Маша и медведь. Феномен нового архетипа

 




Популярность российского проекта "Маша и медведь" выросла  настолько, что во всем мире  его уже считают не просто мультфильмом, а явлением. Одни позитивным, а иные  негативным.



«Этот русский продукт популярнее водки, газа, Достоевского, балета и икры. Фильм создает национальный образ, сопоставимый с техасскими ковбоями и монахами из Шаолиня», отмечает итальянское издание LaStamp




«Речь о пропаганде, промывании мозгов. Всему этому просто придали красивую форму.  Навязывание детям положительного образа России опасно для безопасности Эстонии», заявляет  преподаватель Таллинского университета коммуникаций Приит Хыбемяги



Казалось бы, какая чушь: оголтелые русофобы  уже и  детский мультфильм  воспринимают как «страшное  оружие тоталитарного режима».  Коварные русские делают  качественную  продукцию, которая завоевывает популярность во всём  мире. И через изощрённую пропаганду добиваются своих злокозненных целей. В общем, Маша агент Кремля на окладе «RT».


Однако всё не так просто,  и не будем торопиться крутить пальцем у виска. Вспомним, что СССР исчез не в огне ядерных ударов. Его убили  джинсы, жвачка, кола и рок-н-ролл. Точнее, он рухнул ввиду отсутствия вышеперечисленных продуктов. Почему к середине 70ых годов 20века всё, хоть о чём-то думающее,  население Страны Советов поголовно слушало «вражьи голоса»? Потому что советские люди уже точно знали: коммунизма не будет ни в 1980 году, ни в 2080году. А колбасу олимпиадой не заменишь. Народ понял: выбранный в 1917году исторический путь  ведёт в никуда.   Однако  смена вектора развития, по масштабам мировой истории, далась весьма «малой кровью».


В наши дни   редко   кто готов узнавать новости из западных СМИ, хотя технически это несравнимо легче, чем полвека назад. Нет интереса: «Все брешут одинаково. И наши, и ваши. Те поют, другие пляшут. В общем, шило на мыло».  Вот только  нельзя не заметить обратный тренд. При полном равнодушии «потребителей контента» с российской  стороны, на Западе   «RT», умело совмещая партизанские методы с диверсионными, рвёт информационное пространство не хуже, чем «Тузик тряпку». И является недосягаемым стандартом  эффективности для всяких BBC, CNN, Euronews и прочей, не вызывающей особого доверия публики.



Но вернёмся к неугомонной Маше  и её приятелю  Мишке. Добрый и воспитанный, он так и нарывается на оскорбление: «ботан»,  «лох»,  «сферический конь в кубе». Но всё отнюдь не так просто. Русские всегда умели показать видимую  концентрацию сил на направлении ложного удара. Настоящее же наступление потому и имело успех, что его не ждали. Те, кто ни на миг не усомнился, что операция по «аннексии»  Крыма являлась глубоко эшелонированным прикрытием «дела Васильевой -  Сердюкова» поймёт, о чём идёт речь. Мишку заведомо «слили», иначе уложили в фундамент Машиного величия. Чисто по-русски: всё для фронта, всё для победы, мы за ценой не постоим.



Проект выстрелил в центр мишени. Феноменальный успех почти во всем мире.          Мультик  закупают в 130 странах. Он вошел в десятку самых популярных детских проектов. «Маша и Медведь» получил мультипликационный «Оскар» (премию Kidscreen).А теперь российский мультсериал претендует на звание наиболее востребованного детского шоу в мире по версии зарубежной премии Global TV DemandAwards 2021.Успех у нашей Маши всеобщий. От нее в одинаковом восторге зрители и на Ближнем Востоке, и в Великобритании.



А серия «Маша плюс каша» рекордсмен по количеству просмотров на канале YouTube. Ролик посмотрели 4,3 миллиардов раз!            Если же подсчитать все просмотры всех серий мультфильма на различных YouTube-каналах, то к 2021 году их набралось более 60 миллиардов. Видеоролики «Маши и Медведя» в среднем смотрят 400 раз в секунду.  В 2020 году популярность "Маши и медведя" была признана официально. Проект попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый просматриваемый анимационный ролик в социальных сетях. Такого  результата  достигали только мировые хиты типа «ShapeofYou» Эда Ширана и «Despacito».


