Прогрессивный строитель

                ( Из рассказов," Случай на охоте.."..)
Падь Бырохча ,моё самое любимое ,заветное ,доступное место охоты, отдыха душевного.. Здесь я, и на уток и на рябчиков и на куропаток, охочусь.. А осенью ,сюда на клетки, спускаются с близлежащих перелесков тетерева,- тут им и вода и зеленка сочная ," пушистая " ,молодая..
    Клетки -образуются так: между ручьями Бырохча и Карыпча  вырыты ,каналы -бывшие мелиоративные, осушительные.. В каналах кое-где, местами вода скапливается ,и они теперь заросли высоким разнотравьем .Вытащенная земля ,грунт из каналов образуют валы ,похожие на железнодорожные насыпи ,высотой метр, метра полтора ..И они тоже заросли тальником, березой ,ольхой ,низкорослым кустарником. Вот, между ручьями и каналами эти квадратные луга местные и называют " клетки "..Эти клетки тянутся до самого слияния ручья Карыпча с речкой Турга . Мелиорация конечно мало что дала, места эти все равно заболачиваются - природу не обмануть .. Ведь, при СССР, одной из приоритетных задач было увеличение пахотных земель.. Вот и старались мелиораторы : осушить.. передать колхозу или совхозу земли.. отрапортовать " партии .."..Во что это выльется, чем обернется для окружающей нас природе мало кого интересовало -все смотрели ,в " рот " партии ..( Отвлекся..)Кое-где болота ,озерки ," лывы " ,особенно после дождей снова возвращают себе отвоёванные людьми территории . Из-за этого луга становятся непроходимыми, и не скашиваются. Вот ,сюда то и прилетают тетерева на " жировку ". Я знал ,что здесь по валам гнездятся многочисленные мелкие птицы, по березовым колкам выше ручья грачи..( кстати ,их раньше в этих краях не было.. появились в 1994 г.. мною зафиксирована дата..)Видны были и "черновины " гнезд сорок, на деревьях.. А в высокой траве много раз поднимал и  добывал перепелок.
   В один из выходных дней ,если мне память не изменяет ,во второй половине сентября ,приехал в Бырохчу ,с намерением добыть пару косачей .
   Медленно, внимательно присматриваясь ,прислушиваясь к каждому шороху шел по третьему валу сверху.. Вижу, в канале сквозь тальника ,проблескивает вода . По краям вала ,по косогорам ,растет густая ольха ,и редко береза белоствольная стоит, как свеча.. Заросли кипрея-Иван-чая вперемешку шиповником ,полынью мешают тихо идти ,цепляют за сапоги, шуршат.. Иду, будто крадусь как лиса за "мышью ".. Увидеть в таких местах заранее ,мало что удается -места открытые ,да и шум от ходьбы... Тут в первую очередь слух нужен, опыт,-нужно уметь различать ,шум травы и взлетающей птицы ..
    Уже на середине вала ,где особенно много берез ,я на одной из них заметил гнездо какое то ,необычное, большое, но без крыши -как чаша.. Сороки ведь они строят себе жилище с крышей, и отверстием -летком сбоку.
   Гнездо это ,меня заинтересовало своей формой и и каким то необычным стройматериалом ,по цвету. Я решил подойти поближе осмотреть его," диковинку " эту. Пробрался к березе ,и увидел под ней ,на земле многочисленные куски алюминиевой проволоки ,разной толщины и конфигурации.!
   - Откуда они здесь ? ..Бросил взгляд на верх, на крону березы ,а гнездо то было  построено -  из одной алюминиевой проволоки ! Не веря своим глазам ,полез я удостовериться на ощупь ,действительно ли ,ни обман ли зрения ,-да и может чего " подороже.." лежит ..На дне чаши-гнезда валялись скорлупки ! - " Вывели ,улетели ..",-заключил я про себя..
   Вот тебе сорока -воровка, умная ..! Оказывается она падкая не только на все блестящее ! Построила себе гнездо на века ,-из современных материалов  ! " А может собирала цветмет на чёрный день  ",-пошутил я сам с собой.. Веселее стало на душе ,от обнаруженного, увиденного .."Животный мир тоже от нас ,от людей не отстает , шагает в ногу..",- размышлял я ,продолжая движение к намеченной цели .
   Да уж, вот тебе и сорока , тебе не дала ,тебе не дала ..а мне дала..
                З. Исхаки.
                Золотореченск. 1990 ые.


Рецензии