Французская любовь. Глава 10

     Император кружил в вальсе Анну Сергеевну. Танцевал он очень хорошо. И хотя венский вальс достаточно быстрый танец, тем не менее император смог прошептать ей на ушко просьбу своей жены. Анна Сергеевна кивнула в знак согласия, но при этом наморщив свой лобик шутя сообщила ему, что по его вине её бальная книжка до сих пуста. Император, заметив среди гостей Марата и устремлённый на его партнёршу взгляд, улыбнулся и сказал, что кажется знает, как помочь её горю.  Анна Сергеевна ответно улыбнулась и произнесла: «Ваше величество, во-первых это конечно не горе, а скорее проблема. И эту проблему совсем не надо решать путём вызова сюда эскадрона гусар!». Император улыбнулся и ответил: «Зачем же целый эскадрон, достаточно будет одного!». Сразу после окончания тура, император подвёл Анну Сергеевну к императрице. Присев в реверансе Анна Сергеевна услышала:
- Милая Анна Сергеевна, вы так же хорошо танцуете, как и поёте. Прошу вас спеть нам ваш романс!
- Ваше величество, а будет ли это приличным петь один и тот же романс во второй раз? – спросила Анна Сергеевна, слегка покраснев.
- Хорошие романсы поют так часто, как этого желают благодарные слушатели!

 В это время император, переговорив с дирижором, вышел почти в центр зала и громко сказал:
- Господа, среди нас находится очаровательная, талантливая девушка Анна Сергеевна Воронцова, представительница знатного дворянского рода из Смоленской губернии. В прошлом году она с отличием закончила Смольный институт благородных девиц и получила предложение от моей жены, императрицы Елизаветы Алексеевны стать фрейлиной её величества. Однако, эта красивая и умная девушка решила посвятить себя педагогической деятельности. Давайте все вместе попросим её исполнить свой, уже знаменитый романс.
И тут же раздались аплодисменты и крики: «Просим! Просим!». Анна Сергеевна оценила этот спич императора. Таким образом он ставил крест на всех сплетнях насчёт того, что она стала новой фавориткой государя. Поэтому зардевшись она вначале подошла к дирижёру и сказав ему пару слов села за рояль. И запела своим лирическим меццо-сопрано:

Странные мысли, чудо желания,
Утренний кофе, будит метания,
Тройкою мчится память безбрежная,
Мало вам времени, души мятежные.
Богом отпущено, ровно поделено,
Время восторга, время страдания,
Нам не вернуть того, что потеряно,
Мы же находим, всему оправдания.
Сердце забьётся, птицею вольною,
В клетке из рёбер, где-то под разумом,
Мысли красивые, даже крамольные,
С Богом и возрастом не согласованы.
Странные мысли, чудо желания,
Утренний кофе, будит мечтания,
Тройкою мчится память безбрежная,
Мало вам времени, души мятежные.

Елизавета Алексеевна слушала романс и у неё в душе пробегали годы её семейной жизни. Александр был любимым внуком Екатерины II и старшим сыном Павла и его жены Марии Федоровны. Императрица скрупулезно подыскивала внуку невесту и остановила свой выбор на ней, Луизе-Августе Баденской. Свадьбу сыграли в 1793 году. Александру было 16, Луизе-Августе 14 лет. Перед свадьбой её крестили в православие, как Елизавету Алексеевну. Они были юны и горячи, влюблены друг в друга и первое время бесконечно счастливы. Даже Гавриил Романович Державин посвятил их бракосочетанию стихотворение:

Амуру вздумалось Психею,
Резвяся поимать,
Опутаться цветами с нею,
И узел завязать.
Прекрасна пленница краснеет,
И рвётся от него,
А он как будто бы робеет,
От случая сего.
Она зовёт своих подружек,
Чтоб узел развязать,
И он - своих крылатых служек,
Чтоб помочь им подать.
Приятность, младость к ним стремятся,
И им служить хотят,
Но узники не суетятся,
Как вкопаны стоят.

Всё изменилось после смерти Екатерины II. Под влиянием своего отца императора Павла I и императрицы Марии Фёдоровны Александр охладел к ней. Но этот романс чудесным образом вернул их в счастливую молодость. Елизавета Алексеевна почувствовала это, по тому с какой нежностью император брал её руку в свою ладонь, когда стоял рядом и тоже слушал. Так было в на балу в Зимнем дворце, и сейчас муж взял её руку. Именно так они держались за руки в самом начале, когда в сущности были ещё детьми. И в этот момент куда-то пропадали взаимные обиды и измены. Во всяком случае ненавистная ей Нарышкина стала появляться при дворе гораздо меньше. Елизавета Алексеевна внезапно вспомнила двух своих умерших в младенчестве дочерей. Слезинка непроизвольно скатилась у неё по щеке. Александр склонился к ней и тихо сказал на ушко:
- Прости меня Лиза, но мне необходимо отлучиться, чтобы выполнить обещание Анне Сергеевне, - при этом он очень нежно и незаметно вытер её слезинку.
- Какое обещание?
- Я обещал познакомить её с гусаром.
Елизавета Алексеевна только чуть улыбнулась в ответ. Император, отойдя от толпы, жестом подозвал к себе дежурного офицера, которому передал своё приказание и пошёл в сторону небольшой оранжереи, которая располагалась между двумя буфетами. Впереди него ещё два офицера отправились быстрым шагом вывести оттуда случайных людей.

