Папа немец, мама немка, а я русский...

повесть
1
      В 1968 году мне, студенту заочнику   исторического факультета Томского  госуниверситета, было предложено написать курсовую работу, в которой показать факторы, которые сближают народы разных национальностей,  способствуют их сплочению в дружную семью народов СССР.
    Попытался я тогда ответить на поставленный вопрос в работе «Национальные и интернациональные части Красной армии в годы Гражданской войны в СССР». И тут я столкнулся с огромными трудностями – ни в научной библиотеки, ни в периодике не было ни каких материалов по моей теме.  С большим трудом написал я свою курсовую, получил отличную оценку и предложение работать над темой дальше.
   

 Но занялся я  изучением  гражданской войны в Сибири и армии адмирала Колчака. Тут меня допустили к богатейшим закрытым фондам научной библиотеки университета.  При необходимости, университет гарантировал  направление меня в любой архив СССР.  Само – собою разумеется,  у меня тогда возник вопрос: «Вооруженные силы контрреволюции изучать мне разрешили, допустили к закрытым документам, а к документам, содержащим сведения о воинах интернационалистах, не допустили. Почему?» Никто тогда не ответил мне на этот вопрос.
     Очень обострился вопрос межнациональных отношений в  СССР с конца восьмидесятых годов, остро он стоит  в России и сейчас.
В этом году исполняется девяносто  лет со дня образования СССР, в котором «нацвопрос» был как бы решен. Но вот парадокс: к национальному вопросу в России, к национальной политике правящей в стране партии и руководства страны, к истории национального вопроса на просторах шестой части суши обращается всё больше авторов.
    Все эти годы я искал и ищу ответ на поставленный мне, еще студенту, вопрос.  Писал я на эту тему в годы развала СССР в ульяновской периодике. Не без страха  задавал мои вопросы грузинам на проспекте Руставели ровно через год после известных  там событий 9 апреля  1989 года.      В гостеприимном городе Карабах Азербайджана в те же дни я долго беседовал со стариками в тени прекрасного парка в центре  городка, с таксистом, с молодым начинающим бизнесменом хозяином кафе. Все мои собеседники азербайджанцы были тогда обеспокоены лозунгами набиравшего в этой республике силу «Народного фронта» о независимости. Недоумевали все они зачем надо отделяться от России?
    Много о наших отношениях я беседовал  и с жителями города - курорта Трускавец Львовской области Украины в 2006 году. Однажды  мне повстречался уже не молодой мужчина. Он поинтересовался, откуда я приехал и чем болею. Когда я ответил, что приехал из России  гуцул воскликнул: «О! Россия!» Затем положил свою левую руку мне на поясницу, повернулся к недалеко стоящему католическому храму и стал молиться о моём здравии. А я, ошеломлённый, стоял  и вытирал платком промокшие глаза…
    Но, ближе к сегодняшним реалиям.
     Ульяновск – многонациональный город. Татары, чуваши, немцы, евреи, украинцы, азербайджанцы и многие другие народности, мирно живут на берегах Волги. За 30 лет здесь моего проживания многие из них были моими сослуживцами, коллегами по работе, соседями, друзьями и приятелями. На  темы межнациональных отношений  приходилось беседовать со многими из них. Довелось поговорить и  с профессором Евгением Николаевичем Миллером.      
2
Необычная судьба этого уже немолодого человека  заставила меня ещё раз вернуться к непростой   теме межнациональных отношений. Но сначала - о биографииЕвгения Николаевича.
     Родился он в г. Покровске (г. Энгельс  с 1931 года) Саратовской области в 1929 году в семье учителя. Его деда звали Николас Миллер, а отца в 1896 году    назвали    Николаем.  Уже в те времена немцам в России приходилось, как говорят, ухо держать  востро и называть детей на русский лад.
    Как известно, с началом ВОВ в 1941 году республика немцев Поволжья была ликвидирована, а все её жители немцы были депортированы в Сибирь и Казахстан. Семья Миллер была направлена   в село  Кокши  Алтайского края.  Отца и старшего брата в январе 1942 года направили в трудармию в Молотовскую     область (г. Молотов ныне г. Пермь). Вскоре в трудармию забрали и больную маму.          
        Проучился в 6 классе Женя Миллер чуть больше двух недель и пошел работать в колхоз – надо было зарабатывать на пропитание.  Отец Евгения Николаевича в трудовой армии погиб. Старший брат и мама вернулись инвалидами.  Евгений Николаевич в колхозе работал простым рабочим  до 1950 года. Колхозный бригадир, хорошему работнику однажды  сказал: «Ты у нас умный, тебе надо учиться». 
     Экстерном Евгений Николаевич сдал за семилетку и подал заявление в Барнаульский техникум советской статистики.  Ехал сдавать вступительные экзамены под конвоем коменданта, который не советовал молодому человеку поступать в техникум статистики. Посоветовал доброжелательный конвоир поступать в  педагогическое училище.
