Купец Неворотин, история любви и зодчества

Купец Неворотин и его супруга, или история любви, исцеления и зодчества

Ее звали Мария Александровна Неворотина, в девичестве – Валькова, в первом браке – Сукина, во втором – Неворотина. Она была дочерью богатейшего купца первой гильдии, Александра Валькова, имевшего маслобойни на Вологодчине и роскошный дом в Петербурге. Еще у Валькова были земли в Покровской Волости Белозерского уезда, как и у Неворотиных.

Историческая справка:
«По сведениям о фабриках и заводах по 8-му податному участку 1 № 19, согласно газете «Новгородский вестник», за 1887 год Удажский лесопильный завод бежецкого 1-ой гильдии купца А.В. Неворотина распилил брёвен 132165 штук, выпилено из них досок заморских - 114965, биржевых – 355710. Сумма годового оборота составила 63987 рублей 93 копейки. Согласно алфавитного указателя владельцев надельных и собственных земель в разделе «Купцы и почётные граждане» у А.В. Неворотина владения ПОКРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ В НАЧАЛЕ ВЕКА 5 удобных и неудобных земель исчислялись 2034 десятинами в Островской волости, в Шубачской - 2443, в Прилуцкой – 1082, в Ухтомской – 991, в Монастырской – 605, в Покровской – 5810. У Н.А. Неворотина в Покровской волости было 277 десятин земли. В списках лиц, имеющих право участия в избирательных собраниях для выбора земских гласных, на трёхлетье с 1903 года значится Мария Александровна Неворотина, имевшая в Белозерском уезде 875 десятин земли, и Николай Александрович Неворотин с сыновьями – 38302 десятины, и так далее» (Бухалов В.Ф. Покровская волость в начале века. Электронный ресурс:
Супруг-купец, бежечанин Николай Николаевич Неворотин потратил огромные, поистине фантастические средства, чтобы построить для своей супруги «дом мечты» – с колоннами, лепниной, атлантами, поддерживавшими свод, оранжереей и фигурами Гермеса и Фортуны на крыше. Мария Александровна хотела,  чтобы их новый дом в Бежецке был отделан, как дом ее отца в Петербурге.
Но причина у этого строительства была и другая: Мария Александровна тяжело болела. Ее терзала базедова болезнь (диффузный токсический зоб). Чего только не делал муж, чтобы спасти любимую жену от страшной, смертельной болезни! Выписывал лучших врачей и лекарства, возил по курортам, молил о помощи Господа и церковь… Обратился Николай Николаевич за помощью и к самому отцу Иоанну Кронштадтскому, который и исцелил в итоге несчастную женщину. А Николай Николаевич пообещал продавать монастырям и церквям, для строительства, доски со своей лесопилки за половинную цену. И это обещание сдержал, несмотря на козни конкурентов!

Историческая справка:
«Николай Николаевич был женат на дочери кирилловского помещика Александра Валькова Марии. Для неё это был второй брак. Первый муж Степан Алексеевич Сукин умер. Мария Александровна страдала базедовой болезнью (проще – диффузный токсический зоб), к ней для консультации и лечения молитвами по просьбе мужа в Вознесенское приезжал священник Иоанн Кронштадтский в начале прошедшего века. Об усадьбе в настоящее время напоминает аллея ПОКРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ В НАЧАЛЕ ВЕКА 6 однополых старых тополей да большая яма, где когда-то стоял храм. Правнук Николая Николаевича Вадим Кириллович Неворотин проживает в Москве. Лет 10 назад он приезжал в наш район вместе с женой, посетил родовое гнездо Неворотиных деревне Вознесенское, точнее – то, что осталось от этого населённого пункта» (Бухалов В.Ф. Покровская волость в начале века. Электронный ресурс:
Как купеческий дом стал дворцом

Выдающийся бежецкий краевед, друг великого историка и этнографа, создателя теории пассионарности Л.Н. Гумилева В.С. Анкудинов писал, что Николай Николаевич Неворотин выписал из Москвы архитектора, нанял мастеровых. Работа закипела…
В итоге дом трехэтажный кирпичный дом купцов Неворотиных на углу Большой улицы и Рождественского переулка превратился в настоящий дворец. Увеличили размер окон на втором этаже, их сделали полуциркульными. На фасаде появился полупортик с колоннадой, лепные кронштейны, модульоны.
А еще дом Неворотиных теперь мог похвастаться лепными полукружиями и замками с масками над окнами, балконами, плафонами. Парадный вход был украшен портиком с двумя дорическими колоннами, гранитным крыльцом, балконом над портиком с фигурами атлантом, которые поддерживали карниз.
С восточной стороны, на всю высоту здания, пристроили помещение зимнего сада. «На крыше появились парапеты с цинковыми вазами, а на западном парапете – символичная скульптурная группа – Фортуна с рогом изобилия и Гермес с денежным мешком изящно возлежат, опираясь на герб Неворотиных», - писал Виктор Семенович Анкудинов.

