Комментарии к Записке Петра Великого о фортециях

Листая страницы 1-го тома журнала «Русская Старина» за 1870 г., я, как старый артиллерист, обратил внимание на «Записку Петра Великаго о фортеціяхъ» (с. 393–394), которая была приведена без каких-либо комментариев. Речь в ней идет, помимо обустройства самих крепостей, и о крепостной артиллерии.

Здесь «Записка» передана в современной орфографии и пунктуации, при этом сохранены географические названия оригинала.


«Записка Петра Великого о фортециях.

6 декабря 1724 года.

Фортеции регулярные готовые.

Питербурх, Кексхольм, Нарва, Ивангород, Рига, Динамент, Псков, Святаго Креста, Киев на Печерах, Город Архангелской.

Сии пополнить, где не достает, артиллерией, сколько которая крепость требует, а амуницией на две осады; канониров довольно будет к 2 пушкам 3 человека и по пропорции офицеров. Киев Старый, по моему мнению, лучше оставить один внешней вал от линии, которою мы делали от Печерской крепости до конца горы к Днепру, а прочие разорить, что полагаю на воинский совет.

Фортеции и цитадели, которые делаются, и делать надобно.

Шлютельбурх, Смоленск, Выборх, который гораздо крепить надлежит. Дербен, Бака, в Гиляни и Мизондрон. Сколько и каких быть надлежит, положить не возможно, пока подлинною карту и совет тамошних офицеров получим.

Кронштадт — фортеция зело великая, в которой с две тысячи пушек надобно. Но содержание оной артиллерии и служителей невеликого кошта требует, ибо канониров одной компании довольно, понеже когда флот в море никакого опасения нет, а когда дома, то ни одну тысячу добрых канониров из флота употребить можно. Также станки пушечные из адмиралтейств содержать могут. Только починку фортеции и выше реченную компанию определить должно, резон ли содержать так, как ныне суть; а между тем подумать, когда Рогорвик сфортификуется, нужны ль оные будут? Ныне же оная за фортецию почесться не может; а ежели доделывать так, как зачата и три болварка сделаны, то и в двадцать лет не отделать, понеже шведы один болварок 17 лет делали. К тому же, ежели оные бастионы прямо людьми осадить, то более 10000 гарнизона надобно и несколько тысяч пушек.

Малые цитадели.

Переволочна, Переяслав, Брянск, Павловский, Царицын, Луки, Чернигов. В сих довольно по одному канониру к пушке и на год амуниции.

Новый Транжамент – оставить, как есть, до времени.

Города с башнями нерегулярные.

Тоболск, Казань, Уфа, Астрахань. В сих, кажется, по три или по 4 пушки на башню довольно, и к двум пушкам один канонир, ибо во время нужды везде можно из солдат или иных людей гантлангеров определить, сколько потребно для помочи канонирам.

Псков. Кажется, внутри, стало может также сыскать и Новгород.

Таково отдано ген. прокур. Ягушинскому».


Комментарии:

Фортеция – крепость.

Питербурх – название Петербурга в орфографии петровского времени.

Кексхольм (правильно – Кексгольм) – шведское название города Корела, ныне – Приозерск.

Динамент (правильно – Дюнамюнде) – немецкое название крепости, русское название – Усть-Двинск, ныне – Даугавгрива.

Святаго Креста – Крепость Святого Креста, существовавшая в 1722–1732 гг. на территории нынешнего Бабаюртовского района Дагестана. Была построена в ходе Персидского похода на территории, вошедшей в состав России по Петербургскому договору (1723).

Город Архангелской – Архангельск.

Канонир – артиллерист нижнего чина.

Шлютельбурх – Шлиссельбург, немецкое название крепости Орешек, присвоенное ей Петром I по взятии в 1702 г. под шведским названием Нотебург. Навсегда осталась в составе России по Ништадтскому договору (1721).

Выборх – Выборг. При Петре I входил в состав России по Ништадтскому договору (1721).

Дербен – Дербент. При Петре I входил в состав России по Петербургскому договору (1723).

Бака – Баку. При Петре I входил в состав России по Петербургскому договору (1723).

«В Гиляни». Гилянь, Гилян – область в Персии; при Петре I входила в состав России по Петербургскому договору (1723). Здесь речь может идти о двух российских крепостях, построенных в этой области в результате Персидского похода – Екатеринополь и Новая Крепость.

Мизондрон – Мазендеран, область в Персии; при Петре I входила в состав России по Петербургскому договору (1723). Здесь речь может идти о городе Астрабад (ныне город Гурган в провинции Голестан).

Кошт – иждивение, расходы на содержание.

Рогорвик – Раковор, ныне – эстонский город Раквере. При Петре I входил в состав России по Ништадтскому договору (1721).

Болварок – больверк; здесь: бастион, о чем говорит сам Петр.

Переволочна – укрепленное поселение, основанное в XIV в., близ которого в плен были взяты остатки бежавшего с Полтавского поля шведского войска. Ныне не существует.

Переяслав – город, в котором в 1654 г. гетман Богдан Михайлович Хмельницкий со своим войском принес присягу на верность царю Алексею Михайловичу.

Павловский – ныне Павловск, город-крепость, основанный Петром I  в 1709 г., после Полтавского сражения.

Царицын – ныне Волгоград.

Луки – ныне Великие Луки.

Новый Транжемент (по-французски «земляное укрепление») – крепость, построенная после оставления Азова для наблюдения за действиями турок в приграничном районе, а также для контролирования ситуации на Дону, что было важно после восстания Кондратия Булавина (1707–1708). После заключения с Османской империей Адрианопольского мирного договора в 1713 г. Россия была вынуждена оставить Монастырский Транжемент  (в Монастырском Яру) в 4-х верстах от Черкасска и построить новый в урочище Васильевские бугры, в двух верстах выше Черкасска, где в 1695 г. располагалась ставка Петра I. Расположение Нового Транжемента было неудачным: ежегодные разливы Дона размывали земляные валы, и внутренняя площадь укрепления затапливалась.

Гантлангер (правильно – гандлангер) – помощник канонира.

Павел Иванович Ягужинский – генерал-прокурор; воинское звание – генерал-аншеф.

Остается неясным, почему Петр I не поручил передать эту записку генерал-фельдцейхмейстеру (начальнику артиллерии) Я. В. Брюсу.


Рецензии