Окинем взглядом, видимые  причины успеха.  Это  целый комплекс факторов. Каждая серия длится оптимальные 7-10 минут. За это время дети не успевают отвлечься. Художникам удалось подобрать идеальный цветовой баланс - яркие, четкие и приятные глазу цвета. Визуальные образы также вышли очень удачными: Мишка выглядит натуральным, живым и выразительным, Маша очаровательная маленькая бестия, да и остальные персонажи хороши: свинка, заяц, а волки - так вообще красавцы. Нрав  самой Маши - собирательный образ детского характера, но в то же время она обладает мягкостью и русской чувствительностью, что отличает ее от героев других популярных в мире мультфильмов. К тому же  в мультфильме минимум диалогов, что существенно облегчает перевод и подготовку субтитров.
Не последним фактором является музыкальное сопровождение.  Успешными стали и самостоятельные мелодии, и обыгрывания мотивов классических произведений.

 
В мультфильме звучит много российской музыки - особенно запоминающийся эпизод с исполнением "Прощание славянки". Фоном является русская глубинка. Конечно же, в рассказах о Маше есть национальный колорит, одежда и имена. Но  мультфильм рассказывает понятные всему миру истории. Жизнь главных героев  имеет множество отсылок к отношениям между женщиной и мужчиной, родителями и детьми, слабыми и сильными. Найдены универсальные визуальные образы и коды.


Но всё это  лишь видимая часть айсберга. Попробуем рассмотреть феномен Маши с большего отдаления. Крайне интересно, что от возникновения идеи до появления первой серии прошло полновесных пятнадцать лет. И это принципиально  важно.


Приведём два примера. Песня «Смуглянка» была создана   в предвоенные дни, когда СССР забрал у румын Молдавию, прихваченную ими в 1918году в неразберихе Гражданской войны. В песне говорилось о событиях, связанных с именем Григория Котовского. Да вот только слова
«Партизанский, молдаванский
Собираем мы отряд» 
обрекали песню на забвение. Ибо в партизанском движении, ведущем  борьбу с нацистскими оккупантами на территории Молдавии, этнических молдаван можно было сосчитать на пальцах одной руки. Лишь цепь удачных случайностей вытолкнула песню на поверхность.


Песня «Враги сожгли родную хату», что заставляет сжиматься сердце каждого, кто её слышит, долгие годы была под негласным запретом  «за распространение пессимистических настроений».  Сегодня это может показаться чушью и бредом, но объективно, в первые послевоенные годы эта песня могла служить роль посыпаемой на раны соли.

 
Вернёмся к Маше. Она появилась раньше своего времени. Автор идеи учуял этот новый русский архетип, но он ещё не был востребован общественным сознанием. На экране царили «Брат» и «Брат-2». Главный герой крайне напоминает   молодого вождя из почти уничтоженного и загнанного в резервацию индейского племени. Он ведет беспощадную вендетту, заранее зная  о предопределённости судьбы. «Теперь вам не надо охотиться, - говорит им инспектор по делам резерваций, - Большой Белый Отец даст вам и тухлую конину, и прогоркшую муку. Живите счастливо».



Этот «русский индеец» Брат действует с решимостью обречённого. И он осознаёт  свою обречённость. «Сила в правде», - убеждает он себя и оппонентов, хорошо понимая, что для него другие варианты постижения действительности не предусмотрены. Совершенно мистическим образом и артист, сыгравший главного героя,  и режиссёр фильма ушли из жизни молодыми. Вместе с эпохой, которую так талантливо  они запечатлели.


Но Маша совсем другая. Вслед за англосаксонскими учителями, уроки которых она крепко усвоила, Маша не сомневается: «правда в силе». «Прав тот, у кого больше прав». «Джентльмены играют по правилам, но если проигрывают, то правила меняют». А альтернативные точки зрения – на экспорт.               


Конечно, Маша не пойдёт по пути   героя английской сказки,  продавшего единственного друга кота.  Выручка от сделки послужила стартовым капиталом для успешного бизнеса. О коте больше никто не вспоминал.   Она смекалистая, ловкая, смелая. Где-то с хитрецой, порой нагловатая. Но в ней изначально нет подлости.  И это влечёт к ней, как магнитом. Именно этого и боятся идеологи «свободного мира», где товаром является всё:  и мысли, и чувства, и эмоции.


