На байдарке по Решётке

.
1 часть

Помню как в начале 90-х мы устраивали гонки от канала «Чусовая-Исеть» через пос. Старые Решёты и до Верх-Исетского пруда откуда было проще делать эвакуацию на №11 трамвае с пересадкой на трамвайном кольце «ВИЗ» на №1 трамвай чтобы без проблем доехать до нашего клуба «Волна» на Юж. Автовокзале.

После прекращения планового функционирования левого канала «Чусовая — Исеть» и слива воды в реку Исеть мы переключились на гонки по реке Чёрной от ст. Сагра как по более полноводной чем Решётка до Исетского озера.
Первый поход на байдарке «Таймень 3» я совершил с друзьями от села Курганово через Верхне-Макаровский пруд по реке Чусовой и Волчихинскому вдхр до плотины канала «Чусовая-Исеть» за два дня 10 мая 1989 года. Все сложности первой части нашего сплава до Волчихинского вдхр я расписывать не буду хотя наше приключение стоило бы этого снова. Но это отдельная история о которой я уже писал в другой статье которая была не менее увлекательная чем какая-либо другая. Охрана плотины канала нам посоветовала плыть левым каналом, потому что правый оканчивался тупиком. Там был водозабор для города Екатеринбурга.

За бутылку водки они спустили нам добавочной для скорости воды, и мы понеслись к речке Решётке. По пути нам пришлось пригнуться, так как поперёк канала висела газовая труба. Потом мы вылетели из канала в большую лужу, где рыбачили рыбаки. Удивлению их не было предела, мы спланировали к ним по сливу, обдав брызгами.
То, что пишут некоторые авторы, что они плавали по правому каналу, но куда в тупик? Но ведь из тупика нужно как-то выбираться, давать объяснение охране водозабора как они вообще оказались в запретной зоне. А потом если отпустят по хорошему надо идти 800 м до автобусной остановки и ждать переполненный народом автобус.

После плавания по Решётке перед нами возникли тоннели под железнодорожными ветками с торчащей из стен арматурой, что было опасно на быстро текущей реке. Это мы поняли когда проскочили на скорости первый тоннель уворачиваясь в полумраке от торчащих из стен прутьев. После прохода в первого тоннеля мы чуть попали не в беду во втором тоннеле вовремя заметив грозящую нам опасность. Торчащие роем с потолка арматурины могли нас легко зацепить и мы провели байдарку на верёвке чтобы не заниматься трудоёмким обносом по железнодорожным путям на другую сторону реки.

Кто так строил, создавая потенциальную опасность не только туристам-авантюристам, но и искусственному засору речным мусором прохода в этих тоннелях мне непонятно. Можно конечно сослаться на совок, но это ведь строили люди, неужели у них всё было построено абы как сойдёт. Ну, ладно, забетонили тоннель но почему арматуру не срезали сразу! Пока сходило, а если бы засор был глобальным и река пошла через железную дорогу снова бы стали искать стрелочников. Примерно лет через пять я вновь оказался у этих тоннелей, но мы тогда плавали налегке без тяжёлого запаса снаряжения на несколько дней. Торчащую арматуру срезали и всё подмазали, словно ничего там не бывало, может быть, потому что я в своё время послал записку на имя начальника железной дороги о том безобразии, а может быть наконец-то дошли руки до ремонта этих тоннелей. Во всяком случае, мы ещё не раз проплывали в этих тоннелях без опасности напороться на торчащий из стены металлический прутик.

Когда начинали строить железобетонный мост через реку Чёрную, после известных событий в посёлке Сагра русло реки было временно пущено через трубы метрового диаметра. Тогда там из-за сильной заболоченности берегов пришлось проплыть в одной из труб на другую сторону, чем мы немало удивили рыбаков, которые не ожидали, что кому-то придёт в голову таким образом преодолеть это препятствие.
Хотя почему бы и нет, раз с обносом всё равно бы ничего не получилось у нас, а если бы мы и занялись этим делом, то отстали бы от графика движения на час, а это для нас было много. Зато за несколько секунд мы заработали себе бонус проходом в трубе на другую сторону.

После прохода в тоннелях мы попали в ещё больший переплёт. В старых путеводителях было написано, что ложе реки Решётки почищено, углубленно и расширено — ничего подобного мы не встретили. Дело в том, что от канала до пос. Старые Решёты садоводы-рыбаки перегородили реку многочисленными каменными плотинами, образовав локальные прудики длиной до 30-и метров и глубиной до 70 см.