Заклинание удачи и богатства

Почему Фортуна и Гермес? Прекрасная Дама Фортуна – символ удачи. Те, к кому поворачивается ее колесо, одарены счастьем в этой жизни. А Гермес – бог  торговли, богатства, хитрости и красноречия, приносящий успех и прибыль. Но, увы, не помогли Николаю Николаевичу Неворотину и его красавице-супруге ни Гермес, ни Фортуна…
Рядом с Фортуной и Гермесом – богато орнаментированные цинковые вазы с ручками в форме бараньих голов. Такие же вазы и поныне можно увидеть и на тумбах ограждения балкона, и над портиком главного входа. Почему бараньи головы?
Овен – это начальный знак Зодиака. Баран (Овен) ассоциируется с золотым руном,  волшебным, сияющим, как солнце. Золотое руно было главным сокровищем древней Колхиды, а потом его добыл для Эллады герой по имени Ясон (Язон). Овен (Баран) – это огненный знак Зодиака, а баранья голова – символ успеха и богатства.
Приказав разместить на крыше своего дома статуи Фортуну и Гермеса, а также цинковые вазы с ручками в форме бараньих голов, Николай Николаевич Неворотин как бы заклинал богатство. Купец, влюбленный в петербургскую красавицу, свою жену, хотел, чтобы их дом озарило сияние золотого руна. Но вышло, увы, совсем наоборот… Не помогли заклинания богатства и славы. Наверное, лучше помогла бы простая молитва о благополучии дома, искренняя, идущая из сердца…

Дворец Неворотиных – внутри и снаружи

Кирпичные стены старого дома Неворотиных были гладкими, и, когда их штукатурили, пришлось сделать наметы толщиной до 50 мм. С западной и северной стороны новый дом-дворец был опоясан мощной кирпичной оштукатуренной оградой с цинковой решеткой и цинковыми вазами на столбах.
В надворной постройке разместился предмет гордости Николая Неворотина – собственная электростанция! А еще в доме-дворце была собственная насосная станция с колодцем для водопровода и водяного отопления.
Интерьеры дворца поражали своей роскошью. Лепнина, масляная раскраска и орнаментовка потолков, стен и карнизов… Словом, Мария Александровна могла быть очень довольна! Муж подарил ей настоящий дворец любви!

Молодая жена и недовольные родственники

Сейчас трудно сказать, были ли довольны остальные члены семьи Неворотиных поступками старшего брата. Но, согласно завещанию отца, промышленника Николая Александровича Неворотина, известного в Бежецке как Неворотин-Чекалкин (а еще были Неворотины-Заборовские, Неворотины-Короли, Неворотины-Пяткины…), опекуном младших детей являлся именно старший сын, Николай Николаевич. Ему полагалось опекать братьев Петра, Константина и Георгия и сестер Веру, Марию и Зинаиду.
Николай Николаевич был городским головой, и дом его долго называли лучшим в городе. Но недолго радовалась Мария Александровна своему дворцу…

Нежданные несчастья

В Вологодской губернии, где находились основные предприятия Неворотиных – лесопильный завод и картонная фабрика – случилось несчастье. Пожар погубил и завод, и фабрику, а Николай Николаевич был вынужден объявить себя банкротом. Бежецкий дворец пошел с торгов…
Возможно, пожар произошел потому, что Николай Николаевич, верный своему обещанию, продавал монастырям и церквям доски за половинную цену, а этого совсем не хотелось конкурентам-лесопильщикам. Вот они и подпустили Николаю Николаевичу «красного петуха»! Но это только одна из версий…
Сначала дом Неворотиных приобрел местный ростовщик Донин, а потом – рыбинский хлеботорговец Башкиров. К тому времени фасад дома утратил свой первоначальный торжественный вид, отвалилась штукатурка на парапетах и ограде, потемнела побелка… И Фортуна с Гермесом на крыше дома стали улыбаться не торжествующе, а грустно. Спустя годы в доме разместился Городской банк…

Резюме

Дом Неворотиных и поныне ждет своего спасителя и избавителя. Атлантам, подпирающим его фасад, наверное, снится долгими ночами, что в доме играет музыка, медленно и торжественно поднимаются по парадной лестнице господа и дамы, а впереди всех – Николай Николаевич Неворотин со своей молодой красавицей-супругой…


Елена Юрьевна Раскина,
доктор филологических наук, профессор, лауреат Всероссийской литературной премии им. Н.С. Гумилева


Рецензии