Неожиданное предложение

Те далёкие восьмидесятые годы

  Рабочий день подходил к концу. И как всегда, Сидор Кузьмич Вздорнов молча проходил по кабинетам, посматривая, кто чем занимается. Все делали вид, что продолжают трудиться в полную силу, хотя почти каждый то и дело поглядывал на часы, на приближающуюся к пяти стрелку. Около стола Прилежаева Сидор Кузьмич остановился, немного постоял и проговорил:
  – Ты вот что, Петро Иваныч, зайди завтра с утра ко мне в кабинет. У меня для тебя есть приятная новость. Так-то вот. Зайди завтра, зайди, – повторил он и степенно зашагал к себе.
  Прилежаев был очень взволнован таким предложением. Что бы это значило, ломал он голову, идя домой. Поручение ещё какое-нибудь? Так нет же. Сидор Кузьмич такие пожелания передавал через своего зама. Длительная командировка? Да вроде бы такое не предвиделось. А может повышение? У Петра Ивановича даже сердце ёкнуло от такого доброго предчувствия. Он остановился посреди улицы, не обращая внимания на спешивших домой и толкавших его людей. «Точно ведь, у нас в соседнем отделе освободилось место зава!» – промелькнуло в голове, и он чуть даже не запрыгал от радости. И заспешил домой поделиться такой радостной мыслью со своей женой.
  Дома сразу же и сделал это, поделился своей новостью с супругой. Та вначале даже не поверила, а потом сразу засуетилась, забегала по комнатам, стала вытаскивать из шкафов рубашки, джемперы, костюмы, подыскивая что-либо поприличнее. Но всё было поношенным, слишком узким или слишком широким и не модным.
  – Что же делать, Петя? Ума не приложу, – сев на стул, грустно заговорила она. – У тебя   нет ни одного приличного костюма, а ты-то теперь начальником будешь, на виду у всех.
  – Ну, это ещё неизвестно буду ли я начальником или нет, – засмущался тот.
  – Да что там говорить, будешь! Мне сон такой приснился, точно какие-то сдвиги с тобой будут, – убеждала его супруга, всё суетясь.
  – Да ты не хлопочи, мать. И так хорошо, в старом, – начал успокаивать он её.
  – Нет-нет, Петя. На тебя теперь все смотреть будут. Что же делать? – чуть ли в панику не ударилась та. – Ума не приложу. О, пойду-ка я к Марфе, у неё всегда что-то есть такое…   импортное, – вспомнила вдруг. – И где они только всё это достают? – риторически спросила.
  – Да не надо со спекулянтами связываться, зачем? – завозмущался супруг.
  – Нет, Петя, надо, – разубедила та. – Костюм тебе хороший всё равно нужен, вот так.
  И она, наскоро собравшись, ушла. Вернулась быстро. Костюм был действительно превосходный. Правда, его немного пришлось переделать, перешить пуговицы, укоротить брюки. И наутро Прилежаев весь сияющий всё же робко постучал в кабинет своего начальника и вошёл.
  – Здравствуй, дорогой! – кажется, впервые так ласково с ним поздоровался Сидор Кузьмич, глядя прямо в глаза своему подчинённому, – здравствуй.
  – Здравствуйте, Сидор Кузьмич, – тихо ответил довольный Прилежаев и с лёгким нажимом пожал протянутую ему руку.
  Они некоторое время, улыбаясь, смотрели друг на друга, словно между ними впервые не было никакой служебной дистанции.
  – Хочу я тебя, Петро Иваныч, об одной услуге попросить, – начал тепло Вздорнов. – Есть тут у нас одна вакансия... – он немного замялся, когда его глаза почувствовали что-то знакомое в костюме сияющего Прилежаева, – зава... – тихо закончил Вздорнов и глянул на свой костюм, который ему жена только вчера достала у одной хорошей знакомой.
  «Точно такой же!» – мелькнула у него страшная мысль, и Сидор Кузьмич начал переводить взгляд то на Прилежаева, то на себя, всё сильнее хмурясь. «Да, сомнений нет», – решил он окончательно, начиная раздражаться на Прилежаева, всё ещё блаженно улыбающегося и не понимающего такой резкой смены настроения своего начальника.
  Безмолвная пауза явно затягивалась.
  – Да-а… – протянул Вздорнов, – дела-а… Ты... вы вот что, Прилежаев. Это, как бы вам сказать... Да-а...
  Вздорнов даже не знал, что и сказать дальше, такая злость на него нашла, что у какого-то простого экономиста такой же точно костюм, как у него, Вздорнова! Нет, этого он простить не мог!
  – Вы вот что, Прилежаев. Тут дело такое… К нам по распределению приходят два  специалиста, – нашёлся наконец-то Вздорнов. – Сами понимаете, отказаться нельзя, приказ свыше. Надо  растить  молодёжь…
  Прилежаев слушал внимательно своего начальника и ничего абсолютно не мог понять. Место зава, молодые какие-то специалисты – всё это казалось ему диким сном. Он смотрел на Вздорнова широко раскрытыми глазами, у него даже челюсть нижняя опустилась. А Вздорнов продолжал:
  – А у наших соседей как раз требуется знающий экономист. Вы бы подумали над этим. Сами понимаете, молодые специалисты... смена поколений...
  И Вздорвов сел за свой стол, демонстративно начал перекладывать бумаги. Разговор был окончен. Прилежаев это понял и ни слова не говоря тихо вышел из кабинета.


Рецензии