Мизинец в графине Глава 2

        - В обществе стали часто говорить о том, что над заключенными в тюрьмах издеваются, морят голодом, кормят так, чтобы они не умерли от голода, не жили по человечески,- начал свою речь Зарубин. Я сидела, слушала и не могла понять, к чему он клонит.

- В Мордовии отбывают свой срок из Красноярска и края много осужденных, потому, что там сконцентрировано огромное количество тюрем, самое большое количество из всех остальных регионов страны. Семнадцать, а не так давно их было двадцать четыре. Колонии всех видов - общего и строгого режима, для отбывания пожизненного срока, женские, для сотрудников правоохранительных органов, для туберкулезных больных, пересыльная и одна единственная на всю Россию - для иностранцев.

 В чем будет заключаться ваша работа, вам будет необходимо внедриться в работу колонии (ИК-22). Вы будите, направлены туда на работу в качестве психолога. О том, что вы знаете три языка ни кто, не должен знать, так вы сможете слушать, о чем говорят иностранцы. У вас будет доступ к заключенным. Вы должны будите разобраться, куда уходят деньги, которые выделяет государство на содержание тюрем. Ведь выделяются ежегодно миллиарды рублей, а до осужденных доходят копейки. Надо знать, на каком этапе они исчезают в карманах чиновников. Сразу скажу, дело это не простое, даже опасное, быть очень осторожной, особенно в разговоре с заключенными, так как среди них есть те, кто привязан к администрации колонии и кормится с их руки.

- Товарищ генерал, почему вы решили, что я с этим заданием справлюсь? У меня нет опыта, знаний, да и кто меня пустит к бухгалтерским документам….
- Вам не нужно копаться в отчетах, вам достаточно проверять ежедневно пищу и записывать в течение месяца меню.Так вы можете пройти все пищеблоки, и посмотреть из чего готовят пищу заключенным. Уверен, вас администрация будет приглашать к своему столу, посмотрите, чем питаются они. Вам придется пробыть там не менее года, чтобы досконально изучить обстановку в «ИК-22». У вас получится, я уверен.

 Вы только со студенческой скамьи, у вас нет еще предвзятости, вы будете все делать так, как этого будет требовать инструкция, которую я вам выдам в дорогу. О том, куда вы едите и зачем будите знать вы, я и старший лейтенант Орлов Борис Алексеевич, он поедет с вами. В документах и у него и у вас будет написано, что вы приехали после окончания учебных заведений, о Красноярске, ни слова. Вам много нужно будет осмыслить, продумать, составить себе план работы, все, что вы будите слышать, все записывать, а здесь мы отфильтруем, что важно, а на что ни надо обращать внимание.

 Возможно, мы сможем раскрыть преступление, в котором участвует целая цепочка высокопоставленных чиновников, отвечающих за продовольственное снабжение   и обмундирование осужденным. Особое внимание уделите женской колонии, говорят там окончательный беспредел со стороны обслуживающего персонала, допускаются избиения, унижение и лишение свиданий с родственниками. Если этому будет подтверждение, персонал колонии будет заменен. Прежде чем вы уедете в колонию, пройдете стажировку в группе «А». После ее окончания отправитесь в Мордовию.


На стажировке я изучала теорию, проходила физическую подготовку, вместе с бойцами спецназа ползала под колючей проволокой, перелазила через забор, падала в яму с водой, а затем оттуда выбиралась на глиняный берег. Занималась борьбой и училась стрелять из двух видов оружия. И как ни странно, за три месяца, я смогла себе приобрести хорошие мышцы рук и ног. Уже могла себя защитить при внезапном нападении противника. Все - таки хорошо нас обучали в институте, здесь только пришлось что-то подкорректировать в своих знаниях и навыках.

 Мы приехали со старшим лейтенантом Орловым в поселок с разницей в три дня. Поезд на станцию Потьма прибыл рано утром. На станции поезд поджидали те, кто хотел заработать на прибывших пассажирах. Усевшись в Уазик, я отправилась вглубь, глухих мордовских лесов. Наступивший рассвет открыл грустную картину: по обе стороны от дороги тянулись заборы с колючей проволокой, виднелись вышки с часовыми.

Конечно, мне все это было не ново, я на практике бывала в колониях общего режима, видела, обнесенную территорию колючей проволокой, но таких гигантских размеров изгородь еще не видела ни разу. Большую часть жизни местное население обречено проводить за колючей проволокой, потому, что колонии для многих жителей Зубово - Полянского района являются единственной возможностью работать и зарабатывать себе на жизнь. Вот и трудятся они в колониях из поколения в поколение. А столицей этой территории является поселок Явас, там находится  Управление Федеральной Службы Исполнения Наказания (УФСИН) по Республике Мордовия.

И так, после оформления меня на работу, я прибыла в колонию, со мной был сопровождающий с управления майор Пересветов. Его автомобиль подъехал к металлическим воротам, калитка с надписью КПП. Написано вход не более трех человек. Ряд последовательно запирающихся шлюзов с зеркалами и надежными запорами. В среднем шлюзе получили пропуск, я оставила свой паспорт, так, как пропуска у меня еще выписанного на постоянную работу, не-было. Из третьего шлюза, вход в комнату свиданий, она напоминает маленькую гостиницу, из нескольких помещений: холл, спальня, кухня с холодильником и буфетом, душ, туалет.

 На территории колонии справа ворота с надписью «Промышленная зона». Здесь же висит расписание работы с восьми до семнадцати - первая смена и вторая с восемнадцати до одного часа тридцати минут. Воскресенье отдых, ворота закрыты.
Майор Пересветов рассказывает мне, за что здесь отбывают наказание женщины, в основном, за распространение наркотиков и срок у них свыше восьми лет. Каждое воскресение осужденным по плану занятости читают лекцию о вреде наркомании, и так весь срок отсидки.

- А что вы можете сказать о «ИК-14», которая находится в поселке Парца, я слышала, что там самый жестокий режим, самый длинный, рабочий день, самое вопиющее бесправие….
- Кто вам такую глупость сказал,- возмутился Пересветов, - обычная колония, обычные условия и отношения обслуживающего персонала к осужденным, но подумаешь, в карцер какую  ни – будь, нарушительницу внутреннего распорядка отправят, так это же для ее пользы,- сказал майор.

- Я вас понимаю, товарищ майор, все делается во благо заключенных женщин. А как с питанием? Жалоб нет? Я спрашиваю потому, что питание важное составляющее в жизни человека, от него зависит его психика….

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии