Жизнь поднебесная-18. Хождение по мукам

Глава 18. Хождение по мукам

Меня поймет только тот, кто сам возводил новое крупногабаритное жилье в условиях дефицита финансов и доверия. Строительные фирмы требовали предоплату, которая поражала воображение. У нас таких денег в наличии не имелось; чтобы они появились, надо было продать дачу, одну из квартир, - а значит, кого-то из бабушек взять к себе, акции Лукойла и снять с банковского счёта все накопления.

Или Серёже брать откаты на работе, что он категорически делать не стал – самое большое счастье на земле – спать спокойно, зная, что к тебе неожиданно не придут люди в форме. Благодаря честности, умению решать поставленные задачи и управлять людьми, мужа не раз приглашали на высокие руководящие должности, в том числе и во всенародно известную нефтяную компанию, но для этого надо было переехать жить в Москву.

Конечно, невозможно не восхищаться столицей нашей Родины, но жить, на мой взгляд, комфортнее в месте более тихом и спокойном, да и работать желательно в пределах физических возможностей. А Серёжа подорвал здоровье на северах, - просто так деньги нигде не платят.

- Поищите деревенскую бригаду плотников, - как-то посоветовали нам друзья. – Обойдётся дешевле.

Уважающие себя строители тоже требовали предоплату, причем все исключительно были заняты на объектах и обещали начать работу только к концу лета.

И тут предложил свои услуги сосед по лестничной площадке. С их семьёй дружили давно, растили детей, иногда даже ходили друг к другу в гости, кто бы думал, что произойдёт такое, от чего долгие годы перестанем здороваться. Потом, правда, помиримся, но осадок останется навсегда.

Сосед оказался предприимчивым. Привёз мужичков подозрительного вида, доставил не внушающие доверия стройматериалы и подделал чеки. Таким образом, они подняли фундамент, который через неделю стал разваливаться. Пришлось с бракоделами расстаться, мы потеряли время и приличную сумму денег.

Ругаться не стали, что толку от брани, финансы не вернёшь, только наживёшь врагов - наркоманов, которые в будущем могут спалить дом, надо было спешно исправлять ситуацию. Оговорюсь, в зарослях вишни после отъезда горе - работничков долго находили использованные шприцы.

Спешно начали искать другую бригаду, чтобы переделать основание будущего дома. Уже отчаялись, но неожиданно явились строители из соседней деревни и поинтересовались, нужны ли рабочие руки.

- Можете посмотреть готовые объекты, - уверенно заявил бригадир. – Не подведём.
Посмотрели. Понравились. И работа закипела.

Я нарисовала на бумаге в клеточку проект дома (одна клеточка – полметра), расположила в нем по своему вкусу комнаты, холлы и санузлы, и это было самым приятным занятием в деле возведения жилья.

Вспоминать, что было дальше, не хочется. Это была каторжная работа, так как с раннего утра и до ночи я занималась продвижением мечты. Обзванивала фирмы, склады и магазины, договаривалась, выбирала, покупала. А часов в девять вечера, благо, что ещё светло, придя с работы, муж увозил меня на строящийся объект.

Возвращались около полуночи, а наутро Сергей ехал на работу, хорошо, не нужно было самому управлять автомобилем. Я узнала цену брусу, доскам, работе строителей, отделочным материалам и так далее. Я стала прорабом.

Строились три года, вкладывая почти всю Серёжину зарплату, с начала апреля до конца октября. В этот период только один раз слетали на море. Не было ни времени, ни возможности, ни денег. Оговорюсь сразу, конечно, особняк можно соорудить в два раза дешевле, чем вам предложат в фирме, но если у вас есть необходимая для этого сумма, поберегите своё здоровье. И ещё, не замахивайтесь на крупную недвижимость. Придёт время, вы будете мечтать о небольшом коттедже с  централизованными удобствами и крохотном огородике – мы не молодеем.

А когда построились, ждал сюрприз - стали наводить на участке порядок, обнаружили возле вишен клад. Такому подарку судьбы никто бы не позавидовал. Под набросанной рыхлой землей, где сейчас у нас ухоженный огород, муж откопал целлофан, а под ним помойку. Хорошо, что ещё пищевых отходов не наблюдалось, но обуви, одежды и утвари валялось великое множество.

- Что это? – опешив, спросила я у соседей.
Те стыдливо отвели глаза.
До сих пор не понимаю, зачем надо устраивать захоронение ненужных вещей на чужом участке, если в СНТ организован вывоз мусора?

И вновь мы не стали ссориться, жизнь всё расставит по своим местам. И расставила, но о наказаниях от высших сил писать не буду, так как никому не желаю зла. Вновь, засучив рукава, принялись за работу. Наполняли большие мешки хламьем и оставляли на углу участка, вечером их забрала специальная машина.

Я тихо плакала от отчаяния и обиды, но скрывала слезы от супруга. Ему и так тяжело. Чтобы не видеть соседей, решили обнести свои владения двухметровым глухим забором, который согласовали с председательшей.

После окончания строительства нас вновь ждал досадный сюрприз. Попросили двух подвернувшихся под руку парней, ищущих приработок, за хорошую плату вывести оставшиеся песок и щебёнку с участка, а затем его выровнять. Те охотно согласились. Через неделю, убедившись, что всё в порядке, мы расплатились и принялись за посадку газона.

