Как нас честности учили. Картинки из детства

                По мотивам рассказов А. Корнеевой.
                Внукам своим посвящаю…
После того, как я закончила школу в том поселке, где родилась и выросла, мне часто приходилось ездить по нашей необъятной стране и поневоле сравнивать образ жизни и обычаи других сел и деревень с теми, что были в моей родной и милой сердцу моему Свеженькой.
Так красиво звучало название нашего лесного поселка. Свеженькая.
Сейчас я хочу сравнить одну из таких деревень с нашим поселком.
Там тоже была красивая деревня, хорошие и талантливые люди…
Но это была не моя деревня…
Прежде всего удивило то, что  все помещения там закрывались на замок, вплоть до туалета. У дома на улице нельзя было без присмотра оставить ни ведра, ни инвентаря, все тут же исчезало бесследно.
Помню, как муж привез  вечером дубки для сарая, а утром их уже и след простыл, а ведь бревно не иголка. И искать было бесполезно.
И главное, что это считалось нормой – вроде того, мол, рот не разевай.
А я так же помню, что в пору моего детства у нас в поселке даже в доме входные двери на замок вообще не закрывались. Замок просто набрасывался на пробойник не закрывая на ключ, или вообще просто накладку на дверь набрасывали в знак того, что дома никого нет.
Но, как говорится , в семье не без урода, иногда  были эпизоды с пропажей вещей, но это было из ряда вон выходящее.
Те,  кто был замечен в воровстве, презирались, с ними не общались.
А порок такой, как воровство, был народом, мягко говоря, осуждаем.
Поэтому детям с самого раннего детства запрещалось зариться на чужое.
И вспоминаются несколько эпизодов из детства, сейчас они кажутся незначительными, а тогда это были целые события в нашей детской жизни, доставившие много переживаний, а иногда и слез.
По соседству с нами жили две сестрички погодки, как и мы с младшей сестрой.
Мы дружили. Соседские девочки воспитывались без отца, и в отличие от нашей семьи,  жили на много скромнее, тем не менее их мама, тетя Маруся, строго следила за воспитанием дочек. У нас был еще дошкольный возраст  и, как все дети, мы любили пошалить.
Между нашими домами жил ветврач Михаил Михайлович.
Дети у него были уже взрослые и жили в Москве, его же хозяйство было крепким, огород ухоженным. В ту пору у нас не принято было на огороде сажать щавель. Хотя рядом на поляне его было  пруд пруди, то есть много, но огородный был нежнее.
Грядка со щавелем находилась у изгороди, смущая нас своей свежестью и аппетитными листьями с сочными  стеблями соцветий.
Так вот соблазнившись, мы и нащипали его, просовывая свои ручки  между штакетинами забора.
Полакомились и пошли играть, беззаботно разбрасывая по уличной тропинке свои краденые  трофеи.
В это время тетя Маруся пришла с работы на обед, и увидела общипанную соседскую грядку, сразу же догадавшись,  чьих рук это дело. Было проведено целое следствие. Первым делом она пошла к нашей маме, рассказала о происшествии, своих же девчонок строго наказала ремнем.
 Беседа с нашей мамой была похлеще ремня.
В итоге мы все, зареванные, пошли просить прощения у Михаила Михайловича  и его жены тети Тани.
После этого еще несколько лет было стыдно смотреть им в глаза…
Еще случай был с другой соседской  подругой.
 Мы с сестрой в семье были младшими, старшие братья и сестры уже уехали в город и часто привозили нам подарки. А в пору моего детства даже приличные цветные карандаши были роскошью. У нас же было много наборов с цветами разных оттенков. Однажды вечером т. Маруся обнаружила у своей дочки Вали карандаш нежно-розового цвета, которого в обычном наборе из шести карандашей не было, и стала выяснять его происхождение.
Помню, была осенняя промозглая погода. Вдруг в дом входит тетя Маруся, таща за собой за руку  зареванную Валю и пытается выяснить, не наш ли это карандаш. Так как Валя сказала , что нашла его на улице недалеко от нашего дома.
 Мама наша, сразу поняв в чем дело, просила тетю Марусю успокоиться, и что она не знает сколько у нас карандашей и какие, и коль он валялся на улице, значит ни чей.
На что тетя Маруся отвечала, что сегодня  дочка ее на улице подберет, а завтра и из дома возьмет…
 И если вещь чужая, то и нечего брать.
Подобная история была и с лентой-бантом, которых у нас так же было множество.
Мама наша любила порядок и попросила папу сделать специальное приспособление, на котором бы висели ленты.
А каких только лент у меня не было!!! И атласные, и капроновые, которые в то время только появились…  Помню,  сестра привезла из Саранска  мне разных капроновых лент ,  даже горошком, что было большой редкостью.
Я уже пошла в первый класс и ко мне иногда заходили одноклассницы. Все ленты были парные, так в ту пору у меня были две шикарные косы. И вот одна лента пропала. Так как у меня их было много, то я не особенно переживала.
А спустя некоторое время приходит моя одноклассница в сопровождении своей матери и просит прощения,  возвращая ленту. Ее мама тоже в слезах просит прощения и говорит, что "убьет" Надю,  и что она ее опозорила,  и просила никому в классе не рассказывать об этом. После  этого случая мама запретила мне дружить с Надей и приводить ее в дом. Через год они вообще уехали из поселка.
Это уже была не детская  шалость, а воровство, и строго наказывалось у нас.
А следующий случай был уже в юности.
Моя старшая сестра жила неподалеку в шести квартирном  бараке. Да еще их комната оказалась коммунальной, в соседней комнате жила очень приличная старушка бабушка Лексаня, уважаемая и с хорошей репутацией. Как я уже говорила, двери не то что в комнату, а даже в квартиру не запирались. Соседи вокруг жили очень достойные. Вдруг у сестры Вали стали пропадать то деньги в небольших количествах, то что-нибудь из безделушек.
А деньги в то время очень ценились и всегда были на учете. Она поделилась с мамой по этому поводу и стала внимательней следить за деньгами, постоянно пересчитывая их. Мама сказала о том, что Валя может сама забывает, сколько мелочи было в кошельке, и что баба Лексаня на такое не способна.
После того как пропала расческа и губная помада, решили устроить  «засаду". Муж Вали отпросился с работы и остался в комнате. К тому времени бабу Лексаню тоже посвятили в суть происходящего, она ушла к дочери. Валя взяла на руки ребенка и отправилась в гости к нам, повесив на дверь замок в знак того ,что дома никого нет. Иван из своей комнаты наблюдал за крыльцом. Вдруг соседская девчонка старшеклассница,  сняв замок, вбежала в квартиру и сразу шнырнула в комнату моих родственников. Быстро открыла ящик комода… И тут из своего укрытия вышел Иван и буквально схватил воровку за руку. Девчонка закричала, чтобы ее отпустили и что она расскажет все матери. Здесь подоспели Валя с мамой и сказали, что матери-то они теперь расскажут непременно. Пришла тетя Параня,  мама девочки, схватила ее за волосы.  А надо сказать, что волосы у нее были шикарные. Тетя Параня встала перед соседями на колени и просила никому не рассказывать о случившимся, что они с отцом накажут дочь как и полагается.
Вот что не хватало почти уже взрослой девушке…  Семья у них была приличная, две красавицы дочери всегда были хорошо одеты, ухожены, хорошо учились…
Они были старше меня, и я всегда с уважением относилась к ним. Но после этого случая мы уже не общались.
Она в моих глазах была воровкой. И теперь не только Лида, но  и ее сестра при встрече в школе или на улице опускали глаза.
                * * *
Говорят, что клептомания - это болезнь, а коль так, то надо на корню ее пресекать. И воспитание в этом деле играет большую роль. С раннего детства  как на носу нам зарубали, что чужое брать преступление. Мы воспитывались во времена  атеизма, но библейские заповеди были в крови наших родителей. Строгое воспитание привело к тому, что среди родных не было воров, не приходилось терпеть такого позора. Мама гордилась тем, что никто из родных не то что осужден , а даже под подозрением  не был. А в советское время криминальное родство могло сильно  подпортить репутацию , можно были лишиться и работы на режимных предприятиях и поездки за границу.
Да и слова такого,  КЛЕПТОМАНИЯ, мы не знали в своем детстве.
Но твердо знали, что воровать это очень плохо.
Это грех…
                * * *

