Драккар и струг

Будучи в городе Осло, в музее, я видел корабли викингов. Их нашли в древних погребальных курганах. Если почва глинистая, то дерево в ней почти не гниёт, а каменеет, постепенно превращаясь в каменный уголь. Но для превращения в уголь требуются многие сотни тысяч лет. За прошедшую тысячу лет, корабли только почернели, но сохранились.

В этом музее было представлено два корабля и одно корабельное днище. Конструкцию днища тоже интересно было рассматривать. Ведь на целых кораблях  его не рассмотришь – палуба мешает.

Так вот, каждый корабль имел около 20 метров в длину и 4 метров в ширину. На одном корабле имелось 14 пар вёсел, на другом – 12. В бортах имелись специальные отверстия для просовывания вёсел. В наше время их назвали бы вёсельными портами. Подпалубное пространство очень тесное. Язык не поворачивается назвать его трюмом - там просто лежал балласт и переливались трюмные воды.

Палуба была негерметичной. Это понятно потому, что в бортах нет никаких отверстий для стока воды с палубы. Да и находилась она ниже ватерлинии.

Если волна перехлестнёт через борт, вода стечёт через щели в подпалубное пространство. Это уменьшит плавучесть, но сохранит устойчивость судна.

Если же сделать такую палубу герметичной, как на современных судах, тогда вода, которая перехлестнула через борт, осталась бы на палубе, что привело бы к скорому опрокидыванию судна кверху килем.

Такое судно, по моим расчетам, имело осадку 50-70 см. Это позволяло подводить его близко к берегу и разгружать без помощи шлюпок, или причала. Чтобы подойти к такому судну, грузчикам достаточно было просто разуться и закатать штаны выше колена.

Грузоподъёмность такого судна должна была составлять примерно 20 тонн. Экипаж - человек 30 (28 гребцов и кормчий).

Если предположить, что подобные корабли были и у русичей, тогда получается, что 30 человек везли 20 тонн груза. А это заменило бы 50 лошадей с повозками!  А кроме того, они избавлялись от головной боли, как тащить повозки по бездорожью и как переправлять их через реки.

Однако не следует ставить знак равенства между кораблями викингов и кораблями русичей. Нашим предкам, для передвижения по рекам требовались корабли иной конструкции, чем у викингов.

Во первых, на всех реках встречаются отмели - перекаты, иной раз нужно двигаться по малым - мелководным рекам. Иногда в засуху реки сильно мелеют. Бывает, что то место, где ты прекрасно проплыл в прошлом году, в нынешнем становится непроходимым.

Представьте себе, что вы ведёте судно по реке и вдруг обнаруживаете, что река обмелела и перекат пройти невозможно. Тогда придется разгрузить судно, чтобы уменьшить осадку, провести судно через мелкое место. Грузы перетаскать на руках в обход мелкого места и снова загрузить судно.

Оценили объём работ?

А это значит, что речному судну требуется малая осадка. Чем меньше будет осадка, тем лучше будет проходимость.

Как уменьшить осадку?

1. Плоское дно.
2. Минимальная высота бортов. Ведь борта это дополнительная тяжесть, а дополнительная тяжесть это дополнительная осадка.
3. Убрать трюм. Он увеличивает осадку судна.

И вот все эти идеи были воплощены в русском судне - струге.

Струг не имел палубы, а значит и трюма. Прямо поверх флоров лежал дощатый настил, чтобы по нему ходить У струга были низкие борта и малая осадка.

А если не было трюма, куда тогда складывать грузы?

И тут было найдено гениальное решение - Чердак! На стругах не было трюмов, но были чердаки!

Чердак это часть судна, накрытая двускатной тесовой крышей. Туда и складывали товары. Там они никому не мешали, а главное - не мокли от дождя. Так в сухости перевозили меха, соль, зерно, и прочее, что надо хранить в сухом месте.

