!» Оказавшийся рядом академик Иогансон приобнял Фурцеву: «Ну что ты, Катя! Тышлер — хороший художник. Ирина Александровна нас ни с кем не ссорит». И тут Фурцева сказала сакраментальную фразу: «Правда? А мне говорили…»...

Знаменитая выставка «Москва – Париж» запала в память Антоновой тем, что на ней посетители, кроме Сезанна, Матисса или Писарро, впервые открыли для себя своих русских художников, творивших во Франции : Ларионова, Гончарову, Малевича, Кандинского, Шагала, Филонова, Родченко...  Любопытно, что от проведения этой выставки отказались такие великаны, как Третьяковка ( её директор заявил: - «Только через мой труп» ) и Академия художеств. Но Антонова осмелилась и народ долго был ( и будет) ей за это благодарен.

Свободное владение немецким, французским, итальянским и в достаточной степени английским, позволяли Ирине Алексанровне вести беседы и проводить переговоры напрямую со своими зарубежными коллегами, политическими лидерами, меценатами, коллекционерами или просто обсуждать те или иные темы с людьми искусства. Выставки в Пушкинском музее «невыездного» из Италии и Ватикана гениального Караваджо обязаны именно этим качествам Ирины Александровны. Она сумела уговорить священников и кардиналов некоторых итальянских церквей в Риме передать временно её музею несколько картин великого мастера, причём тех, что никогда и нигде, кроме Италии или Ватикана, не выставлялись. И всё только потому, что эта элегантная синьора поразила монсеньоров глубоким знанием живописи раннего Возрождения на языке Петрарки и Боккаччо.

А чего стоит невероятная история, связанная с привозом в Москву в 1974 году самого знаменитого шедевра в мире искусства: леонардовской «Джоконды»! 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ( http://proza.ru/2021/01/22/1213 )


Рецензии
Да! « на таких земля стоит!!»
И ещё,ее жизнь, ее энергия, ее страсть к любимому делу - напрочь опровергает пословицу..” один в поле не воин “, своими победами она доказала обратное…..
Непременно вернусь дочитать, спасибо
С уважением!

Валентина Счастливая   15.11.2021 10:27     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик,Валентина!
Вы правы, Ирина Александровна в одиночку смогла увлечь своим энтузиазмом, пристрастив к искусству тысячи людей.
Рад, что продолжите время в моей хижине.
Всего доброго,

Томас Памиес   15.11.2021 12:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.