Потери

             
    Курс у нас был один из самых больших: одних лётчиков, не считая штурманов наведения, в нашем выпуске 1975го года было более сотни человек. Ну а к потерям судьба нас начала готовить буквально сразу после летнего отпуска 1го курса: уже в конце сентября в санчасть с простудой попал один из немногих сержантов, назначенных из штатских, Толик Миронов. Через две недели его перевели в инфекционный блок больницы Волгограда, а в конце октября нам всем объявили, что Толика можно там навестить, так как он вот-вот умрёт…Саркома… Помню его обтянутое кожей лицо и смущённую улыбку: «- Мужики… я к ноябрьским… постараюсь… выздороветь…»
   Ему о его близкой кончине не говорили, хотя сёстры тайком угощали его даже вином… Приехавшие за сыном родители не хотели верить, что он умер без особых причин… Думали, что облучился или ещё что…   
    Тогда я первый раз столкнувшись со смертью,    просвистевшей над моею койкой в соседнюю…
  Следующая потеря была на Новый год выпускного курса в Лебяжьем: куда к знакомым девчонкам было пошли в увольнение трое курсантов… Выпили проводив старый год и… один из них поссорившись со своей подругой, выскочил на мороз раздетым… Видно, не дождавшись уговоров вернуться обратно, сбросил и китель с рубашкой и пошёл к гарнизону… Это и по дороге 3 км, а он ночью двинул на огни ГСМ по перепаханному замёрзшему полю… через пару километров упал и замёрз… Нас подняли ночью по тревоге, нашли его полузанесённое снегом тело в километре от КПП, хотя он шёл мимо него на огни… Там же в Лебяжье были и остальные ЧП...
    Володя Бастраков,  коммунист - активист,  качался  с  железом   вопреки сухощавости телосложения… Думаю, желание лидировать -«светить всегда, светить везде…»,- его и погубило…
  Мы уже на 4м курсе летали на фотострельбу по воздушной цели, роль которой исполнял на «спарке» кто-то из лётчиков-инструкторов. На одну цель планировались 4 перехватчика: один взлетал в паре с «мишенью», 2й,3й и 4й взлетали с интервалом в 5 минут и ждали своей очереди в зоне ожидания, пока не отработает предыдущий…
   Володя  дождавшись своей очереди в зоне ожидания, отработал фотострельбу по цели, с её разрешения пристроился к ней ведомым… Всё внимание уделяя наблюдению за целью, а потом за ведущим,-за остатком топлива не следил, загорания ламп ограниченного остатка топлива не заметил… Увидел, что горит красное табло «Аварийный остаток» уже после роспуска пары, поняв свою оплошность, РП сразу не сообщил, надеясь, что успеет зайти и сесть.. Когда на третьем развороте после выпуска шасси двигатель встал, вместо НЕМЕДЛЕННОГО катапультирования, спокойно доложил «Встал двигатель из-за полной выработки топлива», с падающего самолёта катапультировался уже поздно: купол парашюта не успел наполниться…  Кресла тогда у нас были несовершенны, впрочем как и сам пресловутый «человеческий фактор»……

     Четвёртым кандидатом в "двухсотые" перед самым выпуском суждено было стать СБ Леонову, но он успел катапультироваться на взлёте, предварительно отвернув от населённого пункта… Орден Красной Звезды частично компенсировал его списание с лётной работы из-за декомпрессионной деформации позвоночника.
   Вспоминая, думаю: как легко мы были готовы погибнуть?! Может так и надо?!
     Десять-двадцать-тридцать лет раньше, сорок-пятьдесят лет позже: всё равно ВСЕ ТАМ соберёмся…


Рецензии