Но Маша и не «лохушка». Она не будет, как её предки весь девятнадцатый век проливать кровь за интересы «братушек» славян и православных. Которые как один «кинут» её при первом же случае. Она не станет, подобно дедам нести «свет истины»,  а заодно и бесплатные материальные блага в каждую африканскую  хижину, безусловно веря во всемирное торжество добра. В генах Маши  уже сформировался стойкий иммунитет на такое «кидалово». Маша адаптировалась к суровым реалиям окружающего мира. Она не откажется теперь «пожить и для себя». Она уже не только своего не отдаст, но и чужого не упустит.


Маша  наследница не Обломова, а Штольца.  Она не «поведётся» вместе с Маниловым строить мост над прудом, или с Хрущёвым коммунизм за  двадцать лет. Маша совсем другая, её на мякине не проведёшь. Она и не из Святой Руси, и не из Пьяной Рашки. Так кто же она, эта загадочная Маша? 


Маша – это совершенно новый архетип русского человека. Именно поэтому идеологи Коллективного Запада с таким ужасом ждут каждую новую серию «забавного мультика». Родившийся непосредственно в зоне боевых действий, на Куликовом поле, русский этнос выживал и крепчал в условиях сурового климата и тотального вражеского окружения.  Постоянное экономическое отставание,  заставляло власть проводить вынужденные реформы общественной жизни. Пётр Первый, Александр Второй, Николай Второй. К началу 20 века русские были готовы к финишному спурту в борьбе за пьедестал. Но Коммунизм оказался преждевременен. При тех технологиях обработки информации тотальный контроль над  обществом был невозможен.


 Но опыт не прошёл зря. Сегодня Россия жаждет  реванша. И в это же время  Коллективный Запад загибается от собственной старости под ударами  цветных рас, историческая вина перед которыми неискупима. Запад прекрасно осознаёт, что ни Китай, ни Индия не готовы взять на себя роль морального лидера планеты. Вся история этих стран вещает: они никогда не ставили перед собой такую цель. И в наши дни китайцы говорят: «мы не хотим завоёвывать мир, мы его купим». Для объективности отметим, мессианство свойственно и арабам. Но что, кроме ислама, готовы они предложить планете?!  А это, прямо скажем, товар залежалый.



Сегодня уже всем очевидно: Россия выигрывает мировую технологическую гонку. Но русским этого мало. Мессианство всегда было в русской душе. Порой и даже часто в избытке. Но нас уже не проведёшь на пустословии типа «общечеловеческих ценностей». Спасибо, вылечились. Чем так привлекательна мультяшная Маша? В ней здоровое, трезвое начало. Она сильная, но не подлая. Умная, но не коварная. Честная, но не глупая. Образно говоря, она «крутая».  Маша есть квинтэссенция нового русского архетипа. Это усреднённый русский человек начала 21 века со всеми положительными качествами личности в расцвете сил, лишённый так мешающей жить детской наивности.


Русский этнос входит в период  возрастного расцвета. И Коллективный Запад чует этот приговор. Как понимала его Византия в1453году, зная: отпущенный Историей лимит жизни кончился. Всё поведение Запада  объективнее рассматривать через призму этнохронологии.



 Нам всем остаётся лишь порадоваться, что мы являемся современниками эталона красоты и духовной гармонии Маши. И живём в эпоху подъёма России. У нас героическое прошлое, успешное будущее и захватывающее настоящее!   


Рецензии
Спасибо, обнадёживает и вдохновляет!
С уважением,
Серафима
Смолина.

Серафима Смолина   11.03.2023 08:51     Заявить о нарушении
Маша и ЛЕВ. Архетип нового феномена.

Алексей Аксельрод   11.03.2023 10:08   Заявить о нарушении
Хмм. Надо подумать.

Серафима Смолина   11.03.2023 12:33   Заявить о нарушении
Серафима, именно для "обнадёживает и вдохновляет!" я и пишу!
Рад что Вам понравилось. С уважением, ЛЕВ!

Лев Хазарский   11.03.2023 22:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.