На таких земля стоит. Памяти Ирины Антоновой - 2

На таких земля стоит. Памяти Ирины Антоновой - 2/3

Начало по ссылке: http://proza.ru/2021/01/21/1898

Узнав , что эта картина возвращается в парижский Лувр из Токио, с пересадкой в Москве, Антонова уговорила министра Фурцеву обратиться в Лувр за разрешением выставить картину в пушкинском музее. Оставалось несколько  недель до закрытия выставки в Токио. Времени в обрез. Подключила французскую компартию , свои многочисленные связи в мире искусства. Разрешение было получено, в первую очередь , благодаря стараниям Антоновой и…не без содействия французского посла в Москве , который неровно дышал в сторону Катерины Фурцевой и помог сотворить чудо.

За шесть недель «Джоконду» посмотрело миллион триста тысяч человек. Шли потоком, как в Мавзолее, посетитель имел 15 секунд на то, чтобы бросить взгляд на шедевр, и ещё несколько, когда поворачивался  и пятился к выходу. Организаторам выставки ничего другого не оставалось делать, как ограничить секундами встречу с этим шедевром, чтобы дать возможность ознакомиться с бессмертным творением великого Леонардо максимальному количеству любителей живописи.  Они справились блестяще с этой непростой задачей.

Я тогда работал на ЗИЛе начинающим инженером. Все сотрудницы нашего отдела – женщины, мне кажется, по природе чувствуют искусство тоньше - отпросились с работы, чтобы выстояв многочасовую очередь в Пушкинский музей,  получить свои 15 секунд счастья от взгляда на загадочную улыбку Моны Лизы де Джокондо. Я не пошёл. Счёл за ханжество такую подачу искусства, так мне тогда показалось. А зря!

На следующий день, после кратковременного общения с достопочтенной флорентийкой, наши женщины лучились счастьем, рассказывая о гипнотическом действии чарующего сфуматто, раскрывающего внутренний мир и одухотворенность полуулыбки знаменитой итальянской синьоры. Как они за четверть минуты сумели так глубоко вникнуть во внутренний мир этого произведения, осталось для меня загадкой.

По мнению Антоновой, Леонардо, который был самым умным человеком из когда либо рождавшихся на земле, прекрасно отдавал себе отчет, что улыбка Моны Лизы будет сводить с ума все последующие поколения и наслаждался предчувствием, что её будут пытаться разгадать. Наши Зиловские мадонны остались со своим пережитым восприятием от этой картины. Уверен, что она оставила неизгладимый след в их памяти. Во всяком случае, тот заразительный энтузиазм, с которым они делились своими впечатлениями, оставил такое ощущение.

Спустя несколько лет я посетил Джоконду в Лувре и … полностью разочаровался : толпа желающих «отметиться» не дает рассмотреть портрет, близко не подойдешь, стоит заградительный барьер, портрет маленький ( 76,8 х 53 см) и сильно потемневший со временем, да и стекло бликует. Уж лучше бы тогда в Пушкинском посмотрел в обмен на три часа очереди и 15-ти секунд свидания с загадочной мадонной. Пишу эти строчки и, почему - то вспомнилась немая сцена встречи в кафе Штирлица с супругой в «Семнадцати мгновениях весны».
 
Ирина Антонова была очень разносторонним человеком, она любила не только живопись , но и серьезно увлекалась театром, литературой, музыкой, даже цирком!  Вместе со знаменитым пианистом Святославом Рихтером она организовала в рамках своего музея ежегодный и ставший традиционным фестиваль «Декабрьские вечера», связав живопись с музыкой : своего рода диалог двух проявлений культуры. Потом многие музеи мира переняли эту идею.
Кстати, Святослав Рихтер был ещё и профессиональным художником и передал безвозмездно бОльшую своей коллекции картин в Пушкинский музей.

Другие её инициативы интересны тем, что охватывают, пропитывая искусством, все слои населения, от детей – мероприятия Мусейон и КЮИ (Клуб юных искусствоведов),до Программы «Третий возраст» , состоящей из семинаров и лекций  по истории искусства для пенсионеров. Все эти проекты позволили и позволяют сегодня привлекать к искусству, и культуре вообще, огромные массы неравнодушных  к красоте людей, превращая эту благородную и благодарную миссию в поистине народную.

