Как военврач Бабайцев в рождественскую ночь в гост

               
                рассказ - быль

   Служил капитан Бабайцев Виктор Борисович врачом 8 роты, второго батальона, 104  - го гвардейского полка Псковской воздушно-десантной дивизии. Того самого батальона,  6-я рота которого геройски погибла в неравном бою с чеченскими бандформированиями, вырывавшимися из окружения.
     30 декабря 1994г. 104-й  полк прибыл в г. Моздок. 31 декабря, когда все нормальные люди суетились, встречая новый год, наши десантники псковичи стали входить в Грозный. Шли через Александровскую долину к рынку. 6 января 1995 года, в ночь под православное рождество, капитану Бабайцеву было приказано в одном из домов в центре Грозного развернуть пункт приёма раненых. Показали на карте дом и подъезд, дали помощников из 6 солдат во главе с молодым лейтенантом. Получили они медикаменты, перевязочный материал, взяли побольше боеприпасов и пошли на указанную точку. Шли наши парни по незнакомому ночному городу, шли и вышли на какую - то площадь. На полуразрушенных домах табличек с номерами домов и названиями улиц нигде не было. Улицы не освещены, безлюдны.   Смотрят, стоит невдалеке не высокое здание с одним входом. В его окнах горит яркий свет, периодически в него входят и выходят из него какие-то люди. Решили туда зайти и узнать, где они находятся  и как найти нужное им здание. Зашли. В холле на первом этаже было  многолюдно, освещался холл слабо.  Когда протолкались  подальше от входной двери и огляделись, - опешили. Со всех сторон были вооруженные  чеченцы,  и что самое неприятное - их уже заметили. Без команды, в едином порыве бойцы рванули к выходу, паля из автоматов по  боевикам.  Выбежав  на улицу,  метнулись к ближайшей пятиэтажке, которая  стояла торцом к зданию, из которого  “делало ноги” наше воинство.  Чеченцы ринулись на улицу за десантниками, но лейтенант с двумя бойцами, прикрывая отход группы, открыли по ним огонь. Преследование прекратилось, группа благополучно укрылась в первом от угла подъезде пятиэтажки. Выставили наблюдение, расположилась на ночлег.
   Ночь прошла спокойно, а ранним утром в дом, где находился капитан Бабайцев и его помощники, подошел взвод  морских пехотинцев  во главе со старшим лейтенантом. Последний, разобравшись в обстановке, принял на себя командование всеми наличествующими силами и поставил каждому бойцу задачу по подготовке к обороне.
   До обеда чеченцы гарнизон безымянного дома не беспокоили, но ближе к обеду  стали окружать точно такой же соседний дом.    Там, как, оказалось, тоже были наши бойцы численностью до взвода. Когда чеченцы, окружавшие соседний дом, оказались между домами, защитники дома, в котором  находился  капитан Бабайцев, открыли по ним огонь. Многих ранили, а двоих  убили. Чеченцы в панике разбежались, но через некоторое время обратились к нашим бойцам с просьбой разрешить забрать  своих убитых и раненых. Наши парни  были великодушны. После этого чеченцы стали почти беспрерывно  обстреливать и атаковать оба дома. Предлагали сдаться, но наши бойцы на все предложения и угрозы отвечали огнём. Само - собою, разумеется, что защитникам обоих домов надо  было бы объединить свои усилия. Но этого не произошло.
- Мы пытались докричаться в соседний дом, что мы тут свои, давайте держать оборону вместе, - с горечью вспоминает ныне уже подполковник запаса Бабайцев, - но из-за стрельбы  соседи нас не расслышали и в отдельные моменты даже обстреливали нас.     У нас была и рация, но что толку?  Нам удалось связаться со своими. Нас выслушали и ответили, что в доме, в котором яко бы мы находимся, никаких российских подразделений нет.  - С чеченцами достигнуто  перемирие, и если вы действительно наши бойцы, то строго соблюдайте условия прекращения огня - приказали  те, от кого  ждали помощи и вызволения наши солдаты и офицеры. 