А поскольку вода скрывала перегороженные участки подводных заборов, то нам приходилось очень часто высаживаться и растаскивать валуны, чтобы протолкнуть гружёную байдарку вперёд. Так мы и шли по реке в надежде, что эти заборы скоро кончатся. Даже впадение речки Чаша не прибавило нам ни воды, ни оптимизма. Перед посёлком Старые Решёты мы остановились и решили выходить с реки на станцию Решёты, изрядно намучившись на подводных заборах, что сил уже дальше двигаться не было, тем более что мы были мокрые, а вода в реке не тёплая, чтобы не продолжать барахтаться. С расчёсками, которыми меня пугали, мы не встретились, местные рыбаки их постоянно вырубали для удобной ловли удочками.

Выбрасывались мы пешком до станции Решёты где на нас мокрых ехидно рассматривали местные граждане – нахлебались сплавщики!

2 часть.


С началом лета мне пришла идея продолжить плавание по реке Решётке и именно с места нашей эвакуации весной. Я рассказал своему спутнику Стасу, что нам предстоит сделать, а он даже ухом не повёл, что нам предстоит упираться на каменных заборах, так как сам был такой же мастер поискать на свою задницу приключений.

Но отправились мы на Решётку поздно, насколько я помню 2-го июня, потому что первого июня 1995 года я остался работать во вторую смену за пятницу, чтобы у меня было три дня выходных — пятница, суббота и воскресенье. Стас тоже работал за отгул во вторую смену. Такая работа называлась сверхурочная, а чтобы моя вечерняя смена не пролетела, как фанера над Парижем мой наставник Коля мне растолковал, как всё делать всё правильно. Он популярно мне объяснял на пальцах что «в то время, как наши космические корабли бороздят просторы вселенной» я буду бесплатно работать во вторую смену, которую потом забудут оплатить в бухгалтерии. А чтобы этого не случилось, я буду должен просить выдать мне справку с печатью и росписью начальника, что отработал столько то часов.

В общем, после такого научного подхода я так и делал, если случалось меня просили поработать в субботу, я требовал справку о моём выходе в смену — 10 рублей, а в воскресенье 10 рублей плюс выходной, если мне вдруг понадобиться добавочный отгул к отпуску. Ни о каком «потом заплатим сполна» речи со мной вообще не могло идти» — справку на бочку и всё! Потому что, как правило, после закрытия нарядов в конце месяца вся моя смена благополучно забывалась, словно я и не работал. Эти мои заявления доводили начальника до нервного срыва — «ты кого слушаешь это же диссидент, он не сегодня-завтра смотается в Израэль, а ты тут останешься!».

Никуда конечно Коля не уехал, а вот я да всякий раз уезжал в счёт своих отгулов в ПВД или в многодневные походы. Вот и на этот раз мы поехали полоскаться на реку Решётку, правда её и рекой-то было называть неудобно из-за её мелкоты, но всё-таки все её 35 км на дороге не валяются.

Хоть мы и шли на три дня, однако из снаряжения у нас были, продукты питания, палатка, тент, коврики и котлы. Пилу и топор бы сознательно не взяли, сучьев для костра в леску всегда достаточно. Из одежды была та, которая на нас. Лишнего барахла не брали. Хотелось проверить за какое количество времени мы пройдём всю реку до впадения её в Исеть.

На речку байдарку спустили в старом месте, где я выходил с реки с друзьями в 12 мая в полдень. С первых минут общения с местными мы поняли, что нам предстоит пластаться с подводными заборами до самого вечера и что они никогда не видели, чтобы кто-то ходил по Решётке на байдарке вообще. Наш экипаж был второй после весеннего сплава другой моей команды. И теперь нам предстояло пройти всю реку до Исети. У Стаса был старенький фотоаппарат «Зенит», который он постоянно таскал на себе, хотя его предупреждал, чтобы он его снял и положил в непромокаемый мешок.