Марат смотрел на поющую Анну Сергеевну зачарованно, не понимая, как реальная женщина могла оказаться в его снах. Это судьба! Звучало у него в голове, а сердце, так сладко ныло. Её голос, слова песни, так глубоко проникали в душу, как будто это был голос небес. «Голубка, моя голубка!» шептал он сам себе. В это время, кто-то осторожно взял его за руку. Марат оглянулся. Рядом с ним стоял дежурный офицер, который шёпотом сказал ему: « Господин барон. Его величество, император Александр, хочет переговорить с вами!». Марат кивнул и последовал за офицером. Стоящий рядом посол только ухмыльнулся.

Александр прогуливался в небольшой оранжерее, ожидая барона Вин Санте, так теперь его называли в обществе. Ему нравился этот молодой офицер, который прибыл в Россию со специальной миссией, но он не занимался военной разведкой, не вербовал агентов, а лишь изучал настроения во всех слоях русского общества и регулярно докладывал об этом Наполеону, встречаясь с ним лично. Всё это императору стало известно благодаря работе Особенной канцелярии, созданной по инициативе военного министра Барклая-де-Толли. За короткий срок этот разведывательный орган Российской империи смог создать широкую сеть агентов и осведомителей в органах военного управления Франции и её союзников. Одним из личных осведомителей императора являлся министр иностранных дел Талейран Перегор, который использовал сведения полученные от министра полиции Франции Фуше. С помощью агентов Особенной канцелярии были получены твёрдые заверения, что наследный принц шведского престола Жан Бернандот никогда не вступит в войну против России. Из донесений агентов стало известно, что Наполеон планирует захватить Константинополь и объявить себя императором Восточной и Западной империй. Эти сведения, конечно, были доведены до военно-политического руководства Турции, которое не стало заключать военного союза с Наполеоном. Таким образом Россия обезопасила свои фланги в предстоящей войне с Францией.  Так же через двойных агентов до Наполена была доведена дезинформация относительно стратегии и тактики русских войск в случае вторжения французских войск. Наполеон был уверен, что русские дадут генеральное сражение ещё в приграничной зоне, но на самом деле в штабе русской армии разрабатывалась совсем иная стратегия, направленная на вовлечение неприятеля вглубь территории и организации борьбы на растянутых коммуникациях французской армии с целью её ослабления...
Размышления императора Александра прервал подошедший барон.
- Ваше Величество, барон Вин Санта, к вашим услугам! – громко сказал Марат, щёлкнув каблуками, подойдя к императору.
- Здравствуйте барон, я знаю, что вы часто встречаетесь с Наполеоном и у меня будет к вам просьба.
- Сделаю всё, что могу Ваше Величество, - ответил по военному Марат, опять щёлкнув каблуками.
- Вы уже, видимо, знаете, что в прошлом году в Англии в результате континентальной блокады разразился кризис, который стал самым тяжелым за последние двести лет в истории этой страны. Ситуацию очень сильно обостряет движение луддитов, которые разрушают промышленность Англии.
Пацифисты уже собрали более 30 000 подписей. Поэтому там, со дня на день ждут свержение короля Георга IV. Британскую корону может спасти только война Франции с Россией! Начав войну с Россией ваш император вольно или невольно помогает Англии. Я прошу передать вашему императору, что в России его Великая армия найдёт для себя очень много неприятных сюрпризов и в конце концов потерпит поражение, а он сам потеряет всё! И тогда его мечты об объединённой Европе помогут Англии ещё больше укрепиться!
- Но почему? – спросил Марат, вполне понимая о чём говорил Александр.
- Потому что ослабленная и разорённая войной Европа станет добычей английских банков, которые под хороший процент будут выдавать кредиты правительствам европейских стран! Так было, есть и будет!
- Но есть же ещё европейские банки! – возразил Марат.
- В каждом европейском банке присутствует английский капитал! – уверенно произнёс император.
- Хорошо, Ваше Величество, я дословно передам весь наш разговор моему императору, - кивнул Марат.


Рецензии