      После успешно сданных вступительных экзаменов в техникуме статистики Евгений Николаевич взял справку о полученных оценках и понёс заявление в училище педагогическое. Там обрадовались единственному абитуриенту мужского пола и зачислили в студенты. С утра студент Миллер был на занятиях, а после   зарабатывал себе на хлеб фотографом. После года учёбы на очном отделении Евгений Николаевич переводится на заочное отделение и по направлению отдела образования края едет работать учителем немецкого языка в среднюю школу большого села Топчиха. Немец по национальности, немецкого языка  до поступления в педагогическое училище и подготовки к сдаче экзаменов за семилетку, он не знал вообще.  Обучая детей, приходилось кропотливо изучать немецкий самому. Ему сразу дали обучать пять пятых классов.
    Проработал в той средней школе Евгений Николаевич 13 лет. За это время он заочно окончил педагогическое  училище, факультет русского языка и литературы Барнаульского педагогического института и факультет иностранных языков Иркутского педагогического (немецкий язык). Получил почётное звание «Отличник просвещения РСФСР».
     После этого переехал в  Алма-Ата  преподавателем немецкого языка в школе. Там же окончил высшие педагогические курсы института иностранных языков.     Совершенствование немецкого языка, молодой педагог продолжал. По окончании курсов получил место преподавателя немецкого языка в педагогическом институте  Целинограда. Там Евгений Николаевич получил степень кандидата наук, стал доцентом, заведующим кафедрой.
      Шел 1983 год, а гражданину СССР, страны «победившего, развитого социализма», но немцу по документам, стало неуютно в многонациональном Казахстане. И он в тайне от ректора института, который мог использовать любые средства, чтобы воспрепятствовать уходу ценного специалиста,  стал подыскивать равноценное место работы в другом регионе. Получил приглашение в несколько вузов страны, и выбрал Ульяновский педагогический. Здесь был встречен с  объятиями: получил кафедру, квартиру, всю необходимую помощь и поддержку руководства вуза и коллектива.      
    Тридцать два  года Евгений Николаевич проработал в Казахстане: по 16 лет в Алма-Ате и Целинограде, 16 лет проработал  в Ульяновске. Стал в 1992 году профессором
      Сейчас трудится  главным редактором газеты, которую учредил в 1989 году. В том же году в Москве проходил  конгресс российских немцев, и было учреждено общество немцев России. Евгений Николаевич с помощью и при поддержке Ю.Ф. Горячева в Ульяновске создал  филиал этой организации.
3
    Евгений Николаевич к вершинам науки пробивался самостоятельно. Где бы он ни учился, где бы ни работал, он выкладывался по полной. Его ценили, как специалиста, как труженика. Если бы Евгений Николаевич сегодня нацепил на  свою грудь все медали и почётные знаки, то получился бы, как говорят, отличный «иконостас».  Но к своим солидным годам никаких богатств он не заработал. Много раз  посещал Германию, бывал даже в Америке. Последнюю, российский профессор посетил на средства собранные госпожой Де Боер, пожелавшей, чтобы этот  труженик  отдохнул, полюбовался красотами Калифорнии.
Известно сколько бывших наших соотечественников самых разных национальностей покинули Россию. Германия многие годы осуществляла программу переселения  немцев России в свою страну. Покинули  родину тысячи и тысячи учёных, рабочих и служащих, выпускников ВУЗов, бывших военных, врачей и учителей. Неустроенность быта, трудности получения приличного образования, невозможность реализовать свои способности и возможности в науке и бизнесе, безработица и многие другие причины вынудили подавляющее большинство из них искать счастья на чужбине.
      Получал приглашения переехать в Германию и даже в США и  Евгений Николаевич.  Ему предлагали прекрасную работу, все условия для  занятия любимой наукой. В 2005 году бывший тогда президентом  Германии  Хорст Кёлер наградил, а посол Германии в России фон Плёц вручил Евгению Николаевичу орден «За особый вклад в развитие российско-германских культурных связей». Посольство Германии предложило Евгению Николаевичу на выбор три города, где посол готов вручить ему орден: Самара, Ульяновск и Энгельс. Награждённый выбрал свою родину - Энгельс.
    Медаль Ульяновской области «Дружбы народов» номер один получил  из рук главы нашего региона С.И. Морозова профессор Е.Миллер.
    Евгений Николаевич страстно любит немецкий язык – это  сфера его научных исследований. Около 20 монографий, учебников и учебных пособий написаны, и изданы им на немецком языке. От журналистов редакции он требует на работе говорить только на немецком.    На проходившей в 1992 году в Саратове конференции  немцев России, все  выступали на русском языке. Поднявшийся на трибуну Евгений Миллер заговорил на немецком. Из зала стали раздаваться возгласы, чтобы он говорил на русском: «Мы ничего не понимаем! - кричали из зала немцы Поволжья, - говори на русском!».  Но выступавший на русский язык так и не перешел.
