Queen и Граучо Маркс

Мэй не оплошал, выступая перед Елизаветой II, но оробел, когда его попросили спеть перед ним, и сослался на отсутствие гитары.

Кто же был этот человек?

Давайте узнаем, почему королевичи застеснялись.

О масштабе его многосторонней личности и о бешенной популярности тяжело рассказать в небольшой публикации. Но пусть будет хотя бы пунктирно!


Граучо Маркс один из пятерых братьев, сформировавших успешную группу Братья Маркс (Marx Brothers). Группа выступала в стиле театра абсурдов. Сначала они ставили водевили на Бродвее. Их шоу с пощечинами, метанием тортов, нелепыми падениями и другими незамысловатыми ситуациями, были очень популярны. Но с приходом кинематографа их известность достигла всемирного масштаба. В 1905 году вышел первый немой фильм с их участием. Фильмы выходили до 1949 года. Такие комедии, как «Утиный суп» и «Ночь в опере» находятся в первом десятке самых популярных американских комедий.

Они стоят в одном ряду с такими звездами немого кино, как Чарли Чаплин и Бастер Китон.

Чтобы дать почувствовать, до какой же степени они были популярны, я приведу несколько примеров.

Елизавета II в своей речи посвященной 80-летнему юбилею, процитировала Граучо Маркса – «Любой может состариться. Для этого надо всего лишь прожить достаточно долго».

В 1973 году, во время встречи с Элтоном Джоном Граучо направил на него указательные пальцы обеих рук, как бы изображая пистолеты. Элтон отреагировал моментально, он понял руки вверх и сказал – «Не стреляйте, я всего лишь пианист!» Эта фраза стала названием студийного альбома Элтона 1973 года.

Фамилии Граучо Маркса и Джона Леннона многократно обыгрывались в разных ситуациях, как Маркс и Ленин.

Сатира братьев Маркс была направлена против общепринятых норм общества. Осмеянию подвергалось то, что считалось респектабельным и одобряемым.

Выступали в жанре водевиля. Как нам рассказывает энциклопедия, водевиль считался сердцем американского шоу-бизнеса с конца XIX века и до 30-х годов XX.

Их эксцентрические или бурлескные комедии неизменно собирали полные театры, а позже и кинотеатры.

Опять нам на помощь приходит сайт https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/159830

Бурлеск – это поджанр кинокомедии, события в которой развиваются неправдоподобным и непредсказуемым образом, обрастая множеством перипетий. В эксцентрических комедиях мужчины часто переодеваются в женщин, персонажи принимают друг друга не за того, кем являются, и эта путаница растёт как снежный ком с каждой сценой.

Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо неоклассической (реже — средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние.

Для бурлеска характерны фарсовые ситуации с оттенком буффонады. Многие комедии представляют собой переработку театральных фарсов (как, например, «Тетка Чарлея»). Ну, кто из нас не смеялся над тетушкой Чарли из Бразилии, где в лесах живет много диких обезьян? А теперь давайте подумаем, не является ли типичным образчиком бурлеска I Want To Break Free? А ведь правда, Queen (а вернее, Роджер Тейлор, потому что именно ему принадлежит идея с переодеванием) в этом клипе выступают, как типичные продолжатели давнишней театральной традиции. Кому могли померещиться гомосексуальные мотивы в этом клипе? Я ума не приложу! Не поленитесь пересмотрите "Здравствуйте, я ваша тетя»!  Ну, вспомнили, как хохотали до слез? Разве что-то дурное в голове крутилось?

К жанру эксцентрической комедии можно отнести многие фильмы Леонида Гайдая, Луи де Фюнеса и Пьера Ришара.

Ближе к 60-м годам жанр утратил популярность в США, и последней эксцентрической комедией считается фильм «В джазе только девушки». Вспомните сюжет – там присутствуют все элементы, которые мы только что перечислили. К слову, Фредди упоминал что «В джазе только девушки» один из его любимых фильмов!

Фредди, совершенно очевидно, очень любил этот жанр. Я все время в его интервью нахожу отсылки к оперетте, водевилю и комедии. Возьмем хотя бы многократно упоминаемую им Ширли Бэсси и ее Big Spender.

А песенка из «Семи морей Рая» в исполнении Шерлока Холмса (он же Бейзил Рэтбоун)? Это разве не бурлеск? Как вам такой Шерлок Холмс? Послушайте в ютубе. Мелодию узнали? Что-то у меня сегодня одни вопросы)А ведь недаром именно она звучит в конце Seven Seas Of Rhye!


А уж если мы вспомним такие песни как «Seaside Randezvous» и «Lazing On A Sunday Afternoon» с A Night At The Opera, а также «The Millionaire Waltz» и «Good Old-fashioned Lover Boy» с A Day At The Races, то станет понятно, что Фредди отдавал дань этому жанру. Не стоит сомневаться в том, что не случайно эти композиции появились на альбомах, названных так же, как и фильмы братьев Маркс. Это жест уважения и почтения Фредди в их сторону. Очень дерзкое решение сочетать тяжелый рок и водевиль. Получилось? Мне кажется, что безусловно!