Но Стас есть Стас — пропустил сказанное мимо ушей. Колечко, зацепленное за карабин, оказалось на ремешке слабым и разогнулось, после чего фотоаппарат сделал незаметный глюк на дно речки, что мы даже не поняли что булькнуло. В общем, он и не слишком расстроился, потому что дома у него был другой более новый «Зенит», а у меня с собой был фотоаппарат «Эликон 35» который снимал на цветную плёнку. И самое смешное ни он и ни я не взяли запас плёнок, потому что как следует, не подготовились. И когда я собрался вставить плёнку в свой фотоаппарат, то выяснилось, что плёнки у меня не было. Вот шляпа! Так мы и остались без исторических снимков.

Мы даже пожалели, что ввязались в эту авантюру, потому что речка было не просто непроходима, а вообще непроходима особенно на байдарке и вполне заслуженно носила своё название - Решётка. Через каждые 50-100 метров мы обносили кучи валунов, которые образовали глобальные запруды, превращая реку в купальни. Всякие мостики из-за высокой воды находились так низко, что приходилось вытаскивать байдарку на берег и заниматься обносом препятствия. Посмотреть на сумасшедших байдарочников прибежало пол села детворы, которые сопровождали нас да самой околицы. Стас слёзно выпрашивал у местных взрослых цветную фотоплёнку, но те как в рот воды набрали.
— Вот же суки даже по-туркменски не понимают, — ругался Стас.

Обзывать кого-либо туркменами было любимое словечко Стаса хотя он сам был чем-то похож на туркмена особенно при загаре. Как я потом узнал его папаша имел такое прозвище с детства оно передалось и его сыну но уже в ругательном смысле.

Саню Ситкова который был со мной в другом походе на Решётке наоборот прозвали Узбеком из-за шепелявости по вине переднего сломанного на пополам зуба. Это когда он зашёл в местный магазинчик и попросил продать ему сигарет зюзюкая в каждом слове продавец сказала ему.

- Ты кто узбек что ли, говори по-русски!   

Проход вдоль деревни Старые Решёты можно было назвать парадом с сопровождением местной детворы до околицы. Ну и напласталисъ мы там! Мы даже представляли, что там творится при высокой воде! Врагу не пожелаешь таких испытаний.

Но мы в нашу мелкую воду наслаждались только отчасти, на некоторых участках случались оверкили с неизменным выходом — весло в руке, рука за фальшборт. А иначе никак, байдарка уйдёт по течению. Вот таком в скорбно-скособоченном состоянии мы и проходили по реке под насмешливые взгляды любопытных граждан.

Самый зец был на участке от ст. Северки до ст. Перегон где было более менее глубокое русло реки и можно было спокойно не задевая дно плыть и не обносить мостики. Народа там было меньше и магазин ближе где мы набрали кефира и «Свердловских» булочек. Местные хулиганы не предъявляли к нам претензий, а наоборот и всячески помогали убирая крупно габаритный мусор что нанесла река в заторы. Большая каменистая шивера длиной до двухсот метров была шкуродёрной и мы её обнесли по дороге справа под ЛЭП. Но и дальше нам не было покоя место было каменистое с точащими валунами. Так что с переменным успехом мы то плыли, то обносили или просто несли лодку на себе. И только миновав первый серьёзный порог с обносом мы пару раз сильно ударились о крупные камни прежде чем нас вынесло на глубокую воду по которой мы дошли до реки Исеть.

Сначала мы хотели идти до Верх-Исетского пруда но потом я уболтал Стаса подняться до примыкающего к реке озеру Мелкому объяснив что можно сходить на скалы Елового мыса. Поднимались мы к озеру уже уставшие и чувствовали как идём против давящего течения. Но всё-таки это было лучше чем барахтаться на Решётке где мы несколько задубели в холодной воде. А тут немного физической работы и мы согрелись. На скалы мы тогда не пошли так как негде было спрятать байдарку, рядом по берегам торчали в кустах рыбаки и надеяться на их кристальную честность я не хотел. Мы вернулись обратно и продолжили путь до мыса Гамаюн где погрелись лёжа на пляже.
 
Своё приключение мы закончили на трамвайном кольце Куба как назвали полуостров Большой Конный горожане сравнив его иронично с Островом свободы куда принесли собранную байдарку разделённую на две части — оболочку и кости. Трамваи 11-й и 1-й с пересадками нас довезли до Южного Автовокзала где нам осталось последнее, пересечь дорогу и зайти в наш двор где располагался клуб водников «Волна». На этом этапе наш поход по реке Решётке и закончился.


Рецензии