Теперь, поскольку у нас историческая реконструкция, попробуем подумать, какое место на струге должен был занимать чердак? Ведь требуется место и для гребцов и для кормчего и корабельные снасти (бегучий такелаж) должны быть легко доступны команде струга.

Чердак предназначался для грузов. Следовательно, его нельзя расположить в передней части судна, ибо при ходе под парусом, судно имеет свойство зарываться носом. Ветер надувает парус и воздействует на мачту, словно на большой рычаг, топит нос судна.

Вспомните у всех парусников самая высокая надстройка была на корме.

Для чего?

Для того, чтобы дать дифферент на корму и уменьшить зарывание носа! У современных судов нет парусов, их движет подводный винт, потому и надстройки на них располагаются уже не на корме, а в центре палубы.

Вот и получается, что чердак - помещение для грузов надо устроить в задней части струга.

Где именно? Я бы расположил его метра на два позади мачты. Этого пространства достаточно, чтобы матросы могли тянуть фал, который расположен за мачтой. Эта снасть поднимает рей с парусом.

Но на самой корме нужно место для рулевого, а так же место для крепления шкотов и брасов. Следовательно, на самой корме помещение для грузов располагать не стоит.

Теперь такой вопрос: Как с минимумом затрат построить такой чердак?

Я бы сделал так: Положил бы позади мачты один за другим прямо на пол две плахи, наподобие мачтовой рыбы с выдолбленными пазами для столбов. В эти пазы вставил бы два вертикальных столба, соединил бы эти столбы наверху перекладиной. Вот и готов конёк кровли. Далее прибил бы тёс одним концом к коньку, другим непосредственно к борту судна, так, чтобы дождевая вода стекала прямо за борт. Сверху стык тесин на коньке я бы закрыл перевёрнутым желобом, вырубленным из бревна.

Получается прочная и лёгкая конструкция, где тёс выполняет функцию и стропил и кровли. Такая конструкция не только укроет товары от дождя, но и укрепит конструкцию.

Вот и готов чердак! Пол его - днище судна, стены - борта судна, потолка нет, сразу двускатная кровля. Похоже на мансардное помещение. Отсюда и название - чердак.

Грузы я бы укладывал вдоль бортов судна, а посередине чердака оставил бы проход, чтобы команда могла переходить с передней части судна на корму и обратно. Там под коньком самая большая высота помещения, там и ходить удобнее.

Ещё одно различие драккара и струга - руль. На судах викингов руль имел форму лепестка и располагался на корме с правого борта. Румпель такого руля располагался поперёк корпуса судна. Когда рулевой толкал румпель от себя, судно поворачивало налево, а когда тянул к себе, судно поворачивало направо.

Но такой руль работает только в том случае, если судно движется относительно воды.

А на стругах были установлены рулевые вёсла, которыми можно не только рулить, но и грести, активно разворачивая судно носом в нужную сторону, независимо от того, движется ли судно относительно воды, или движется по течению вместе с водой.

Когда проходишь пороги, жизнь корабельщиков и сохранность груза часто зависит от скорости разворота, потому рулевое весло здесь полезнее, чем руль викингов.

А что делать, если при прохождении порога, руль-лепесток зацепился за камень? Руль на судах викингов располагался на корме с правого борта и фиксировался в двух точках - внизу и вверху. Благодаря этому он мог поворачиваться только вокруг вертикальной оси.

Что будет, если такой руль зацепится за камень? Его просто оторвёт. И тогда судно в самый критический момент потеряет управление.

А на струге рулевые вёсла, вероятно, их было два, как на крупных лодках-кижанках. Рулевое весло крепится только в одной точке - уключине. Если оно зацепится за камень, оно просто приподнимется, проскребёт по камню, а после прохождения мимо камня, снова опустится на воду.

И всё. Никакой катастрофы!

Но и это ещё не всё. У струга было ещё одно "Ноухау". Форштевень судна был очень сильно наклонен вперёд. Благодаря этому, когда судно причаливало к дикому речному берегу, длинный и острый нос судна нависал над берегом. И с этого носа можно было спрыгнуть прямо на берег, даже не замочив сапог!

