10. Совсем кратко о растениях

        Предыдущий раздел     http://proza.ru/2021/01/13/1347   
 

        В мыслях большинства любителей, аквариум представляет собой симбиоз водяной флоры и фауны. Если не принимать сейчас во внимание различные микроводоросли,  то флора в аквариуме представлена в основном водными растениями. В домашних любительских аквариумах, как правило, культивируются растения из водоемов теплых страх. И это неудивительно. В водоемах, которые на зиму покрываются слоем льда, у растений сформировался особый жизненный цикл.  Циклы жизнедеятельности водных растений именно в теплых странах наиболее приближены к условиям аквариума.  Хотя, химические и биологические показатели самой воды бывают и достаточно разнообразны.  Но большинство распространенных видов водных растений культивируются в аквариумах уже не одно столетие. Они  хорошо приспособились к условиям аквариума.

        За многие годы этого прекрасного увлечения аквариумистикой, я содержал практически все виды распространенных растений. Каждое растение по своему прекрасно. За это время я перепробовал многие способы посадки растений. И в простой грунт, и в горшочки с различными наполнителями. Все это очень интересно и увлекательно.

        Были периоды подъема моего интереса к водным растениям, были и периоды спада (когда я увлекся содержанием и разведением дискусов).

        Наибольший расцвет моего увлечения аквариумной флорой пришелся на счастливое время общения с Евгением Гладышевым, о котором я упоминал в разделе «Аквариумные принадлежности». Женя (мы с ним были ровесниками) был знатоком и фанатом этого дела. Именно Женя возил меня на экскурсии в Главный ботанический сад. Там, оказывается, есть подразделение водной флоры. Множество аквариумов разного калибра, прудики, ручейки, болотца. Чего только там не было!

        Именно Евгений склонил меня к ежедневной смене половины аквариумной воды в каждом аквариуме. Он показал простые способы достаточно быстрого осуществления этой процедуры.

        Я докатился до того, что с помощью и под руководством Евгения,  осуществил автоматизированную подачу углекислого газа в аквариумы. Способ оказался достаточно простым. Литровая стеклянная банка крепится вверх дном к боковой стенке аквариума. Снизу, через горлышко банки, в нее поступают пузырьки углекислого газа из литрового баллончика с газом. 

        После заполнения банки что-то там срабатывало,  и подача газа автоматически прекращалась. Углекислый газ постепенно растворялся в аквариумной воде. Растения, как известно, дышат углекислым газом, а выдыхают кислород. Так что, дыши – не хочу! Поскольку у меня в аквариуме имелись постоянно работающие фильтры воды, то она находилась в движении. Чем быстрее циркулировала вода в аквариуме, тем скорее поглощался углекислый газ из баночки. Когда его оставалось совсем мало, опять-таки автоматически срабатывал датчик, подключающий подачу газа в баночку. Детали этой автоматизации я сейчас уже и не помню. Но она была достаточно проста. В то время я по базовому образцу, смастеренном Евгением,  самостоятельно сделал такие приспособления в некоторых  своих аквариумах (достаточно крупных, конечно).

        Был у меня эксперимент и с устройством аквариума-болота. В нем вода заполняла, примерно, четвертую часть его объема. Растения укоренялись в грунте. Основная часть листовой массы растений располагалась выше уровня воды и заполняла весь объем аквариума. В воде прекрасно жили гуппяшки совместно с улитками. Интересно!

        У меня имелся автомобиль, на котором я как-то научился ездить. На нем мы с Евгением достаточно регулярно посещали Птичий рынок,  Ботанический сад,  подмосковные пруды для ловли циклопа и дафнии.


        Сколько интересных знакомых – любителей аквариума появилось у меня тогда при посредничестве Евгения Гладышева. Счастливое было время!

        Теперь я несколько  поостыл. В моем единственном, но достаточно большом аквариуме, на дне уложен грунт самым обычным способом. Грунт толщиной, примерно, со спичечный коробок. В этом грунте произрастают несколько видов криптокорин, эхинодорусов, анубиусов и прочей аквариумной «травки». Все очень просто. Все нормально растет без особых хлопот с моей стороны.

        Приведенный к этому разделу снимок сделан в моем  аквариумном царстве. Снимок далеко не профессиональный. Но все равно – мне и рыбкам нравится.

        Следующий раздел:   http://proza.ru/2024/04/23/116

Москва, Отрадное,
22 января 2021 года


Рецензии
Продолжаю читать Ваши аквариумные мемуары с интересом. Мало кто имеет опыт в аквариумистике, сопоставимый с Вашим, здорово, что Вы им решили поделиться.
Я довольно долго увлекалась именно водными растениями, затем - прибрежными, болотными. Одно из любимых прибрежных растений - циперус.  Уже после распада СССР в книге Цирлинга "Аквариум и водные растения" прочла главу "палюдариум" - о нечто среднем между аквариумом и террариумом, кое-что взяла на заметку оттуда, плюс изучение природных биотопов. Если по аквариумам толковых книг было мало, то по паллюдариумам, флорариумам - еще меньше. Есть у меня задумка давняя на эту тему, хотелось бы осуществить, но - без стеклодува мне её не реализовать, увы.)

Наталья Крылаткова   26.01.2021 13:00     Заявить о нарушении
Добрый день, Наталья!
Задумка у Вас очень интересная.
Жизнь большая. Возможно и сбудется.
Я в своих экспериментах дошел до аквариума-болота.
Интересно. Не представлял себе, что криптокарины и эхинодорусы могут так пышно развиваться вне водной среды.
До новых приятных встреч!
С благодарностью,

Виктор Ардашин   27.01.2021 06:54   Заявить о нарушении