Вода - источник энергии ещё рецензия

Вот как вода нужна мне, так и общение в таком "ключе":

Отступление от самой рецензии и ответа на неё сделаю в виде исключения, как-бы предупредив наперёд о смысле моего изложения увиденного обновления Прозы.ру. Здесь внизу под моими словами лежит пласт из двух горных пород одного хребта. Поэтому оговорюсь, что такое нежное прикосновение к тексту сродни воде из родника. Просто сегодня все мои подруги и знакомые не смогут правильно рассказать мне об употреблении воды в качестве основного источника энергии. А без энергии мы встанем.


Итак:

Два человека встретились на просторах Вселенной случайно. Я увидела их НЕ ШКУРНЫЙ  интерес:

Рецензия на «Зеркало» (Вячеслав Поляков)

Начало рецензии:

"Хотел завтра но...чего-то разобрало и решил сегодня написать рецензию...

О чем рассказик?
А ни о чем... как-бы ни о чем...
Стилистику пока оставим в покое.
Остановимся на художественном методе...

Вцелом рассказ можно охарактеризовать как совершенно невероятный сплав Шукшина с Флобером)))
Да да...и это не издевка.
Если брать Флобера как непревзойденного мастера детализации, то, оглядываясь на рассказ, мы с необходимостью отметим что рассказ представляет собой целый букет именно ДЕТАЛЕЙ.
Любую деталь можно было бы убрать и даже без ущерба...
И вот так, постепенно убирая деталь за деталью мы сведем рассказ до состояния "ничего".
Рассказ ИСЧЕЗНЕТ.
Значит?
Значит именно "совокупная палитра" деталей и составляет СУТЬ рассказа...

Возможно ли такое?
Безусловно.
Если детали представляют собой маленькие деталюшечки ЖИЗНИ И ХАРАКТЕРА главного героя.

Нанизывая эти бусинки (детальки) на нитку рассказа мы ВДРУГ обнаруживаем и главного героя.
Это как если подойти к мозаичному панно вплотную и в первый момент ничего не понять.
Но постепенно отдаляясь, охватывая глазом все большее и большее количество деталей, мы начинаем обнаруживать цельное полотно...
И мы в удивлении восклицвем - Так вот ты какой! Северный олень!
\смеюсь\
Картина возникает перед глазами.
Ну... с Шукшиным понятно ибо сам ХАРАКТЕР героя "немножко шукшинский" - этакой простоватый мужичок, однако не без претензии)))
Яркий представитель сельской интеллигенции...
И этот характер "возник" именно из набора "деталей"...
например, сочетание ветровки и фрака и одновременно при условии "бескорыстной любви" к тельняшке)))
Это всё как раз "шукшинское букеты"...
Плюс к тому - и проблемы у героя вполне шукшинские.
Перевыборы в каком-то сельсовете, а хоть даже и в садоводческом товариществе...Не суть важно...

Что имеем в сухом остатке?
Имеем очень интересный результат.
Художественный метод породил смысл...
Совсем недавно я спорил с автором утверждая что смысловую нагрузку несут именно предикаты...
Так оно и сложилось.
Рассказ как бы НЕ ПРО главного героя а про ВЕЩИ ОКРУЖАЮЩИЕ главного героя и эти вещи начинают высвечивать самого героя...

Автор говорит как бы "о другом" (о вещах) но герой возникает перед глазами именно через те вещи среди которых он живет.
----------
Теперь пару слов о стилистике.
Стилистика это всегда сложно потому что всегда индивидуально.
Единого рецепта тут не предложить...
Ну разве что несколько примеров-замечаний.
Очень приятно читать обороты в стиле
"Остановившись перед трюмо, Семён увиденным остался доволен."
Что лично мне тут понравилось?
Предлагаю обратить внимание на положение слова "увиденным"
Можно было бы сказать "прямолинейно":

- Остановившись перед трюмо, Семён остался доволен увиденным.

но автор перекроил фразу, слегка "перетасовав" слова против традиционно принятой конструкции

- Остановившись перед трюмо, Семён увиденным остался доволен.

Мне нравятся такие перестановки...
Но...повторю это очень индивидуальное восприятие...

