Торт

               
В наши дни торт стал банальностью. Люди балуют себя им по настроению. Могут купить его просто так «к чаю». Женщины в декрете увлекаются их выпечкой и украшением.  Частные кондитерские возникают тут и там. Во времена о которых я решила рассказать было иначе.
Это был год 1977 примерно. Я училась в начальной школе. Мама ежедневно давала мне 20 копеек на еду в школе. Но миссия «поесть в школьном буфете» была мной провалена. На каждой перемене там собиралась вечно голодная растущая детвора и начиналась толкотня с целью пробиться к заветному окрашенному голубой масляной краской с подтёками окошку школьного буфета. Старшеклассники тянули длинные руки через головы малышни и мимо нас проплывали румяные солнышки коржиков, воздушные маковки  пирожных «корзиночка» с розовым лепесточком на макушке, слоёные трубочки с кремом и стаканы сока или чаще, бледно-жёлтого остывшего в холоде чая. Помню, как однажды, дежурная по столовой старшеклассница попыталась навести порядок в очереди, вытащив за шиворот самого наглого подростка, и тут же, получила удар в нос. Брызги крови незабвенной благодарной малышнёй Аллы  Гедмин озарили белые стены столовой.  С тех пор я решила, что такие потрясения не для меня и, перестала заходить в буфет, послушно получая от мамы 20 копеек. Потратить их имелось два способа: магазин « Кулинария» и  ларёк « Союзпечать» по дороге из школы.
В «Кулинарии» было два отдела. В одном была витрина с крошечными салатниками образцов кулинарной продукции: недоделанные голубцы, жареная морская  рыба, салат из капусты, винегрет. Разумеется, этот отдел нас не интересовал, ибо мы искренне недоумевали кто покупает эти «деликатесы». Наши мамы всё это предпочитали готовить сами. А вот второй отдел был нам отрадой. Там продавали все виды пирожных, пирожки печёные и жареные в масле и, конечно же, торты. Торты были  украшены масляными розочками и даже ветками сирени. Одно вре мя появились даже торты в виде полена. Но торт мама покупала только на день рождения. Я до сих пор редко покупаю торт без повода и не пользуюсь услугами такси. Все мы родом из детства…Кулинарными изысками я лакомилась редко. Это не имело особого смысла- дома ждал полноценный обед. «Союзпечать» мне нравился  больше. Здесь можно было купить почтовые открытки, точилку для карандашей, необычную деревянную ручку, однажды я купила постер картины Брюллова «Всадница». – Красота же! Мама злилась, ворчала, но лишить меня заветных 20 копеек не решалась. Послушно вставила    «всадницу» в раму и мы любовались ей лет 20.
Мама выросла без отца. Она родилась второго января 1942. Детство прошло в семье старшей сестры, ушедшего на фронт отца. Жизнь была тяжёлой маму считали лишним ртом. Однажды она рассказала мне о том, как  в той семье отмечали, Новый, возможно,1944 год. Гостей угощали домашними пирогами, а мама ходила вокруг стола и вытягивала свою худенькую шейку, чтобы видеть вкусности. Почему- то пирога ей не дали. Толи жалко было, толи за хлопотами вокруг стола, о ней никто не вспомнил…
Однажды мы с мамой были в центре города и посетили магазин                « Кулинария». Он был больше нашего, выбор там был богаче. И я заметила ценник напротив торта « 1 руб». Гениальная идея зародилась у меня- накопить  этот рубль и подарить маме  торт. Тем более есть мы его будем вместе!
Рубль накопился быстро и второго января с утра пораньше я отправилась в путь. Он был неблизкий. Это был первый раз, что я ушла так далеко от дома.  По пути надо было перейти железную дорогу и несколько автомобильных.  Шёл третий день новогодних праздников и в отдел стояла очередь. Я ещё раз посмотрела на ценник- он был прежним «1 руб» и заняла очередь. За мной занял очередь мужчина средних лет. Подошла очередь, я заказала торт. Продавщица взвесила его и упаковала торт в милую белую коробку, завязав толстой коричневой суровой нитью бантик. И тут она сказала мне: « Рубль пятьдесят».-  Я обомлела.- « У меня только рубль» - тихо пролепетала незадачливая  покупательница. –«Это цена за один килограмм, а этот торт весит полтора». Я готова была провалиться сквозь землю.  Совершенно не знала, что мне делать дальше. И вдруг я услышала голос из- за спины «Дайте девочке торт» и над головой показалась рука мужчины, протягивающая недостающие 50 копеек. Это событие потрясло меня до глубины души. Я не помню, сказала ли я спасибо мужчине, я не помню вкуса этого торта. Мама не помнит об этом моём подарке. И уж конечно, я ничего не рассказала ей о моих злоключениях. Но поступок мужчины врезался мне в память. Поступок этот во сто крат красивее и изящнее самого лучшего дизайнерского торта.


Рецензии
Надеюсь, что поступок этого человека подвиг и вас делать хорошие поступки в своей жизни.)) Татьяна

Георгиевна   30.06.2021 23:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.