Советские военспецы в Испании ч. 3
В Испании был приобретён заметный опыт и в вопросах организации противовоздушной обороны. Вопреки господствовавшему мнению, выявилось, что даже одна отдельно расположенная зенитная батарея среднего калибра способна решать не только огневые, но и тактические задачи. Последнее нашло отражение в боевых действиях на р. Хараме (февраль - март 1937 г.) и на Гвадалахарском участке (март 1937 г.). Битва при Хараме была первым крупным сражением, которое выиграла республиканская армия. Ген. Висенте Рохо в своей книге «Героическая Испания» вспоминал: Участие авиации по прикрытию наземных войск в некоторых случаях оказывалось решающим. Случалось, истребители по пять раз подряд спасали наши передовые от бомбардировок противника. На Хараме каждый день с утра до вечера завязывались воздушные сражения, в которых участвовало более 100 самолётов. Лётчики совершали по семь вылетов в день, а смелость с которой они нападали и сбивали вражеские самолёты, производила на земле сильное впечатление. Разведка Германии в течение всей Гражданской войны в Испании стремилась уничтожить русского аса – Якова Смушкевича (ген. Дугласа). Он исполнял обязанности ст. военного советника по авиации. Им были сформированы авиагруппы из новых бомбардировщиков и истребителей, прибывших из СССР. Он же организовывал новые замаскированные аэродромы и разрабатывал тактику одиночных и групповых воздушных боёв. В рапортах немецкие разведчики отмечали: «Смушкевича можно назвать Тухачевским в области авиации». Он блестяще организовал воздушную оборону Мадрида, разработал приёмы «звёздного рассредоточения», начиная со взлёта самолётов с аэродрома. На своём И-16 сам руководил боевыми действиями республиканских бомбёров. Я.В. Смушкевич был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.
Но то, что не смогли сделать франкистские и фашистские асы, сделало советское руководство, которое в октябре 1941 г. расстреляло Смушкевича, как «врага народа». В годы Великой Отечественной войны зенитно-артиллерийские батареи (взводы) использовались самостоятельно и довольно успешно прикрывали пункты управления, переправы, различные объекты и т. п. В то же время мелкокалиберная зенитная артиллерия требовала массированного применения, так как её дробление не приводило к поражению хорошо защищённых современных по тому времени самолётов. Стало очевидно, что для достижения наибольшей результативности в борьбе с авиацией противника необходимо сочетать зенитный огонь всех калибров, за счёт чего достигалось поражение самолётов на максимально широком диапазоне высот. Значительно возросла роль ПВО в операциях наземных войск, что подтвердило разгром 50-тысячного итальянского экспедиционного корпуса под Гвадалахарой (1937 г.). Части армейского корпуса должны были прорвать Гвадалахарский фронт, захватить саму Гвадалахару и Алькала-де-Энарес, перерезав таким образом полностью все коммуникации Мадрида. Итальянцев разбили спустя 14 дней после начала операции и остатки корпуса, который прикрывали с воздуха 140 боевых самолётов, в панике отступили. Авиация республиканцев в значительной мере повлияла на исход сражения. Исходя из этого в целях защиты пехоты от воздушных налетов штурмовой авиации командным составом РККА рекомендовалось придавать отдельные батареи ПВО пехотным соединениям. В Испании впервые были опробованы методы взаимодействия истребителей с системой ПВО при обороне населенных пунктов ночью. Борьба ПВО и истребителей с авиацией противника на ночных учениях начала практиковаться в РККА с летних учений 1938 г.
