О фильме Питер ФМ

Искусствовед и писатель Катя Кутерницкая, давшая определение «книга-пирожное» серии книг про Шопоголика Софи Кинселлы и этим  примирившая меня с литературой такого рода, как я считаю, невольно сделала  этим открытие в искусствоведении!
Есть книги-пирожные, литературный десерт. А есть и фильмы-пирожные. Или даже какой-то другой приятный деликатес, кому для утонченного вкуса пирожных недостаточно. Мятный смузи из кокосового молока  с базиликом, лаймовый коктейль из морских гадов, ананасы в шампанском, наконец.

Когда-то давным - давно, тысяча лет назад, кажется, в прошлую пятницу, я как всегда с копьем наперевес летела на ветряные мельницы  модного тогда, в 2006 году, фильма «Питер ФМ» и рубилась до невозможности, фраппированная до глубины сердца  демонстрируемым непрофессионализмом профессий архитектора и радиоведущей, вокруг которых вертелся сюжет этого фильма, неправдоподобием сценарных коллизий, непохожестью души моего родного города на весь этот  операторский квадрокоптерно-компьютерный  гламур про Северную Пальмиру.
Гламур включал не только  петербургские палаццо, дрожащие ночными огнями  в Мойке-Фонтанке, но и до нельзя эстетизированные  в своей непарадности дворы-колодцы Коломны и Петроградки. Питер, глянцевый до таких беспределов, где что ни управдом –  то Александр Баширов, подвыпивший дядька в майке – Андрей Краско, а навязчивый  прохожий –  брутальный Владимир Машков.
Больше всего я злилась от того, что представляла собой сразу три эти профессии – архитектора, сценариста и радиоведущей,  и в моей жизни эти профессии не были облечены и сотой долей этой ванили в шоколаде, как в фильме.
Как архитектор (однокурсники меня поддержат!) я долго-долго трудно училась, одним словом, училась не поднимая головы и с трудом пробираясь год за годом через полосу препятствий многочисленных подач, курсовых, зачетов,  коллоквиумов, экзаменов.
И да – помнится, мы с друзьями увлекались фантазиями бумажной архитектуры на конкурсах, но ни к чему существенному это не привело. Стоп! Это привело к тому, что учась уже на втором курсе ВГИКа я написала сценарий про отечественного мастера бумажного зодчества, юного авангардиста послереволюционных 1920-ых  Ивана Леонидова. Он-то, конечно, совсем не хотел и не думал остаться  в истории «бумажным» и дай ему волю, осчастливил бы все  человечество, сотворив   рай  на земле посредством  своих невероятных конструктивистских  идей.
Как рассказал  искусствовед, консультант по фильму – кстати, фильм был снят спустя почти двадцать ( литавры!!!) лет после написания мной  сценария! – архитектор Иван Леонидов, не отказавшийся от своих замыслов, окончил свою жизнь в нищете и забвении, продолжая упорно рисовать свой Город Солнца сияющими красками на беззвездном небе черных подрамников.

А вот молодой архитектор Максим из фильма «Питер ФМ» вполне душевно комфортен, рисуя свои воздушные замки, и конечно, работая дворником  за жилплощадь.А как иначе в Питере? У нас и Цой был кочегаром! Жилплощадь правда,  невероятную -  студию с громадным  витражным окном в старом фонде. И даже уже получил предложение работать в Германии. Но в финале решает отказаться, потому что в Питере все прикольней. Да, конечно, с педантичными немцами  на одной около архитектурной романтике долго не протянешь.
А здесь можно сидеть на мосту, будучи окутанным речным холодом, над таинственной  темной водой с бегущими отражениями, и  пока везет сохранять равновесие и не свалиться, рассказывать девушкам по мобильнику  всякую банальщину про город. И чувствовать себя романтическим героем. Да так, чтобы и все зрительницы это почувствовали! И чтобы не только Маша, но и все тоже захотели поскорее на  этот  мост!      

