Фуэте судьбы. Глава 1

               
               
                Глава первая

                Я - ВАРЗОБСКИЙ

     В красивейшем месте Таджикистана, в Варзобе, в начале весны 1940 года в молодой  семье Назокат и Курбана Саидовых родился мальчик. Родители мальчика были сами, как дети, им было лет по 17, оба тоненькие, как веточки молодой ивы, особенно Назокат. Она была очень утонченная, красивая и совсем не похожа на соседских девушек.  В те времена родители рано женили своих детей. А у этой пары была своя история. Они с детства дружили, росли вместе и все знали, что они будущие муж и жена. Очень молодые, влюблённые друг в друга новоиспеченные родители назвали сына Холом. У мальчика на боку было небольшое, овальное, светло-коричневое родимое пятно. А Хол в переводе с таджикского языка и есть «родимое пятно».
 
«Наш сын будет счастливым, у него есть большая родинка», - сказала молодая мама.

     Жили Назокат и Курбан  в любви и согласии, мальчик рос здоровеньким и кучерявым. Но у молодой мамы не хватало молока, и  соседка, которая тоже родила недавно ребенка, стала кормилицей для маленького Хола.
 
     Но Великая Отечественная война разрушила  счастье этой молодой семьи и счастливую жизнь миллионов советских людей.

     Курбана призвали в Красную Армию, Назокат очень переживала,  становилась всё тоньше и тоньше, не выдержала этих переживаний и умерла. И маленького Хола отправили в детский дом. При оформлении документов кто-то что-то перепутал, кто-то что-то не так понял,  и записали его Курбан Холов, без отчества.
Детский дом в поселке Шахринау был очень хорошим  учреждением. Там работали добрые и заботливые воспитатели, которые искренне жалели маленьких сирот. Курбан оказался в детдоме, когда ему было два года. Малыш ещё ничего не понимал, не помнил ни отца, ни матери. Рос и воспринимал всё, что с ним происходило как должное.
 
      Но в детдом попадали и дети постарше, которые  помнили своих родителей и семью. Вот этим детям было очень сложно привыкнуть к «казенщине» и к определенному порядку, и к русскому языку, которого они не понимали. Ведь  почти все воспитатели в детдоме  были русскими специалистами, которые приехали в молодую таджикскую республику из разных уголков СССР. Некоторые дети вели себя по-хулигански, курили листья тутовника,  и пытались обижать младших, но с ними проводились воспитательные беседы, их приучали к книгам, им показывали фильмы.
 
     Для Курбана фильм «Путёвка в жизнь» - первый фильм, который он увидел в своей жизни. И потом смотрел каждый раз, когда эту историю про беспризорников показывали по телевизору, вспоминая своё детдомовское детство. Рассказывал нам - дочерям,что все воспитанники шахринауского детдома, выросли хорошими людьми. Стали высококлассными специалистами, ведь государство дало каждому  свою путевку в жизнь.

     Война закончилась, а маленького Курбана никто не искал. Воспитатели рассказали подросшему мальчику его историю. Они сказали, что родился он в Варзобе, что мама его умерла, а папа ушел на фронт и может быть погиб, раз не ищет своего сына.
 
     «Значит, я – варзобский!» - сказал тогда Курбан. Потом много раз он повторял эту фразу, когда речь заходила о происхождении. В Таджикистане исторически сложилось, что  таджики делятся на северных и южных. А Курбан придумал себе фразу: «Я – варзобский!»

     Чудо, которое изменило жизнь детдомовского мальчишки, случилось в 1952 году. Для театра оперы и балета им. С. Айни нужны были артисты балета с хорошим хореографическим образованием. Весной приехала комиссия из Ленинградского хореографического училища для просмотра мальчиков и девочек.
 
     В Таджикистане родители не хотели отдавать своих детей в балет, поэтому будущих учеников хореографического училища  искали по детским домам. Вместе с представителями балетного училища  приехал и главный балетмейстер театра оперы и балета им. С.Айни Гафар Рустамович Валамат-заде, который очень помог Курбану с самого начала и всегда помогал в дальнейшем.
 
     В облике Курбана комиссия увидела все необходимые данные для балета, но была одна загвоздка – он был 1940 года рождения, а набор был для детей 1941.
 
     Гафар Рустамович сразу отметил у  мальчика балетные ноги, горделивую осанку,  да и внешне он очень подходил для сцены.  Он сказал комиссии, что в детдоме всё у Холова в документах перепутано и дата рождения неправильная - надо исправить. Комиссия приняла Курбана с условием, что к осени все документы будут в порядке.

     Через несколько дней за Курбаном приехал Гафар Рустамович Валамат-заде  и повёз его в Сталинабад - столицу Таджикской ССР, устроил в интернат, выправил документы. И в августе 1952 года в составе группы из других мальчиков и девочек Курбан поехал в Ленинград. Они ехали на поезде – это было первое большое путешествие варзобского мальчишки. И, конечно, он тогда ещё не мог  знать, сколько километров ему предстоит проехать за свою жизнь, сколько городов и стран повидать и на скольких сценах станцевать.
                ...........................

В качестве иллюстрации использован фрагмент картины Воробьевой И.Н. "Из серии по Средней Азии" 1963 г., из открытых источников интернета.


Рецензии