Бегуны

               
                рассказ-быль   
                Светлой памяти моей мамы Марии               
                Кондратьевны посвящается.   
 
    В то  солнечное воскресное утро Вовка поднялся пораньше. Быстро умылся, забежал на кухню, выпил стакан молока, подхватил собранную с вечера спортивную сумку и поспешил в школу.
   Там уже собиралась команда школьников, длительное время готовившаяся к весенней  эстафете.
   Вернулся  домой  наш легкоатлет к обеду. Вид у него был подавленный. Не разбирая, швырнул в кладовку свою сумку, прошел в  комнату и бухнулся на аккуратно заправленную  кровать.
    Отец с матерью, старшим братом и сестрой уехали на дачу. Дома была одна бабушка. Она сидела в гостиной у телевизора, слышала, что пришел внук. По тому, как он молча уединился в своей комнате, старушка догадалась о его настроении и чем оно вызвано.
    Минут через десять она бесшумно вошла в его комнату и мягким ласковым голосом сказала:
   - Ну что? Не повезло? Вас обогнали? Не расстраивайся. В следующий раз пробежишь быстрее. Всех обгонишь! Пошли на кухню, ты ведь сегодня толком и не ел.
   - Понимаешь баб! – Вовка, словно Ванька - Встанька подскочил с кровати, - опять эти девочки! Что ни возьмись с ними делать - обязательно всё провалят! Со старта мы, ребята, бежали то первыми, то вторыми, а как побежали  девчонки!…  Готовились, готовились…
     Разговаривая, они не спеша прошли в кухню. Из духовки бабушка вынула и поставила на стол большую миску с румяными ещё горячими пирожками и стала наливать в тарелку  пахучие щи.
    Вовка понемногу успокоился. Давясь мягким, с вкусной картофельной начинкой пирожком, продолжал рассказывать своему беспредельно сочувствующему  собеседнику про соревнования. Рассказал как он «рванул», получив эстафетную палочку,  как  к концу этапа настиг бежавшего от него впереди на двадцать, нет, на тридцать метров пацана из другой школы, сколько соперниц пропустили вперёд Оксана и Ленка из ихнего класса.
     Сидевшая напротив и внимательно слушавшая внука бабушка, с возмущением вставила:
     - И что ж это нынче за девочки пошли такие нерасторопные? Сидят за книжками да у телевизора день-деньской, а на улицу выйдут, прячутся за углы да курят. Как же они бежать-то будут?
    - Некоторые девчонки ничего, нормальные, но большинство… - согласился Вовка.
    - Вот я в ваши годы была. Не то, что ваши девочки. Крепкая была! А бегала! Никто меня догнать не мог. Станем в лапту играть – в меня никто мячом не попадёт! А ежели в третьего лишнего - никто не догонит! Соревнования, как теперича, тада не проводили, а то точно чемпиёнкой была бы. Хотя, знаешь, однажды рекорд по скорости я поставила.
   Было это сразу апосля войны. Работала я на колхозной ферме дояркой. Постарше вас, знамо дело, была. Как-то одна моя корова не пришла с пастьбы. Пошла я её искать. Шла краем скошенного пшеничного поля. Между полем и балкой, где трактора разворачивались когда пахали да сеяли, росла высокая трава. Там и увидела я свою коровёнку. Зашла я в траву, а там! Ты знаешь?! Промеж травы полно пшеницы. Колоски маленькие, но всё же. Время тогда было голодное, а тут пшеница. На ферме  нам  молочка перепадало, а хлеба не видели.  Папа твой  худенький был.
    Нарвала я, значит, немного колосков и погнала на ферму корову. После дойки, а было это вечером, рассказала я девкам да бабам про колоски. И решили мы после утренней дойки, когда нам положено отдыхать, поднимались же утром  рано, сходить  и нарвать этих колосков.
    Утром, как всегда,  подоили коров, быстренько всё прибрали, взяли мешки и двинули.
     Рвали мы,  рвали колоски, как откуда ни возьмись заведующая нашей фермой объявилась. Она из города лошадью на бричке ехала  и увидела нас. Начала  нас ругать, что мы колхозные колоски без спросу собираем. Нехорошая она была баба. Доставалось нам от неё в войну. Она хоть и не партейная была, а всё туда же. Опосля войны мы её уже особливо-то и не боялись. Мужики кое у кого фронта поприходили, одёргивали её, заступались за нас. Да и мы уже постарше стали, осмелели.
    Ну, стоит она, значит, ругается, а мы оговариваемся с ей, а колоски рвём. Тут Настя, и говорит:
    - Ага, достукались! Вон, глядите: комсомольцы из города едут!
     Глянули мы, а по  дороге в нашу сторону молодёжь в бричке на паре лошадей едет. Подхватили мы свои мешки и кто куда. Я сразу  в балку, да как стрекану на ферму! Там версты две было, но я вмиг прилетела. Мешок в базу спрятала, по ферме хожу, а у самой всё трясётся. Я же зачинщица была, страшно. Хочу что-то начать делать, а сама на дорогу, всё на дорогу поглядываю. В общем, напугалась до смерти, а то, оказалось, ветеринары и прахтиканты с  районной ветстанции к нам ехали. Вот смеха-то было! Меня потом долго спринтершей звали – смеясь, закончила свой рассказ бабушка.
    - А при чём тут комсомольцы? – сказал, недавно вступивший в комсомол, Вовка.
      При этих словах он отпрянул от стола и удивлённый уставился на бабушку.
    - Как же! Партейнаи али комсомольцы, знаешь, тогда какие были?  Да и время было! Одним словом – не дай бог! – вздохнув, сказала бабушка и замолчала.
      Молчал и Вовка. И ни о чём больше говорить им не хотелось.
                1989 г.


Рецензии