Разговор души с телом на Страшном суде

(из поучений святителя Димитрия Ростовского)

В притче Димитрий Ростовский, святитель,
Нам повествует о Страшном суде,
Как снизойдет к нам опять Искупитель,
Кости же в плоть облекутся везде.

Тело же будет совсем не такое,
Как в житии пребывало своём,
Вместе с душою лишится покоя,
Чтобы предстать перед Богом вдвоём.

В тело вселяться душа не захочет,
Мерзким казаться ей станет оно,
Но приговор ей не будет отсрочен,
В теле судиться душе суждено.

Тело с душою впадут в осужденье,
Станут ругаться друг с другом они,
В гордых злословных своих выраженьях
Спор поведут в беспросветной тени.

Душа

Горе тебе, окаянное тело,
Пиршеством, пьянством прельщало меня,
Ты уклоняло на блудное дело,
Козни вершило мне день ото дня.

Тело

Я и тебя, о душа, проклинаю,
Ты допускала склоняться на зло,
Господа Бога всегда прогневляя,
В адскую бездну меня завело.

С помощью разума, данного Богом,
Мною не правила, словно уздой,
Вместе мы шли нечестивой дорогой,
Вовремя ты не сказала мне: «Стой».

Душа

Проклято ты, окаянное тело,
Тягостно было с тобой на пути,
В жизни творило ты всё, что хотело,
В ад помогло ты меня низвести.

Тело

Горе тебе, о душа окаянная,
Вместе мы ели и пили с тобой,
Пиршество длилось у нас постоянное,
Мы нарушали режим постовой.

Душа

Горе тебе, окаянное тело,
В жизни ты скверну творило всегда:
Ты грабежам предавалась умело,
Что и к убийствам вело иногда.

Тело

Горе тебе, о душа окаянная,
Ты соучастницей стала в грехах,
Ты не учила пути покаянному,
Ты не вселяла Божественный страх.

Но сподвигала на гнев и на злобу,
Что приводило к убийствам людей;
Я ничего не творило особо,
Вместе мы были – единый злодей.

***
Так на судилище Страшном Христовом
Тело с душой препираться начнут,
Так, проклиная друг друга сурово,
Вместе они поведутся на суд.


Примечание:

Текст притчи содержится в книге: Отдел рукописей РГБ. Ф.7. Собрание рукописных книг архимандрита Амфилохия (Сергиевского-Казанского). №21. Сборник слов и поучений святителя Димитрия Ростовского, его письмо к Феологу и Духовная. Л. 29 – 36 об.: Слово в Неделю Страшного суда. 1786 г.


Рецензии