В дальнейшем приобретённый опыт был успешно реализован при обороне Москвы в 1941-1942 гг. В целом война в Испании показала, что зенитная артиллерия представляла собой серьёзную угрозу для авиации. 26 апреля 1937 г. целью для немецких бомбардировщиков стал город Герника, который издавна считался важным культурным и религиозным центром Испании. Его население состояло из 7 тыс. чел., преимущественно басков. Не-111 первыми нанесли свой ужасный бомбовый удар. С небольшой высоты они пролетели над беззащитным городом и сбросили сотни кг зажигательных и фугасных бомб. В городе начались пожары, жители в панике выбегали на улицы. Кругом стоял гул низко летящих самолётов, крики раненых и грохот взрывов. Следующая волна самолётов Не-51 стала с небес поливать горящий город пулемётным огнём. За ними налетели Ю-52, которые более получаса бомбили гибнущий город, превращая его в руины, а строения в пыль и песок. Четыре часа на город сыпались бомбы, и в результате этой» военной операции» не осталось ни одного целого здания. Погибло более 1600 испанцев и более тысячи были ранены. В 1938 г. франкистам, получавшим всё новые партии вооружения из Германии и Италии, удалось переломить в свою пользу ход боевых действий. 3 апреля мятежники захватили Лериду, которая находилась в 152 км от Барселоны. В середине апреля войска Франко уже вышли к Средиземному морю у Винариса. Республиканская зона оказалась расчленённой на две части. В июле 1938 г. европейский Комитет по невмешательству в испанские дела принял решение о выводе всех добровольцев из Испании. Правительство республики попыталось добиться в этом случае и вывода итало-германских интервентов, однако всё превратилось в фарс: немцы и итальянцы эвакуировали свои потрёпанные воинские части и тут же ввели свежие.
В ноябре 1938 г. республиканцы оставляют плацдарм на западном берегу р. Эбро. В феврале 1939 г. франкисты захватили Каталонию – основную промышленную базу республиканцев. 27 февраля 1939 г. Англия и Франция разорвали дипломатические отношения с Республикой и признали правительство Франко. Сопротивление республиканцев было сломлено в марте, после гос. переворота, передавшего власть Национальной хунте обороны, которая приняла требования Франко о безоговорочной капитуляции. В Испании советские лётчики впервые применили новую тактику ведения воздушного боя. Она основывалась на взаимодействии скоростных и маневренных истребителей. Как показал опыт боёв, скоростные истребители И-16, которые превосходили по скорости бипланы «Фиат» Cr.32 и Не-51, не могли поражать их в боях на горизонталях, что успешно делали маневренные И-15. И всё же к концу испанской трагедии господство в воздухе перешло к немецкой авиации, так как наши истребители и бомбардировщики по лётно-тактическим характеристикам стали существенно отставать.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Абросов С.В. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. - М.: Яуза, Эксмо, 2008, с. 36, 109, 117, 121, 124.
2. История второй мировой войны 1939-1945. Т. 2. С. 53.
Для создания отдельной зенитной батареи был выделен личный состав 5-го коммунистического полка республиканской армии.
3. Ботин М.П. С тобой, Испания. - М.: Воениздат, 1976. С. 88.
4. Шталь А.В. Малые войны 1920-1930-х годов. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003, с. 279.
Абросов С.В. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. - М.: Яуза, Эксмо, 2008. С. 137, 169, 196, 207, 212, 227, 530, 531.
5. РГВА. Ф. 29. Оп. 54. Д. 97, л. 13-23-25.
6. Любарский С. Некоторые оперативно-тактические выводы из опыта войны в Испании. - М., 1939- С. 65.
7. История военной стратегии России. - М., 2000, с. 215.
8. РГВА. Ф. 37977. Оп. 4. Д. 192, л. 2.
9. Там же. Ф. 35082. Оп. 1. Д. 577, л. 6, 21-24.
10. Там же. Ф. 37946. Оп. 1. Д. 5, л. 501-502.
11. Там же. Ф. 37791. Оп. 1. Д. 972, л. 5-7.
12. Материалы издания: 100 лет ВВС России (1912 - 2012 гг.). Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.; под общ. ред. В. Н. Бондарева. - М.: фонд «Русские Витязи», 2012. - 792 с. : ил.
13. Рыбалкин Ю.Е. Операция «Х»,- М.,2000, с.50.
Николай Мринский, 2018-2021 гг.
Свидетельство о публикации №221012200498