Но, для того, чтобы его посадить, надо еще раз перекопать землю, а потому муж вооружился специальной лопатой. Орудие труда тут же наткнулось на что-то твердое.

- Снова клад, - вырвалось у меня, и я нервно рассмеялась.
- Сейчас ты смеяться перестанешь, - нахмурился Сергей и выудил из чернозема камень. Потом последовал второй, третий, четвертый…

Дней через десять все остатки строительного мусора усилиями мужа были утрамбованы на проезжей дороге возле дома, обеспечив нашей машине комфортный въезд в гараж.

- Вот ведь, уроды, - работая, приговаривал супруг, - спрятали щебенку в землю.

Досадовать нам пришлось и тогда, когда понадобилась неквалифицированная помощь  - выкорчевать вишню с двух соток участка. И вновь знающие люди посоветовали подъехать к определённому месту возле университета, где собираются студенты, ждущие предложения работодателей. Мускулистые парни посмотрели на нас, как на душевнобольных, а ведь оплату мы им предложили более чем приличную. Увезли бы их на дачу, накормили, доставили назад. Чего они ждали, мы так и не поняли, наверное, работы, где за час можно поиметь суточную прибыль.

Местные алкоголики на тяжёлый труд тоже не согласились, пришлось освобождаться от вишни и торна самостоятельно. Я пилила основания деревьев, муж корчевал. Выносили сухостой за забор, – разрешила председатель СНТ, - потом его забирала грузовая машина. Так и освоили большую территорию, затем на ней вместо задуманного парка посадили ягодные кустарники и разбили грядки.

Мебель купили в Икее, благо, в двухтысячные доллар держали в узде, это было спокойное время правления Медведева. Тогдашний президент тихо игрался с милицией-полицией, часовыми поясами, но с заграницей не ссорился.

Наконец, сделали на участке всё, и вздохнули с облегчением. Скажи кто-нибудь тогда, когда мы, только что поженившиеся, не имевшие крыши над головой, скитались по улицам, заглядывая в чужие окна, что будем иметь по сто восемьдесят квадратов на человека, ни за что не поверили бы. Да, эти квадраты дались нелегко, север не добавляет здоровья, а постройка солидного здания тем более.

Коттедж получился большой, благоустроенный, трёхэтажный, с шестью уютными спальнями, двумя крытыми верандами и мансардой, на которой находилась просторная светлая летняя комната.

Думали, что наш большой дом будет полон народу, но…

И снова жизнь преподнесла сюрприз – внезапно от правостороннего инсульта умерла Вера Павловна, пролежала в больнице неделю и угасла. На похороны собрались друзья и родственники. И один из них, отведя меня в сторону, признался, что когда-то был против женитьбы Серёжи на изнеженной красивой городской девушке, считал, что не сможет стать она хорошей женой его племяннику, выросшему в деревне.

- А теперь? – спросила я.
Он рассмеялся и обнял меня за плечи.

После похорон свекрови мы обновили памятники Павлу Михайловичу и Прасковье Фатеевне, поставили белые мраморные. А ночью, придя в мужнин сон, добрые старички поблагодарили нас.

Мама подолгу в загородном доме не жила, ей было скучно, ведь я с утра и до вечера работала на участке, поэтому могла уделить ей не так уж много времени. Она просилась в квартиру под надзор врачей и опёку верхней соседки, ставшей ей близкой подругой. Когда-то Эльвира Борисовна сильно затопила нас после того, как сделали ремонт. Протечка случилась не совсем по её вине, и мы пожалели плачущую пожилую женщину. Добро возвращается. Теперь она пожалела меня – на долгие годы взяла заботу о моей маме. 

Вознаграждение Эльвиру Борисовну устраивало, а нас устраивало то, что порядочный, добрый человек находился весь день с больной бабушкой, которой требовалось больше общение, чем уход.

Продолжение:http://proza.ru/2021/01/24/557


Рецензии
Добрый день, уважаемая Лариса! Перепечатываю вновь отзыв -какие-то нововведения, искала пароль, не пропускали текст.
Прочитала вечером две предпоследние главы,но отвлеклась на телефонные разговоры и сериал.Все строительные проблемы всегда напрягают, но отважиться на строительство большого дома нужно определенное мужество, даже если имеются средства.С одной стороны, есть желание, позволяет здоровье и близка надежда осуществит мечты юности, когда скитались по маленьким квартирам, то не жалеешь ни себя, ни близких. С другой стороны, по прошествии нескольких лет начинаешь все-таки жалеть потраченные на стройку годы, когда был привязан, никуда не смог выехать , даже на отдых. И сейчас с каждым днем все отчетливее начинаешь понимать, как фактически мало надо, чтобы ощущать себя счастливым:внимание близких, тепло, свет, вода и еда.А, самое главное, оптимизм.вера в добро, мирное небо над головой и душевное здоровье. Спасибо за отличный текст,искренность и открытость. Всего самого доброго,Татьяна Чебатуркина.

Татьяна Чебатуркина   20.12.2022 14:04     Заявить о нарушении
Таня, добрый вечер.
Вы правы, надо, в общем-то, совсем немного - любовь близких, здоровье и.... желательно удобства.
И чтобы войны не было.
Насчёт стройки - у нас не было другого выхода - сразу суммы, чтобы купить нужный дом, не оказалось, а в рассрочку, ни у кого не занимая, освоили то, что хотели.
Сейчас не жалеем.
С благодарностью и уважением,

Лариса Малмыгина   20.12.2022 18:28   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.