Вспомните, как в "Кудруне" описывается высадка викингов на вражий берег:

"Тут Хаген в воду спрыгнул и поспешил вперёд.
Героя гнев подвигнул перебираться вброд.
А стрелы Хегелингов, как будто хлопья снега,
Воителю навстречу летели с высокого брега.

Был Хаген близок к цели, он вышел на песок.
Кругом мечи звенели, бой делался жесток."

Вот так! Портки-то замочил! В обувь воды начерпал.

Высоко задранный нос судов викингов хорошо встречал морскую волну, и ещё по такому носу удобно было взбираться на высокие борта купеческих судов. Но для высадки, погрузки-разгрузки такой нос был очень неудобен.

А наш струг запросто подходил к низкому речному берегу, утыкался носом в берег. И сразу с длинного острого носа судна на берег спрыгивала пара добрых молодцев. Они вбивали колья и швартовали струг к берегу, потом спускали сходню. И готово! Можно удобно спускаться-подниматься. Затаскивать на борт тяжёлые мешки, закатывать тяжёлые бочки. При этом, не надо было спускать эти тяжести в трюм. А просто закатываешь бочку в "чердак", ставишь "на попа" к борту, и готово. Не надо ни талей, ни блоков, ни других подъёмных приспособлений.

А теперь представим себе такую ситуацию: Мы пришвартовали своё судно к берегу носовым швартовым, развели костёр на берегу и легли спать. Утром обнаруживаем, что течение реки развернуло судно бортом к берегу. В результате вёслами одного борта невозможно грести.

Что делать?

Викингам пришлось бы лезть в воду и дружными усилиями отталкивать судно от берега. Потом, быстро залезть в судно, и грести, пока течение снова не развернуло судно нежелательным образом.

Но если у нас струг, мы просто гребём рулевыми вёслами, в результате корма отведена от берега, теперь вёслами обоих бортов можно грести. Сначала дадим задний ход, чтобы отойти от берега, а потом разворачиваемся, и плывём, куда хотим.

В результате, у нас портки сухие, у викингов - мокрые.

Современные суда имеют специальные носовые подруливающие устройства - водомёты, которые помогают отвести нос судна от причала. А рулевое весло это такое же активное подруливающее устройство, только не носовое, е кормовое, оно позволяет отвести от причала, или берега не нос, а корму. Но в результате, можно грести вёслами обоих бортов. И проблема отчаливания легко решается.

Идеальное судно для речных путешествий, для тогдашнего технического уровня.

Гребли, вероятно, стоя. Скамьи для гребцов мешали бы быстрой загрузке, повышали бы вес судна (а это либо снижает грузоподъёмность, либо увеличивает осадку). Да и вёсельные порты в борту для стоячей гребли можно делать повыше, что уменьшает вероятность попадания в судно забортной воды при сильном волнении. Чем выше порты от водной поверхности, тем лучше.

Теперь о насадах. Чем они отличались от стругов? В Википедии дано такое определение: Насад это беспалубное речное судно с трюмом под крышей.

Что такое трюм под крышей? Да ещё на беспалубном судне? Ведь трюм, это пространство под палубой. А если судно беспалубное, значит, оно и трюма иметь не может. Да ещё трюм-то какой-то странный - под крышей.

Так это и есть чердак! Помещение для грузов под крышей на беспалубном судне.

Вот и выходит, что конструктивно струг и насад одно и то же. Может быть, различались только размерами и грузоподъёмностью, а может, и не различались. Просто синонимы?

Вот такие корабли были в древней Руси. Были, правда и другие корабли, Заморская Лодья, например. Это было большое морское судно с трюмом, в котором можно было стоять в полный рост. Трюм делился на три части.

