Искусственный интеллект и Свобода выбора

Проблема в том, что искусственный интеллект не "думает". Не думает так же, как не думают счеты или калькулятор. Или рисоварка. Или лопата. Или компьютер. Там некому "думать". Так же как видеокамера не "видит" цветов. Там некому видеть. То, что они "могут" видеть или думать - это поэтическая метафора.

Может ли искусственный интеллект создать "создать свободу выбора вокруг человека"? Может. Но лишь так, как его может создать, например, развилка 3-х дорог. Или горы вокруг. Или заборы. Или городская среда. Или даже лес. Или экономика. Или желание есть и зарабатывать. Лишь в этом смысле предметы могут "создавать" свободу выбора. То, что предметы "могут" создавать свободу выбора - это поэтическая метафора. Точно такая же, как и употребление здесь слова "свобода". Предметы создают условия для выбора, совершаемого человеком. Но грубо поэтически можно сказать, что они "создают выбор" для человека. Или даже, если говорить не только грубо-поэтически, но и грубо-философски - "создают свободу выбора".

Дело в том, что "свобода выбора" создается лишь одним способом - наличием квалиа. Наличием "божественной искры", которая будучи присаженной в "био-химический гаджет" под названием "тело" превращается в уникальный объект, который называется "сознание человека". Этот объект, действительно, уникальный. Он является подобием "божественного сознания" и именно поэтому обладает "свободой воли" ("свободой выбора"). Больше никто во Вселенной не является ни "носителем квалиа", ни "обладателем "свободы воли". Только Бог, и только человек. Но человек в каком-то смысле - совершенней. У него есть то, чего нет у Бога.

А все остальные - вообще, боты. Подобия рисоварок, лопат и калькуляторов. Их нет как личностей. Их нет как "живых". Их нет как тех, кто "думает" и "видит". И в этом смысле - их нет. Здесь же, в этой категории, находится и искусственный интеллект. И зомби. Включая "философского зомби", есть такой.


Александр Клейн
22 января 2021 г.


Рецензии