Очень душевно благополучна и главная героиня фильма – Маша,  все время бегущая по ходу развития действия куда-то на тоненьких ножках  и в  дурацкой шапочке под теплым летним дождем  по петербургским улочкам, проходным дворам, то за звенящими петербургскими трамвайчиками, то просто так. Маша может позволить себе молоть какую угодно чушь в микрофон, какая только не  придет в ее легонькую  прелестную головку! Это совсем не тоже самое, что к каждой передаче изучать тонны материалов и  выстраивать сценарий! Наверное,  поэтому ей так славно живется. Зато ее любят слушатели и ценит руководство. 
У Маши есть свои идеалы – она борется с деловым богатеем женихом за право носить дурацкую шапочку и мечтает вместо роскошного кабриолета  въехать в семейную жизнь на раздолбанной таратайке и  с песней нанайца Кола Бельды  про тундру.   
Маша по замашкам - типичная «сбежавшая невеста» из еще более нереального, но невероятно любимого девушками всех возрастов кино бестселлера. Восторженные поклонники фильма обычно  пишут в своих отзывах, что по ходу развития сюжета Маша «начинает понимать, что согласие на свадьбу с Костей  было с её стороны поспешным решением», очевидно упуская из внимания, как сама Маша рассказывает, что они с Костей вместе уже со школьной скамьи.
Видимо, для «сбежавшей невесты» волшебница-жизнь наверняка заготовила впереди еще не одну упаковку белых роз, чтобы их с легкостью отвергнуть.
Отправив в отставку деловую колбасу Костю с метровым букетом роз, Маша отправляется не в  какую-нибудь коммунальную дыру к вечно  недовольным родителям, а  перемещается из одного петербургского палаццо в другое – с видом  на Инженерный замок, где можно сидеть в распахнутом окне, как картинка в раме, завернувшись в клетчатый плед ( вершина глянца, тимпаны!) и задумчиво болтать тоненькими ножками.       
И все будет хорошо! Начальник прямо на следующее утро вернет незаменимую Машу слушателям и будет долго расшаркиваться  и кланяться. Максим  тоже возвратится  к прежнему занятию -  мести  метлой мостовую, чего мы, конечно, не увидим,  зато увидим андеграундную вечеринку в возвращенной мастерской, украшенной бумажными проектами.      
В доброго учтивого начальника я не верю, а в то, что  уехать из Питера к бюргерам не так просто, пожалуй, поверить соглашусь. И  в то,что запускать бумажного змея и мечтать о бумажной архитектуре гораздо милее, чем  строить каменные джунгли в Девяткино. .
И да, тут я сдаюсь. Смотрю на эту историю уже  издалека – и слышу плеск воды  петербургских рек и каналов. Летний теплый дождь проливается  на город. Любуюсь пролетающими мимо видами родного города как из окна экскурсионного автобуса, наполняюсь легкостью летних дней,  обаянием юности,  стремительностью движения, уже не сетую на эту  легкость необычайную, потому что она сплошная сказка и никакого отношения к тому  «единственному городу на свете, где можно и в горе прожить», не имеет.

Про режиссера Ольгу Бычкову я прочла  (между прочим да, в Википедии) -  родилась в Донецке,  росла на Сахалине.(Вот откуда это представление о Петербурге!) 
 Окончила отделение журналистики в Ростовском государственном университете и даже работала на радио!
Учитывая  такие феерические фишки в сюжете как распахнутое окно в эфирной студии и отказ диджея на коммерческом радио ставить в эфир то, что велит главный -  я бы этого никогда не подумала!
А с другой стороны - у героев фильма ведь и не профессии вовсе, а только  антураж профессий. Глянец вокруг слова «архитектор» и двойной глянец вокруг слова «радиожурналист». Правда, Маша никакой  и не радиожурналист, а просто радиоболтун в паузах между музыкальными номерами. Но народу нравится глянец, а не трудовые будни. Труд ему теперь совсем не нравится.  «И нам конечно врут,  что там тяжелый труд!»


Рецензии