Ну, теперь давайте вернемся к самой встрече Queen и Граучо Маркса.

Она состоялась весной 1977 года (а именно 3 марта во время выступлений группы в Инглвуде). А 19 августа 1977 года Граучо не стало. Он умер в возрасте 86 лет.


Вот, как об этой встрече вспоминал Роджер.

«История про то, как появилось это название, довольно проста.
Где-то фактически на валлийской границе мы сидели на плюшевых диванах. Довольно бесхитростное место. Но у нас была эта фантастическая новая вещь под названием видеомагнитофон. Мне вспоминается, что у Роя, нашего продюсера, был фильм братьев Маркс A Night At The Opera. Так вот, я помню, что мы устроились после ужина, в субботу вечером, субботний вечер была нашим выходным, и Фред сказал – «Хорошее название! Действительно хорошее название!» Потому что как раз тогда мы делали эту рок-оперную вещь Богемскую Рапсодию. И мы все такие –«Да, название, название…»
В то время была такая вещь, как телекс. Граучо прислал нам телекс. Кто-то договорился о встрече. Мы были приглашены на обед. Итак, мы пошли домой к Граучо Марксу на обед. По правде говоря, мы пошли втроем. Джон испугался и откосил.
(не разобрала)… привлекательный менеджер, и внезапно у них появился привлекательный пианист. Он спел пару песен для нас – Лидия-энциклопедия…и еще одну…затем он сказал –«Вы певцы? Так спойте, мать вашу!». А мы такие –«Ой!...нет-нет, это невозможно, у нас нет гитары…» А он такой – « А вот тут у нас есть гитара!» И неизвестно откуда взялась испанская гитара. Мы пели «39» для Граучо Маркса.»

Обратите внимание, как артистично Роджер изображает смущение и робость, которые они тогда испытали. Мне кажется, он до сих пор лучится от счастья! А подумать, сколько тысяч таких историй он еще может рассказать!

Как пошутил Роджер в одном из своих интервью, после успеха A Night At The Opera и A Day At The Races, они не имели ни малейшего желания называть свой следующий альбом Duck Soup. Ну, вы уже поняли шутку!

И под конец публикации упомянутый телекс.

Телекс Граучо Маркса Джону Риду. Из открытых источников

«Я понимаю, что скоро у вас выйдет альбом под названием A Day At The Races. Случилось так, и вы об этом несомненно знаете, что это название одного из самых успешных фильмов братьев Маркс.
Хоть мой слух на оба уха нынче довольно сильно ограничен слуховым аппаратом, я вспоминаю нескольких молодых людей, которые присматривают за моим домом и слушают ваш последний альбом, который, как мне кажется, называется A Night At The Opera. А это тоже название фильма братьев Маркс.
И хотя мир рекламных щитов, кассовых аппаратов и музыкальных записей не занимают первые места в списке моей любимой литературы, я знаю, что вы артисты, выпускающие очень успешные записи. Могло ли так случиться, что выбор этих названий для ваших альбомов стал намеренным? Если это так, то впереди у вас много плодотворных лет, потому что братья Маркс создали 13 провальных фильмов всего, и я один создал еще пять. А затем была еще моя викторина «Ты еще спрашиваешь!», и мои семь книг, и, о боже мой, я могу продолжать целую вечность.
Поэтому, учитывая все вышесказанное, я желаю вам всяческих успехов в записи вашего последнего альбом «A Day At The Races». Я уверен, что он будет еще одним большим сокрушительным успехом.
В надежде, что это письмо найдет вас,
Др. Хью Я. Хакенбуш
(иногда меня узнают под именем Граучо Маркс)»
Это письмо нуждается в комментариях.

Начну снизу.

Др. Хью Хакенбуш – персонаж фильма братьев Маркс «День на скачках».

Сокрушительный успех – это не неловкость переводчика. Граучо Маркс играет словами – turkey – провальное мероприятие, smash – и катастрофа, и огромный успех, бешено популярный хит. Поэтому я решила перевести так. Может быть, этот «turkey» является еще и отсылкой к одному из самых успешных их фильмов «Duck soup» (Утиный суп). Если вы прочитали это письмо и у вас появились другие варианты перевода, я с радостью их выслушаю в комментариях.

Я бы сказала, нет ни одного серьезного слова – и нарочито вычурный тон письма, и каламбуры – все является настоящим челленджем, когда берешься за это «письмецо».


И взгляните еще раз на фотографию - как же Фредди лучится от счастья! Редко когда  его улыбка настолько восторженная и по-детски непосредственная!


Рецензии