    А боевики  наших бойцов беспрерывно обстреливали,  и они им отвечали тем же.
  Оказалось, что ни у морпехов, ни у группы капитана Бабайцева не было продуктов питания и воды. Решили обследовать здание, может быть, где-нибудь осталась вода. Когда спустились в подвал, там оказалось человек 60 мирных жителей. В основном это были чеченцы. Боевики до прихода в здание наших бойцов их подкармливали и снабжали всем необходимым. Поэтому у них  было в достатке продовольствия и воды.  Обитатели подвала с нашими бойцами водой и продуктами питания  охотно поделились. Ситуация осаждённых немного улучшилась.
      Когда связались со своими во второй раз, им ответили, что на выручку послано подразделение морских пехотинцев. Ждите. Ждали   наши ребята подмогу, ждали, но так и не дождались. Возможно, морпехи не смогли пробиться, а может никто, никого и не посылал...
    А удержали оборону дома наши парни благодаря тому, что в группе морских пехотинцев был артиллерист- корректировщик. В критические моменты боя по его наводке артиллеристы открывали огонь и чеченцы отходили. Через корректировщика наши бойцы выяснили, что находились они на площади Свободы, рядом с резиденцией президента Чеченской республики Дудаева. Узнавши это, Виктор Борисович чуть не лишился дара речи. Ведь он, оказывается, в рождественскую ночь   со своей группой попал в резиденцию самого Дудаева... Правда, и хозяин дворца, и неприглашенные гости друг  друга не поняли.
    -Как старший лейтенант морской пехоты и лейтенант десантник организовали и осуществляли оборону дома в деталях, я не знаю, - говорит Виктор Борисович, - я ведь всё время был с ранеными, эвакуировал в подвал погибших, кормил и поил бойцов.  В отдельные моменты, когда было особенно тяжело, приходилось и стрелять.
    На третьи сутки пребывания наших героев в осаде, командование группировки российских войск начало операцию по штурму дворца Дудаева. Отчаянно обороняясь, боевики усилили атаки на солдат, окруженных ими в двух прилегающих к дворцу домах. Ведь в той ситуации эти два дома были для них серьёзной угрозой, так как в любой момент  могли превратиться в  хороший плацдарм для подразделений, штурмующих логово Дудаева. Кроме того, когда осаждённые связывались по рации со своими, в их разговор постоянно вмешивались  радисты чеченцев. Значит, они не могли не слышать и корректировки огня для артиллеристов. Наличие в нескольких десятках метров от обороняемого дворца корректировщика артиллерии значило для чеченцев сидение на пороховой бочке. Поэтому бои за те дома с началом штурма дворца Дудаева приняли ожесточенный характер. Атака чеченцев следовала за атакой, обстрел  чеченцы вели беспрерывно из всех видов стрелкового оружия.  Быстро редели ряды  обороняющихся.
   К исходу третьего дня боевики проникли и закрепились в двух последних подъездах дома. Положение наших воинов становилось отчаянным. На утро четвёртого дня натиск чеченцев ослаб, а вскоре к среднему  подъезду на большой скорости подкатили БТР и БМП. Поливая огнём боевиков, машины броней прикрыли вход в подъезд и стали эвакуировать раненых. Чеченцы усилили обстрел. Тогда экипажи машин поставили дымовую завесу. И, тем не менее, при погрузке раненых  многие из них погибли.
  На момент эвакуации в строю защитников дома,  находившегося в пекле самых ожесточенных боевых действий, оставались двое: сильно контуженный старший лейтенант  командир взвода морских пехотинцев и раненый в правое плечо навылет капитан Бабайцев.
    За тот бой старший лейтенант  был представлен к званию героя России, а  капитан медицинской службы Бабайцев Виктор Борисович получил орден Мужества.
    Очень сожалеет пенсионер МО Бабайцев, что в той ситуации не спросил ни имени, ни фамилии отважного старшего лейтенанта, морского пехотинца. – Знаю только точно, что родом он из города Казани.
                2001г.


Рецензии