В носовом отсека помещался кубрик для команды. Лавки вдоль бортов, стол, полати для сна. На деревянном подпечье стояла нормальная русская печь, из кирпичей и глины. Может быть, размером и весом чуть поменьше, чем в избах. Топилась печь по чёрному. Дым выходил через люк. Готовили щи, каши, блины, оладьи. В общем, нормальная человеческая еда, тепло, сухость, что на Белом море было немаловажным фактором.

Средний отсек предназначался для грузов. В кормовом отсеке помещалась каюта кормщика, в которой хранились карты, лоции. Была и печь поменьше, чем в кубрике.

Торговлю вели международную. Меха, китайский щёлк, русские мечи, кольчуги, мёд, воск, хлеб, который в Норвегии стоил дороже мяса.

Слово "Лодья" есть даже в Шведском языке. А так же там есть слова "печать", "торг", "Безмен". Так, что это не мы учились у викингов судостроению, а они у нас. И названия частей корабля у нас свои - палуба, обшивка, парус, корма, кормило, снасти и т.п.

Киль назывался - матица, штевни - кокоры. Даже фамилия такая есть Кокорин. Шпангоуты назывались опругами, Планшир у русских судов состоял из двух частей. С внутренней стороны к верхнему краю борта прибивался брус, обтёсанный та, чтобы соответствовал изгибу борта. Он назывался порубом (поруб). А с внешней стороны - гнутая планка, которая называлась - огиб.

Струги и насады - самые древние известные корабли речной Руси. Так святой Глеб был убит людьми Святополка Окаянного именно на борту своего насада.

Первое упоминание о кораблях русов на нижней волги дает Ибн Фадлан ещё в десятом веке нашей эры. Там он описывает погребение некоего вождя русов, заключающееся в сожжении в корабле.

Русы - нация корабелов. Логично представить, что на нижней Волге они покупали товары, доставляемые по шёлковому пути. И далее везли их вверх по Волге до Твери, потом сухим путём до Новгорода, и дальше вниз по Волхову, по Ладожскому озеру, по Неве, на Балтику.

Теперь ещё одно моё предположение о Конструкции Струга. Традиционно художники рисуют древне-русские суда под прямыми парусами, с высоко задранными носами, практически неотличимыми от судов Викингов.

Но так ли это было?

Ведь уже в шестом веке был изобретён косой парус, так называемый латинский.

Прямой парус даёт мощную тягу. Но им сложно управлять, и он даёт малую маневренность. Потому он хорош на морях, когда можно идти по многу часов устойчивым курсом, при устойчивом ветре.

Косой парус даёт более слабую тягу при попутном ветре, но позволяет маневрировать в условиях сложного фарватера.

А реки как раз и есть пути со сложным фарватером. Там нет ни устойчивого курса (реки всё время петляют), ни устойчивого ветра, такого как морской бриз. Там из-за каждого холма дует свой ветер. Зайдёшь за горку - парус сник. Только установил парус оптимальным образом, как река делает поворот, и парус снова надо переставлять.

А если излучина поведёт тебя прямо против ветра, тогда прямой парус станет сильнейшим тормозом. И его надо срочно убирать.

Вот почему от прямого паруса на реках больше муки, чем пользы.

С косым парусом проблем гораздо меньше. При смене галса его не надо перекидывать с борта на борт. Он сам перекидывается вод действием ветра. Только и делов, что натягивать шкот при движении на ветер, и ослаблять его при движению по ветру.

Если же река повернула такми образом, что надо пройти некоторое расстояние прямо против ветра, косой парус можно не убирать. он сам под давлением ветра разворачивается ребром к нему и трепещет, как флаг, не оказывая существенного сопротивления. Если такой участок реки невелик, его можно пройти на вёслах, не убирая паруса.

Тогда как для управления прямым парусом нужно шесть снастей - два шкота, два браса, два галса. И управлять ими надо не абы как а согласованно.

В связи с этим, у меня возникла мысль, что русы, путешествующие по рекам, должны были бы высоко оценить преимущество нового паруса в своих условиях.

Впрочем, к моменту похода Аскольда и Дира на Константинополь, Ещё до образования Киевской Руси, этот парус был не таким уж новым. Ему исполнилось около трёхсот лет!

