Есаулов Камень

     Город Кузнецк и его окрестности не раз упоминаются в старинных отчётах путешественников по Сибири. Так, в 1721 г. Даниил Готлиб Мессершмидт, направленный Петром I с научными целями в Кузнецкий край, наблюдал столб дыма на правом берегу реки Томь, недалеко от Кузнецка, немного выше от него по течению реки, напротив деревни Безруковой. Мессершмидт принял дым за проявление вулканизма, но в собранных им в том месте образцах М. В. Ломоносов в 1745 г. обнаружил обломки и крошки каменного угля. И только в конце ХVIII века столб дыма в районе деревни Безруковой правильно интерпретировался как подземный пожар угольного пласта.
     В 1739 г. известный горнозаводчик Акинфий Никитич Демидов доставил в Берг-коллегию образцы каменного угля, собранные в районе г. Кузнецка (предположительно – в районе ручья Водопадного), с прошением выдать ему право на разработку угля (так называемую «берг-привилегию») на р. Томь под городом Кузнецком. Такое разрешение он вскоре получил, однако, по невыясненным обстоятельствам, разработку угля в Кузнецке так и не начал.
     В 1744 году Елизавета Петровна, узнав о тайной выплавке серебра на демидовских заводах, распорядилась передать их под управление Кабинета Её Императорского величества. Указом от 12 мая 1747 года был создан огромный Колывано-Воскресенский горный округ, куда вошла и территория Кузнецкого уезда. Так наш край стал горнозаводской вотчиной семьи Романовых.
     Кабинет имел гораздо больше возможностей для поиска полезных ископаемых и строительства заводов, чем Демидовы. Выпускник Московского университета, большой знаток минералогии, Василий Чулков на основе рассказов местных жителей Кузнецкого края доложил о наличии железных руд на левом берегу реки Томь-Чумыш, где он и предложил построить железоделательный завод, в 50 км западнее от г. Кузнецка.
     Так в 1770-1771 годах в указанном В. Чулковым месте и возник Томский железоделательный завод – первое промышленное предприятие на Кузнецкой земле.
     На Томском заводе производились: чугун, железо, орудия труда, механизмы для горнозаводских предприятий Колывано-Воскресенского округа. Процесс плавки осуществлялся на древесном угле, который производился здесь же, в тайге. Процесс этот был очень трудоёмкий, требовалось большое количество рабочих, которых катастрофически не хватало. Попытки привлечь к этому жителей Кузнецкого уезда особого успеха не имели.
     В 1789 г. инженер Пастухов построил на Томском заводе воздушную печь для мелкого чугунного литья. Для быстрого разогрева чугуна, как сказал рабочим Пастухов, требуется каменный уголь. При этом он показал образец такого угля, привезенного из Англии. Яков Ребров, ученик плотинного мастера, увидев образец, вызвался доставить на завод около пуда похожего угля из своего дома. Оказывается, ещё в 1787 года, зимой, возвращаясь в завод из деревни Атамановой, куда был послан за мукой, Яков увидел на противоположном берегу Томи, на утёсе, черную полосу. Из любопытства он остановил коня, слез с саней, поднялся до середины утёса и набрал там заинтересовавших его чёрных камней. Что они собой представляют, он не знал до тех пор, пока не увидел каменный уголь в руках Пастухова.
     Заметный утёс на повороте реки Томь (юго-юго-западное направление течения меняется около него на западное) впоследствии стал назывался Есаулов Камень. Основу этого утёса составляет мощный пласт песчаника, смятый как раз на повороте в антиклинальную складку. В центральной части этой складки и находится пласт угля, из которого Яков Ребров взял образцы.
     Только в 1789-1790 гг. в этом месте было добыто около 2150 пудов каменного угля для использования в качестве топлива на Томском железоделательном заводе. В делах заводской конторы завода имеются сведения, что использование этого угля в кузнице давало очень хорошие результаты. И ещё сказано в документах указано: «… некоторые части онаго [угля] оставляют и изгарину, наподобие ноздреватого шлака, но весьма лёгкого».
     В первозданном виде Есаулов Камень до наших дней не сохранился, при строительстве автодороги к «Дому рыбака» и далее к станции Карлык часть Есаулова Камня взорвали. Но для нас он навсегда останется памятным местом, где впервые в истории Кузнецкого края для металлургического производства и в значительном количестве был добыт каменный уголь, оказавшийся, к тому же, коксующимся. А открыт он был наблюдательным и любопытным человеком, молодым рабочим Томского железоделательного завода Яковом Ребровым. Уточнить, кто, когда и почему назвал утёс Есаулов Камень, пока не удалось.

     На фото: Вид на Есаулов Камень со стороны Абашево.


Рецензии