С момента ухода с поста директора, Ирина Антонова  посвятила себя двум основным направлениям, которыми занималась всю свою жизнь, но теперь уже целенаправленно: музейному городку (расширение территории музея за счёт уже присовокупленных , но не отремонтированных до конца близлежащих зданий) и воссозданию в Москве музея нового западного искусства, где с 1921 по 1948 годы экспонировалась богатейшая в мире коллекция  французских импрессионистов купленных в Париже в начале ХХ века русскими предпринимателями Сергеем Ивановичем Щукиным и  Иваном Абрамовичем Морозовым и состоящая из 700 картин. Любопытно, что каждый из них собирал картины по отдельности – друг с другом они не разговаривали, поскольку были конкурентами. Россия должна гордиться этими двумя великими коллекционерами живописи. Они первыми поняли, раньше, чем их собратья на Западе, что надо собирать импрессионистов, а также картины молодого Пикассо, Сезанна, Ван Гога, Матисса.

Удивительно! Два купца, торговавшие тканью! Два провидца сумели собрать великолепную коллекцию картин и привезти её на родину. Причем все произведения этого собрания картин, написаны до 1914 года  - периода произведений авангарного искусства высочайшего качества.  По сегодняшний день это самая значительная коллекция импрессионистов в мире.

После революции эти картины остались в России, новая власть национализировала их,  купцы эмигрировали. Ленин подписал указ о создании музея нового западного искусства (ГМНЗИ), где эти произведения были выставлены. Музей проработал 25 лет, с 1923 по 1948-й. Во время войны музей был закрыт и так и не открылся , потому что Сталин, в рамках борьбы с космополитизмом, подписал указ о ликвидации этого «рассадника низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой», проявив политическую недальновидность. А ведь подобного музея не существует нигде! Те, кто мог убедить Сталина передумать – директоры пушкинского музея и Эрмитажа - Меркуров и Орбели – побоялись грозного земляка и предпочли поделить коллекцию пополам между музеями ими возглавляемыми. Хорошо, что хоть картины спаслись.

Ирина Антонова всю свою жизнь считала своей главной задачей восстановить в Москве этот музей, сделала для этого очень много, но не успела. Остаётся надеяться, что её многочисленные последователи доведут эту благородную миссию до конца, и Москва обретёт лучшую в мире коллекцию живописи современного искусства начала 20 века.
Было бы достойным жестом памяти Ирины Антоновой, приурочить дату открытия музея нового западного искусства к столетнему юбилею этой легендарной женщины и коренной москвички - 20 марта 2022 года! Приглашаю сторонников искусства присоединиться к этой инициативе! И объявить эту знаменательную дату днем Воскрешения ГМНЗИ.

Удивляет и восхищает, что кроме всех перечисленных занятий, поглощающих много сил и энергии, Антонова находила время и для просветительской работы. И это в её 92 года на момент её назначения Президентом музея! На вопрос : где Вы находите время на всё это?, Антонова отвечала:
- Сейчас как раз появилось свободное время размышлять. Хотя время, конечно, никогда не бывает свободным.

Преподавать, просвещать, лепить из слушателя, если не знатока, то хотя бы, неравнодушного любителя искусства - это на мой взгляд то, что лучше всего  давалось этой светлой женщине. Это у неё от Бога. Лекции о художниках, многочисленные интервью, беседы с публикой или со специалистами. Мероприятий столько, что не перечесть! Невозможно охватить в рамках одного очерка всё, чем занималась Ирина Александровна. Рекомендую ознакомиться с такими её выступлениями , как «Линия жизни» телеканала Культура, «Жена. История любви Киры Прошутинской, Программа «10 фотографий» Арины Шараповой, «Мой герой» Татьяны Устиновой, беседа с Антоном Беловым – директором галереи «Гараж»;документальный фильм Олеси Фокиной «Ирина Антонова, "Я давно иду по прямой», встреча Антоновой с молодёжью "Сто вопросов к взрослому"(потрясающе!) и другие…
--------
P.S. Знаменитый британский актёр и тонкий ценитель искусства Джереми Айронс, будучи проездом в России, предложил Антоновой, зная её бесстрашие и отчаянный характер, поехать с группой байкеров из Петербурга в Москву на мотоциклах. Она любезно отклонила его предложение, сославшись на занятость. Но зато потом они прокатились вместе вокруг Пушкинского музея. Этот момент и заснят на фотографии в заголовке.
--------

ОКОНЧАНИЕ по ссылке: http://proza.ru/2021/01/24/249


Рецензии
Томас, я в Лувре был с экскурсией. Э то просто позор- пиомчаться метеором по всем залам, чтобы увидеть закрытую пуленепроби ваемым стеклом Джоконду! Она над нами смеялась!

Михаил Бортников   01.06.2021 15:20     Заявить о нарушении
Действительно, безобразие как обращаются с нашим братом - туристом те, что организовывают экскурсии. Ну а уж Джоконда под стеклом, да ещё бликующим, и в какие ворота не лезет! У неё более чем веские причины смеяться на нами.

Томас Памиес   01.06.2021 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.