Мир вашему дому...

Из цикла «Путешествие по Татарстану»
Начало здесь:
http://proza.ru/2020/11/12/1109

Я немного изменила последовательность, в которой планировала делиться своими впечатлениями о путешествии по Татарстану. И сегодня выкладываю на Прозу заметку, которой собиралась завершить весь цикл. А именно – заметку о религиях современного Татарстана.

Что заставило меня так поступить? Скорее всего, накопилось - накопилось непонимание, разочарование, резкое неприятие.

Разочаровывает сегодняшняя тотальная мода на религиозность (не наполненная истинной верой в душах), когда некоторые люди азартно цитируют Библию, Тору, Коран, истово возносят горячие молитвы своим Богам в храмах, а за порогом их нарушают все основные заповеди… 

Вызывают неприятие спекулятивные отношения отдельных «верующих» с Всевышним: Ты – мне, я – Тебе! Ты мне – здоровье, финансовое благополучие и прочее, а я пожертвую на сиротский дом (построю храм, брошу пить, навещу родителей и т.д.).

Отвращают чудовищные злодеяния, творимые религиозными фанатиками в разных странах именем Его. Да и ожесточенные призывы в свидетели Бога или Аллаха противоборствующими сторонами в Нагорном Карабахе сегодня - тоже заставили меня обратиться именно к этой теме.

Итак, вера… Говорят, на пороге Смерти даже атеисты начинают верить в Творца, цепляясь за идею вечной жизни, пусть даже в аду. Уж очень не хочется обратиться в пыль после того, как явился в этот мир, познал красоту рассветов и закатов, вдохнул запах моря, насладился смехом детей и внуков. Не хочется услышать на вопрос «А для чего все это было?» ответ – «А ни для чего!»

Моя прабабушка говорила мне – «комсомолке и отличнице», что все люди, рано или поздно приходят к Богу, только дорога у каждого к Нему своя.  Лев Николаевич Толстой писал: «Если дикарь перестал верить в своего деревянного Бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный»…

Разумеется, встречала я по жизни и убежденных атеистов. Но сейчас речь не о них. Столкнувшись в 90-х годах с этнорелигиозными погромами, пережив весь ужас средневекового безумия под лозунгами националистов, я убедилась, насколько живучи две болезни Человеческой цивилизации: шовинизм и религиозный фанатизм. Поэтому я, попав впервые в Татарстан, была, честно говоря, приятно удивлена давности исторической традиции добрососедских отношений различных религиозных конфессий в этой республике.

Как известно, на территории нынешней России, первым мусульманским государством стала Волжская Булгария (922 год). От неё татары унаследовали ислам, и хотя после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным в 1550 годах началось насильственное обращение местного населения в христианство, а мечети целенаправленно разрушались, многие татары оставались мусульманами и продолжали соблюдать все обряды и традиции своей веры.

Позднее Екатерина II разрешила татарам вновь строить мечети, за что и поныне имя этой российской императрицы особо чтут в республике, а в ряде музеев ей посвящены целые экспозиции. Кстати, на Казанском Арбате сегодня большой популярностью у жителей и гостей города пользуется памятник «Карета Екатерины II» - точная копия кареты, на которой императрица разъезжала по городу во время своего визита в 1767 году. Сам же оригинал хранится в Казанском краеведческом музее.

На сегодняшний день основными религиями в Татарстане остаются православие (более 305 организаций) и ислам (более 1100). Кроме того, на территории республики действуют организации старообрядцев, иудаистов, буддистов, кришнаитов, мормонов, лютеран, римско-католической и армянской апостольской церкви, и еще десятки других различных направлений (пятидесятники, баптисты, адвентисты и т.д.)

Среди татар в своем путешествии я встречала и мусульман, и христиан (в одних источниках их именуют «кряшенами», а в других доказывают, что исторически это неверно, так как тюркоязычный народ «кряшены» принял христианство намного раньше, чем ислам появился на Руси).

Что отмечают все туристы, побывавшие в Татарстане и с которыми я общалась до своей поездки в Казань? Первое – близкое соседство (причем в прямом смысле слова) храмов разных конфессий. Это относится как к современным строениям, так и к архитектурным достопримечательностям прошлого – культовые сооружения тех же, например, мусульман и христиан располагались в этих краях буквально в нескольких шагах друг от друга!

Из многочисленных снимков в качестве иллюстрации перед этой заметкой я выбрала фотографию, которую сделала в Великом Болгаре. На переднем плане - Большой минарет и руины старинной Соборной мечети, построенной еще в XIII веке. На заднем плане видна Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Церковь Успения).

Интересный факт: эта церковь была возведена на средства Казанского купца Ивана Николаевича Михляева в 1732 году как центральное сооружение Успенского православного монастыря (основан по приказу Петра в 1722 году). Однако за «неподобающее отношение» монахов к мусульманским святыням Указом Екатерины II этот монастырь (после соответствующих наказаний по линии духовенства) был переведен в Чебоксары, а к Успенской церкви достроили колокольню и она стала местной приходской церковью. Не так давно в ней были возобновлены богослужения.

Что касается Большого минарета, то не исключено, что и он бы возродился как культовый объект, тем более что по приказу Петра I  он был основательно отремонтирован. Однако кладоискатели, начиная с прошлых веков, варварски долбили и ломали его, делая подкопы в поисках несметных сокровищ. В результате в 1841 году минарет рухнул и только в начале 2000-х его воссоздали заново.

Второй важный момент, который отмечают путешественники – исключительная доброжелательность в Татарстане к представителям иной веры. Даже желание «инородцев» заглянуть в мечеть не расценивается здесь как нарушение запретов или оскорбление чувств верующих. Другое дело, что от таких посетителей требуется и ответная вежливость в виде покрытой головы, снятой на входе обуви и передвижения только в специально отведенных местах. 

То же самое, кстати, я должна сказать и о православных храмах на территории Татарстана, куда также не иссякает поток не только верующих, но и просто любопытных туристов. Единственно что - обувь в церквях снимать не надо, но специальные «фартуки» (если ты в брюках или в короткой юбке) надевать обязательно.

Разумеется, в дни нашего путешествия, с учетом карантинных мер, мы еще ходили везде и в масках.

Время у нас было ограничено, поэтому мы побывали лишь в нескольких храмах: в Соборе Казанской иконы Божией Матери, в Церкви Сошествия Святого Духа, в Благовещенском Соборе Казанского Кремля, в мечети Кул Шариф в Казани и в легендарной Белой Мечети в Великом Болгаре. Но подробнее о них я хочу рассказать в отдельных заметках.


Рецензии
Сегодня перечитывала своё эссе "Возвращение"
http://proza.ru/2013/05/06/607

а Бог взял за руку и привел меня на Вашу страницу...
Скажу от себя: Бог Есть, Он один на всех!

Спасибо, Оля.

Алла Войцеховская   09.10.2022 07:45     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за добрые слова!
С уважением, Ольга

Ольга Анцупова   18.10.2022 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.