Но такие формы наказания были крайней мерой.
И мы дети были послушные, и родители наши мудрыми и любящими.
И воспитывали нас прежде всего своим отношением к труду, личным примером.
По соседству с нами жила чета стареньких людей.
Бабушка Анна была знахаркой.  Женщиной она была очень чистоплотной, но в силу возраста справляться с домашней уборкой становилось все сложнее.
А надо сказать, у нас в поселке было принято помогать старым людям.
Это и в школе поощрялось, и родителями поддерживалось.
 В школе мы брали шефство над одинокими бабушками.  А  к бабушке Анне нас мама всегда посылала помочь ей.  Воды принести из колодца, полы помыть... Надо сказать, что мама приучала нас с самого детства все делать тщательно.
Если что-то мыть, то просмотреть и протереть  все уголки.
Помню, когда  всякий раз я мыла  полы  в уголках под кроватью, то  обнаруживала там деньги. Мелочь, а однажды даже рубль я нашла. Бабушка каждый раз сетовала на деда своего:
-Ох старый, опять из кармана выронил,  когда лежал на кровати...
А за находку нас благодарила нас и угощала конфетами.
Однажды я маме рассказала о том, что дедушка вечно под кровать деньги роняет.
Мама улыбнулась и сказала , что таким образом бабушка проверяет, возьму ли я деньги, и доберусь ли я до самых укромных уголков, когда мою полы.
С возрастом я стала понимать,  как же мне повезло с родителями.
По молодости иногда считала , что наша мама излишне строга.
А теперь думаю, какая же она была молодец. Папа вообще нас баловал и во всем потакал, поэтому ,видимо, строгой приходилось быть маме. И мы не только уважали ее, но даже боялись. Хотя мама никогда нас не била, даже не повышала голоса. Но  иногда было бы наверное ругань пережить, чем видеть недовольное, укоризненное, расстроенное ее лицо.
И уж если мама начинала читать мораль, так мы называли ее поучения, то значит,  вскоре последует прощение.
Мама никогда не просила о чем-то дважды, и не напоминала об обязанностях.
 Если,  например,  с утра мы не сделали по какой-то причине уборку, а она требовала от нас чистоты и каждодневной уборки, то она  перед нашим приходом начинала мыть полы и ни какие уговоры о том, что я забыла, дай я помою сама, не помогали... Она спокойным тоном говорила, что еще сама не старуха и коль ее дочери так заняты, она и сама в состоянии это сделать и коль взяла тряпку, то сделает все сама.
И это было бОльшим наказанием, чем то, если бы она накричала на нас. Она просто ходила с непроницаемым лицом и вздыхала. Так что мы в семье все знали, включая папу, что мама ни о чем дважды просить не будет. Видимо, поэтому у нас с самого раннего возраста  воспитано чувство ответственности.
                * * *
А на верхнем фото коллажа в начале моего рассказа я и мои сверстники сияем от сознания своего счастливого детства.
И не видно по фото, что мы угнетены воспитанием, либо трудом не посильным.
А на нижних фото наказывают уже не нас.
Мы таких наказаний не заслуживали.


Рецензии