Трон царя Соломона

               
     Много-много лет назад, в глубокой древности ещё до новой эры жил царь по имени Соломон. Он был третьим еврейским царём Израильско-иудейского государства, сыном Давида и Вирсавии (Рис. 1). Его имя Соломон происходит от древнееврейского имени Шеломо, которое в свою очередь произошло от слова  «шалом», означающего «мир» (в значении – «не война) + он –  широкораспространённый имяобразовательный аффикс.
     Соломону выпадало в жизни много испытаний и перенесенные страдания сделали его особенно чувствительным к несчастьям других людей.
    Соломон - персонаж множества мифов, легенд, сказаний, сказок,  а также Cвященных книг  Торы и Библии, в которых выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, нередко ему приписываются волшебные качества: понимание языка зверей, власть над духами, дары провидения и предсказательства.
      Историчность царя Соломона, также как историчность царя Давида и историчность Израильского царства никакими документами не подкрепляется и, является предметом научной дискуссии. Основным же источником информации о жизни и деятельности царя Соломона является Библия – книга о свящённом писании ветхого и нового завета.
      После смерти своего отца Давида Соломон стал царём огромного царства, простирающего на юге от египетской реки Нил до современного государства Йемен, а на востоке до реки  Евфрат. Он правил страной сорок лет и все эти годы отличались расцветом торговли, искусства и ремесел.
     Для управления таким государством требовался обширный ум и испытанная мудрость, и, к счастью для народа, юный дар был от природы наделён светлым умом и проницательностью, давшими ему впоследствии славу «мудрейшего царя». Пользуясь своими знаниями, Соломон обратил всё своё внимание на культурное развитие государства и в этом отношении достиг необычайных результатов.
     В памяти потомков Соломан был известен своей мудростью и справедливостью. Он считается образцом правителя. Не случайно многие  монархи носили его имя.
      В годы своего царствования Соломон, скопив большие богатства, постоянно занимался украшением Иерусалима, как столицы Израиля и  затеял строительство величественного храма и других городских строений.
      А в качестве одного из самых важных атрибутов царской власти он приказал изготовить ему трон (гр. thronos – богатое кресло), как символ царской власти. Трон был изготовлен из  слоновой кости и яшмы и украшен золотом, серебром и бриллиантами. А по размерам это был самый большой  трон, ширина которого составляла шесть шагов. 
      И вот, когда за большие заслуги Соломона как царя,    бог захотел сделать его  царём ещё более обширной территории, он выбрал его местопребыванием гору, которая была расположена примерно в центре Ферганской долины около самого древнейшего в Средней Азии  города Оша и поручил своим шести сыновьям, могучим и грозным титанам сделать из каменных глыб  такой большой трон, чтобы он был больших размеров, чем тот трон, на котором Соломон совершал государственные дела  и установить его на самой высокой вершине той горы, которая  с давних пор была известна местному населению и с тех же пор считалась свящённой.  Титаны принялись за работу, подобрали каменные глыбы, отёсали и отполировали их и установили на вершине горы в форме огромного трона (Рис. 2). 
      Слуги  царя привели в порядок это место и застелили коврами и подушками царский трон.  Сидя на этом троне,  царь Соломон любовался зелёной равниной, которая стелилась у подножия горы и наслаждался  удивительно чистым, благоухающим воздухом.
      В последствии царь Соломон использовал свой трон, как место для занятия медитацией (лат. meditatio – размышление) – переходом в особое психическое состояние с помощью особого  комплекса психических  упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики. Медитация может рассматриваться также и как вид созерцания (лат. contemplatio). -  прежде всего, непосредственного,  зрительного восприятия предметов, а затем и всего мира.
      А его новый трон  олицетворял в себе власть и могущество царя Соломона и был самым Величественным троном на земле всех времен и народов.
Но Соломону хотелось большего. Он мечтал, чтобы у подножия горы,  где он сидел на троне, протекала река и чтобы она билась о камни, грохотала и пенилась. И чтобы брызги от речной воды увлажняли и освежали воздух.
      Соломон знал, что в горах, расположенных в верховьях долины, есть большое горное озеро и он стал просить бога, чтобы он приказал своим богатырям-титанам расчистить  место слива воды горной речки и направить эти воды к подножию горы.
      Бог выполнил просьбу Соломона и титаны расчистили проход для реки до самой горы и вода с шумом, ударяясь о камни, потекла по зелёной равнине, туда, куда хотел Соломон.
      В этот период основным населением долин Тян-Шаня были кочевые племена саков, на языке которых гора называлась "dag - даг)". (Из различных источников известны и другие фонетические варианты этого слова, как dag, таг, так, тав, тау, туу, тоо, тёо,  тай, тей ).  На персидском языке наиболее созвучным словом является такт, тахт - доска, тёс. Как видно в приведённом списке нет переводов этих слов со значением "трон". Откуда же появился перевод этих слов в значении "трон"?
    А всё дело в том, что в кыргызском языке есть слово "так", которое переводится на русский язык, как "трон, престол, царское седалище (алтын так - золотой трон, кюмюштак - серебряный трон)". Этому способствовало и то обстоятельство, что в кыргызской грамматике , в словах с глухими согласными и перед гласными,  буква "К" переходит в "Г". Так название горы "таг" перешло в слово "так - трон". Тем более, что природный объект на первой вершине горы по своему очертанию внешне напоминает  огромное каменное кресло. И гора Соломон-Таг (гора Соломона)стала называться "Соломон такт - трон Соломона".
     С этого времени местные жители стали называть этот природный объект "Трон Соломона", но не как топоним, а как место пребывания царя Соломона.






   
      Со временем местные жители стали называть этот природный объект «Трон Соломона»,но не как топоним, а как место пребывания царя Соломона.


Рецензии