Хождение. 29 день. На встрече в деревенской школе

Утро было хмурым. Кружила легкая метель. Морозно, и никуда не хотелось выходить из дома. Но от намеченных дел отступать не следует. В 9 часов отправился к Лидолии Никитиной. Подъехал к ее дому ровно в назначенное время, она уже стояла у подъезда. Плотная женщина небольшого роста в чёрном, с чемоданчиком в левой руке, правой опиралась на трость. Выполнив трудную задачу по "погрузке" в машину - ноги её никак не хотели подниматься - мы, преодолев эти трудности, отправились в путь. По городу ехали очень долго: дороги не чищены, сугробы метровые, этот год выдался снежным. На трассе было попросторнее. Весь неблизкий путь мы разговаривали о том, о сём. "Солдатская Ташла", - объявил я своей спутнице. В местной школе нас уже ждали.

Беседу Лидолия начала с ответов на вопросы семиклассников, я, стоя у окна позади неё, наблюдал за детьми. Это были другие дети, нежели в городских школах: не ёрзали, не возились, не тыкали кнопки телефонов - они слушали. Понятно, что свои вопросы они приготовили заранее. Иногда Лидолия Константиновна сама задавала им вопросы, например, такой: "Что самое главное в выборе профессии?" Они долго перебирали варианты ответов, но все были неверными. "Призвание - самое главное в этом выборе. Вы родились, и в вас уже заложено то, кем вы должны стать. Только путь этого поиска может стоить вам целой жизни. Не нужно сопротивляться своим желаниям и внутренним стремлениям, тогда этот путь станет значительно короче, и вы проживёте настоящую свою жизнь, а не предложенную и навязанную вам", - сказала писательница детям. Вопросов было немного, потому что и времени было у нас немного: сегодня в школе были сокращённые уроки. Прозвенел звонок. Наш Урок был окончен. Я видел, что Лидолия Константиновна, долго не общавшаяся с аудиторией, не успела раскрыться, однако она встала, сказала детям до свидания, те вышли из зала, попрощавшись.

Но не всё закончилось для нас, как гостей: мы отправились в местную библиотеку. Именно с этой сельской библиотеки начались поиски сведений о моих предках. Библиотекарь Ирина, откликнувшаяся на мою просьбу что-то узнать про моего деда два месяца назад, стала моей помощницей в этом деле. Теперь я по её просьбе привёз Лидолию Константиновну в гости к детям. Радость Ирины была неподдельной. В библиотеке собралась другая аудитория: взрослые женщины и я, всего лишь один мужчина. Обстановка была непринуждённой и вопросы совершенно иными. Узнав, что муж Лидолии Константиновны был знаменитым краеведом Ульяновска и области, они ахнули. Спрашивали её о жизни, о вдохновении, о семье. Я так же скромно сидел и слушал, глядя на восхищение в глаза женщин сидевших за одним столом с писательницей. Лидолия привезла свои книги, показывала их и рассказывала историю их создания, передавала их слушательницам. Они с интересом рассматривали, задавали какие- то вопросы. Как только кто-то из них открывал книгу, Лидолия громким и властным голосом говорила: "Читай!" И они зачитывали стихотворение или новеллу, а все остальные слушали. После прочтения автор поясняла смысл произведения, потому как не все сразу могли понять жанр новеллы. Встреча наша подходила к концу, я смотрел на всех этих женщин и наконец-то понял, какой удивительный человек этот - Лидолия, сильная женщина и одновременно хрупкая. А я так запросто хожу к ней домой, она помогает мне в редактировании моих рассказов, мы с ней обсуждаем разные темы, и относится она ко мне не свысока, а как к равному. Дорога домой не была долгой, она радовалась, душа её горела светом. Эта встреча всколыхнула её, взбодрила и, как мне кажется, придала новых сил.


Рецензии