     И,  казалось бы, что этот человек должен был бы рвануть в благополучную, цивилизованную Германию при первой возможности. Там ему гарантирована спокойная, обеспеченная старость, возможность заниматься любимой наукой, слышать только немецкую речь. Но   он остался в России.
   На мой естественный вопрос, «почему», Евгений Николаевич ответил: «Родина у человека бывает только одна. Здесь жили мои предки, здесь я родился и прожил нелёгкую жизнь, здесь я и остаюсь навсегда. Там хорошо, но там я чужой, те богатства и благополучие созданы не мной, и мне там делать нечего».  Это сказал убелённый сединами учёный, который первые шаги к знаниям делал  буквально под конвоем.
     Не без сожаления покинули Россию и многие мои  знакомые. Все, как правило, в виду крайней нужды.
        Окончивший несколько лет назад наш Ульяновский педагогический университет Алексей Ланцов несколько лет жил на четверть ставки преподавателя того же ВУЗа. Он прекрасный поэт и литератор. Издал в Ульяновске на свои гроши замечательный сборник своих стихов. Вот  и всё, чего он смог достигнуть здесь у нас. Проживая ныне в Финляндии, он редактирует в русскоязычном журнале поэзию, участвует в международных конкурсах литераторов и получает нешуточные по нашим меркам премии за свои стихи. А душа поэта, корни его творчества остаются здесь, в России. Он, финн по происхождению, по России тоскует, ежегодно нас посещает, а жить и творить имеет возможность на чужбине.
   Больше десятка лет льётся кровь на Кавказе. Всё началось с маленькой Чечни и перекинулось на все соседние с нею республики.
4
     Так что же    сближает народы нашей многонациональной державы? И что их разъединяет?
  К сближению, к дружбе и добрососедству народов нашей страны есть только объективные предпосылки. И прежде всего, за многие десятилетия и столетия совместного проживания на необъятных просторах России сложилось единое экономическое пространство. Постоянно происходил и углублялся культурный обмен. Эти два фактора настолько действенны, что сегодня понуждают к сближению страны и целые континенты.
   Объективных, жизненно важных факторов, которые бы действовали на разъединение народов, я привести не могу.
   Сегодня я глубоко убеждён, что трения, раздоры и раного рода конфликты между народами существуют только из-за политики правящих в странах партий, недальновидных политических деятелей, узкокорыстных интересов определённых групп граждан тех или иных стран.
   Более двадцати лет назад распался СССР. На его просторах образовались самостоятельные государства. А стали ли народы чужими? Нет! Русские цари присоединившие соседние народы столетия проводили политику русификации и обращения в христианство. Большевики разделили империю на республики по национальному признаку, но всю полноту политической власти сосредоточили в Москве. СССР КПСС объявлял единой братской семьёй народов, провозглашала складывание единой общности – Советский народ, но тому же патриоту России немцу профессору Миллеру въезд в режимные города страны был запрещён, как был он запрещён евреям, калмыкам и многим другим народностям, некогда незаконно репрессированным якобы только сталинским режимом.
  Провозгласивший перестройку Горбачёв пытался «реализовать» большевистский лозунг о праве наций на самоопределение в плоть до отделения с помощью сапёрных лопат спецназовцев в Тбилиси, кровопролитием в Баку, десантниками – картофелекопателями в Прибалтике. Другими словами, политики нашей страны во все времена делали многое, что не способствовало сближению и даже  сеяло недоверие между народами, разделило нас политически, а фактически? Де факто как были мы дружны и побратимы с украинцами, белорусами, грузинами, с народами Средней Азии и Прибалтики, так и остаёмся, не смотря ни на что.
  Кровавые события в Чечне порождены были опять таки рвением к власти одних политиков и глупостью других. Да и причины сегодняшних событий на Кавказе надо искать в деятельности наших сегодняшних политиков.


       
А чтобы дружба народов нашей страны крепла и углублялась, чтобы было, наконец, покончено с, имеющими сегодня место, конфликтами и проявлениями русофобии, надо нашему народу, как и записано в конституции России, стать подлинным хозяином страны. Надо поставить под жесткий контроль общественности наших чиновников, льющих реки пустословия о строительстве гражданского общества, но попирающих на каждом шагу элементарные права граждан, гарантированные конституцией. И тогда, только тогда Россия двинется вперёд в своём экономическом и социальном развитии, к чему призывает наш нынешний президент. Тогда разрешатся многочисленные наши сегодняшние проблемы, и  в межнациональных отношениях народов в том числе.
         Слава Богу, что сегодня гражданам нашей страны уже не приходится хоть скрывать свою национальность, как это приходилось делать Евгению  Миллеру, когда он пошел в первый класс школы бывшего СССР. Отвечая на вопрос о своей национальности, он и произнёс тогда слова, взятые мною в заголовок этих размышлений... 


Рецензии