Под такими парусами уже ходили и арабы, и персы, и византийцы. Средиземное море уже бороздили венецианские галеры, вооружённые именно такими латинскими парусами.

Рассматривая древние рисунки русских судов, я вижу как правило свёрнутые паруса. А когда парус свёрнут, трудно сказать, какой он формы треугольный, или четвероугольный. Но есть косвенные признаки. Под латинский парус мачту надо ставить не посреди палубы, а несколько впереди. Что и видно на гравюрах. Случайно, или нет, но передний конец рея чаще всего наклонён вперёд. Рей прямого паруса устанавливается строго горизонтально. Для этого даже есть специальная снасть - топинатор. Это верёвка одним концом привязанная к концу рея, а другим к основанию мачты. Такая снасть не позволяет рею раскачиваться, как коромысло весов.

Латинский парус тоже имеет один топинатор, специально для того, чтобы передний конец рея был наклонён вперёд.

Вот и возникает у меня подозрение, что струги Вещего Олега вполне могли бежать уже под косыми - латинскими парусами.

Прямых доказательств нет, и опровержений нет. Но в рамках реконструкции гипотеза вполне логичная.

Ну и последний штрих к портрету. На онежском озере у паруса есть своё местное название "благодать".

И паруса там косые, но не латинские, а шпринтовые, известные уже с пятнадцатого века.

Почему парус называется благодатью? Легко плыть! Легко по сравнению с чем? По сравнению с вёслами? Да. Но и по сравнению с прямым парусом тоже гораздо легче.

Теперь о драконьих мордах. Носовые украшения в виде драконьих морд характерны для скандинавской культуры. О них часто упоминается в сагах, есть даже сохранившаяся драконья морда, хранящаяся в музее.

А были ли носовые украшения на русских судах?

Вот как описан корабль в былине о Соловье Будимировиче:

"На носу турья голова выточена, вместо глаз у нее вставлены дорогие яхонты, вместо бровей положены черные соболи, вместо ушей - белые горностаюшки, вместо гривы - лисы чернобурые, вместо хвоста - медведи белые.

Паруса на корабле из дорогой парчи, канаты шелковые.

Якоря у корабля серебряные, а колечки на якорях чистого золота.

Хорошо корабль изукрашен всем!

Посреди корабля шатер стоит. Крыт шатер соболя ми и бархатом, на полу лежат медвежьи меха."

Впрочем, на старых гравюрах 18го века на стругах нет накаких звериных морд.

Упоминание о шатре на корабле говорит, что корабль не имеет каюты, или чердака. Вместо этого можно было развернуть шатёр на корабле. Так же точно шатры разворачивались на судах викингов.

Теперь об Ушкуе.
Ушкуй - судно 12-15 веков. Один такой ушкуй археологи нашли. Это судно без трюма, без чердака, или других помещений. Длина 12 метров, ширина 3 метра, высота борта - 1.2 метра. Мачта смещена вперёд от центра, что указывает на применение косого паруса.

По сути ушкуй - вдвое укороченный драккар, что делает его более манёвренным и более удобным для перетаскивания через мели и водоразделы. Благодаря косому парусу, он может идти под парусом даже по очень сложному фарватеру, при переменном ветре. От непогоды, вероятно, натягивали поверх судна шатры. Плоское дно минимизирует осадку, а значит, повышает проходимость.

Вот такие они - драккар и струг. Разные конструкции судов, использовавшихся в разных условиях.


Рецензии
Замечательный пример союза знаний и логики. Браво, Михаил! Жалею, что в своё время не ознакомился с Вашей гипотезой. Лишний раз доказывает: предки не были тупыми.

Иннокентий Темников   15.02.2022 07:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Иннокентий. Вы верно уловили суть задумки - реконструировать прошлое используя известные данные и логику. Это мой самый любимый раздел.

Михаил Сидорович   15.02.2022 10:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.