Город старый, а я молодая. Повесть. Часть 7

      В  июле  1957  года  я  поступала  на  юрфак  КГУ  (Казанского  Госуниверситета)  по  ходатайству  народного  суда  2-го  участка  города  Коврова.  Текст  его  выполнен  на  половинке  листа  плохой  бумаги.  Оно  гласит:  «На  обучение  направляется        практический  работник,  желающий  получить  высшее  юридическое  образование,  имеющий  для  этого  положительные  предпосылки,  обнаружившиеся  за  время  работы  в  должности  секретаря  судебного  заседания».  Под  текстом  -  подпись  судьи  Хохлова  Александра  Лаврентьевича.
      Помню,  что  во  время  первого  экзамена  по  истории  СССР,  доцент  Мухамедьяров  Шамиль  Фатыхович,  впоследствии  -  профессор,  доктор  наук,  академик,  а  тогда  ещё - молодой  человек,  рослый,  добродушный,  обращаясь  ко  мне,  улыбался  и  почему-то  называл  судебным  следователем:
      - Ну-с,  судебный  следователь,  на  билет  вы  ответили  прекрасно,  а  не  расскажете  ли  об  идее  национально-освободительного  движения  Шамиля  на  Кавказе?
     О!  Я  хорошо  знала,  в  чём  там  изюминка.  После  моего  ответа,  который  понравился,  он  воссиял  лицом  и  заявил:
     - Молодец,  судебный  следователь,  вы  заслужили  «отлично»!-
         Опытные  абитуриенты,  поступавшие  не  первый  год,  присутствующие  в  аудитории,  сказали  мне:
        -Ты  можешь  считать  себя  уже  поступившей,  если  Шамиль  пропел  тебе  дифирамбы.  История,  как  ведущий  предмет,  определяет  всё.-
         Предсказание  сбылось.  По  всем  последующим  предметам  я  получила  «пятёрки».  Была  зачислена  на  юрфак  КГУ  и  готова  была  обнимать  его  белые  колонны!
          Здесь  учились  В.И.  Ульянов-Ленин,  Л.Н.  Толстой  и некоторые  другие  выдающиеся  деятели  России.
          А  в  наши  дни,  несколько  раньше  меня  или  одновременно,  факультет  закончили  партийные  деятели  Союзного  или  столичного  значения,  руководители  крупных предприятий,  видные  учёные,  доктора  наук:  Владимир  Аристов,  Анатолий  Шабалин, Юрий  Наживин,  Раис  Беляев,  Игорь  Кантеров,  Мидхат  Фарукшин  и  другие  интересные  личности.

         Окончив  университет,  я  получила  направление  в  Казанскую  Республиканскую  Коллегию  адвокатов.  Там  стажировалась  у  известного  адвоката  Степанова  Анатолия  Александровича,  большого  специалиста  по  гражданскому  праву.  Он  поражал  тем,  что  знал  почти  наизусть  статьи  Гражданского  Кодекса, который  тогда  не  был  таким  объёмным,  как  сейчас,  и  номера,  заглавия,  содержание  Постановлений  Пленумов  Верховных  судов,  имеющих  отношение  к  гражданским  делам.
           При  этом  он  был  слепым  от  рождения.  Его  слепоту  выдавал  только  нецеленаправленный   взгляд.  Внешне  глаза  были  красивыми,  чистыми  и  сам  Анатолий Александрович   был  приятным,  симпатичным  человеком,  лет  сорока.  Владел  системой  Брайля.  Был  женат.
         Жена  его,  молоденькая  блондиночка  Оленька,  и  её  сестра-близняшка  Катя  всегда  находились  рядом.  Печатали  под  диктовку  на  пишущей  машинке,  читали,  препровождали  по  улице.  Под  текстами  юридических  документов  адвокат  ставил  подпись-факсимиле.
           Перед  выходом  в  суд  я  приходила  в  дом  шефа.  Это  большой  частный  дом  в  старом  центре  Казани.  Вся  компания  была  в  состоянии  готовности.  Как  только  я  появлялась  на  пороге,  учитель,  улыбаясь,  возвещал:
           -А вот  и  Риточка  пришла!
            Всегда  удивлялась,  как,  не  видя,  он  узнаёт  меня?!
            Позднее,  уехав  из  Казани,  иногда  переписывалась  со  Степановыми.
 
            По  семейным  обстоятельствам  и  по  моей  просьбе  я  была  переведена  во  Владимирскую  Областную  Коллегию  с  направлением  для  продолжения  стажировки  в  Ковровскую  юридическую  консультацию.  Она  располагалась  на  улице  Володарского.  Занимала  две-три  небольшие  комнатки  на  1-ом  этаже  частного  дома. Низ каменный, верх деревянный. Это дом Софьи Порфирьевны Калугиной, половина которого к тому времени принадлежала городскому хозяйству.
            Тётя Соня была ещё жива. Она говорила, что её отец, один из начальников Клязьминского пароходства, построил этот дом из корабельного тёса.
            Он стоит и поныне напротив Ковровского отдела полиции.

                Примечание.
                Фото автора: студентки 3-го курса КГУ, я и моя подруга.
 
                Продолжение следует.

             


Рецензии
С какими интересными людьми общались и хорошо, что оставили о них добрые воспоминания.

Татьяна Борисовна Смирнова   15.07.2021 22:08     Заявить о нарушении