Отдельно отмечу стилистический диссонанс...
Если автор выбирает имена персонажей
Семен Семенович и Екатерина Матвеевна, то наличие имени Зинаида Альбертовна чуть чуть неуместно...
Надо подобрать какое-то более ЗВУЧНОЕ имя из знакомых ЗАИМСТВОВАННЫХ имен для персонажей...
Вместо Зинаиды Альбертовны можно употребить Анну Аркадьевну (Каренина)
Тем более что предыдущая начальница по прогнозу будет "обнулена")))
Если все три имени будут заимствованы, не возникнет желания упрекнуть в плагиате.
Это воспримется как стилистическое единство...как улыбка автора...как его ДАНЬ литературным предшественникам...
Во всяком случае это не вызовет недоумения как имя Карп Свельич, украденное непонятно с какой целью Булгаковым у драматурга Островского...
\Хотя вполне допускаю мысль, что и Зинаида Альбертовна - тоже заимствованное и лишь ограниченность моего кругозора не позволяет вот так сходу вспомнить прототип. В этом случае замечание становится неактуальным\
Да, кстати НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую исправить имя Екатерина Матвеевна до звучания Катерина Матвеевна.
Это надо сделать безоговорочно.
----------
Ну и... в финале...
Именно приятное впечатление от рассказа породило во мне "соавторский зуд"...
я бы предложил автору финишировать рассказ мизансценой, где супруженица Семен Семеныча, проводив его на собрание, удаляется на кухню и моет посуду НАПЕВАЯ:

Там нашла я вновь счастье старое,
На ремонт поистративши год,
И по винтику, по кирпичику
Возродили мы с Сенькой завод.
.....

Такой финал СОЕДИНИЛ бы до единого целого ВЕСЬ рассказ в некий монолит (включая детализацию садоводческих проблем) как цементирующее начало, превращающее СОВМЕСТНУЮ жизнь Семен Семеныча и Катерины Матвеевну в живое подтверждение поговорки "муж и жена - одна сатана"
)))

=============
Отдельно отмечу абсолютное несогласие с употреблением множественного числа в родительном падеже...

фразу "сажать картошку, рассаду огурцов, помидор и прочей зелени..."
я бы написал не помидор а помидоров, и на любое возражение редактора, плюнул бы ему в лицо)))". Окончание рецензии.

Ответ автора:

"Павел Маслобойников   22.01.2021 01:03   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Здравствуй, Паша!
Ну удивил - так удивил. Думаю, что и не только меня. Кто теперь скажет, во что превратилась Проза.ру? Где на ней можно найти ещё такое рецензирование? Теперь, одно-двухсловные рецензии типа: "Спасибо", "Спасибо за рецензию", "Понравился рассказ", "Это шедевр" и подобные - кто рискнёт написать, и как они будут на литературном портале смотреться?
Думаю, рецензия достойно ляжет в копилку текстов сайта.
Мне же остаётся только разобраться в критике и учесть эти моменты, дабы не допустить промахов в будущем.
Ведь я здесь учусь. Учусь работать со словом, с текстом. Считаю, что и все авторы могли бы, при желании поступать также.

Такая рецензия достойна такого же ответа на неё.
Конечно, можно радоваться, что тебе (я говорю про рецензента) хотя бы ответили "Спасибом" за неё. Ну или просто: "Спасибо за то, что прочли" - ещё лучше.
Рискну, Паша, и немного не согласиться.
Вот ты пишешь:

"Любую деталь можно было бы убрать и даже без ущерба..."

Нельзя!
Позволь сказать,.. нет, не объяснить, конечно - упаси Бог)),
Смысл рассказа в двуличности человека - такой, значит, двуликий Янус. В человека уживаются два разных человека.
Убираем, к примеру, самогонный аппарат - и тогда в зеркале роскошный бар не будет соответствовать образу.
Балалайку - и белый рояль, о котором мечтал герой будет не к селу, ни к городу.
Самодельный шкаф убери - не будет грезится в зеркале старинный антикварный его собрат.
И так далее, и так далее.
Каждая деталь важна.

Но я согласен постоять в тени Флобера и Шукшина - пусть они греются под лучами Солнца.

Теперь по поводу имён.
Да, ты прав. Если бы я взял имена реальных соседей, то меня могли кое в чём обвинить).
В следующий раз так и сделаю - пусть мучается читатель)).

А по поводу замечания:

"Отдельно отмечу абсолютное несогласие с употреблением множественного числа в родительном падеже...
фразу "сажать картошку, рассаду огурцов, помидор и прочей зелени..."
То, как раз с множественными числами, падежами и окончаниями слов
- в этом львиная доля моей работы над текстом.
У талантливых людей, видимо, из-под пера сами выскакивают правильности написания.

И в заключении моего ответа хотел предположить, что возник тот случай, когда рецензия оказывается лучше (ещё и длиннее)), чем сам текст.

Теперь многие увидят и воскликнут: Так вот он какой оказывается Павел Маслобойников! Он не только может... Но и в литературе сечёт - что там всякие кандидаты и доктора писательских наук.
Спасибо тебе, Паша. Я всегда мечтал получить такую рецензию.

Вячеслав Поляков   22.01.2021 05:41   Заявить о нарушении". 

Конец цитаты.

Ниже напишу своё ощущение:


Рецензии