Уникальные рудники Норильска

О том, что далеко за Полярным кругом существуют на большой глубине огромные рудники, я впервые узнал в 1986 году.  Как любой человек, хоть немного интересующийся историей своей страны, я знал о существовании «Норильского никеля» - горно-металлургической компании.  Но глубже история появления этого огромного комбината меня не интересовала.

Летом 1986 года меня, в то время главного рентгенолога Хабаровского края, направили в недельную командировку на учебу в Москву.  А примерно за полгода до этого моего родного дядю, председателя Хабаровского крайисполкома Пастернака Виктора Степановича, перевели на работу в ЦК КПСС, заведующим отделом транспорта и связи.  Когда моя мама узнала, что я еду в Москву, попросила передать своему младшему брату дальневосточные гостинцы, и дала его рабочий телефон в здании ЦК на Старой площади.

По приезду в Москву я связался с дядей, и мы договорились о встрече в конце рабочей недели в пятницу.  Я должен был подойти к одному из подъездов здания ЦК на Старой площади, найти автомобиль с номером 00-13 МОС и назвать шоферу с ебя. Тот свяжется с дядей, и мы поедем на служебную дачу в Подмосковье.  Я так и сделал, мы встретились, заехали на служебную квартиру дяди в Плотниковом переулке, и поехали за город.  Меня удивило, что все милиционеры приветствовали машину, увидев её номер.

Вечером после ужина, когда мы с дядей прогуливались по лесному массиву, где стояли служебные дачи работников ЦК КПСС, я услышал его рассказ о том, как его, председателя крайисполкома, впервые в истории перевели на высокую должность в ЦК КПСС. Обычно такой карьерный скачок был характерен для первых секретарей крайкомов и обкомов партии.  Дядя сказал, что предложение о его переводе в Москву было принято по инициативе секретаря ЦК, кандидата в члены Политбюро Владимира Ивановича Долгих. И сейчас дядя, как заведующий отделом, подчиняется Долгих.

Я знал, что Владимир Иванович Долгих до перевода в Москву был первым секретарем Красноярского крайкома парти. Но что он был главным инженером, а потом директором металлургического комбината в Норильске,  узнал только от дяди. Тот и поведал мне, что в районе Норильска, на глубине свыше 1 километра, в зоне вечной мерзлоты есть уникальные подземные рудники, где добываются ценные полиметаллические руды.

Информации от дяди я получил очень много, ведь он хотел, чтобы я донес её до старшей сестры, моей мамы, которую он очень любил. Был один год во время его учебы в школе, когда он жил у сестры на Херпучинском прииске, что на севере Хабаровского края. В этом поселке родился и я, но уже позже. Так что нам было о чем поговорить с дядей и о наших с ним родных краях.

В те годы интернета не было, справочные материалы надо было искать в библиотеках, мне было не до этого.  Поэтому о том, что в Норильске есть уникальные рудники, я надолго забыл. Но совершенно недавно, в октябре прошлого года, узнал, что умер Владимир Иванович Долгих, которого я видел рядом с Путиным на параде в честь 75-летия Победы в Москве. Видимо, он пользовался уважением и у нынешнего руководства России.  И я решил написать об этом человеке, который не так уж часто мелькал на экранах телевизоров, но чей вклад в развитие страны трудно переоценить.

Но вначале о самом «Норникеле». До 2016 года это бренд «Нори;льский ни;кель» — российская горно-металлургическая компания. В настоящее время «Норникель» объединяет группу предприятий, возглавляемую Публичным акционерным обществом «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (ПАО «ГМК „Норильский никель“»). Ранее основная часть современного «Норильского никеля» была известна как «Норильский горно-металлургический комбинат имени А. П. Завенягина» (НГМК).

На этапе строительства и первоначального развития комбината большую роль играло создание на данной территории Норильского исправительно-трудового лагеря в системе ГУЛаг.

4 ноября 1989 года Совет Министров СССР принял постановление о создании «Государственного концерна по производству цветных металлов „Норильский никель“». В концерн были включены Норильский комбинат, комбинаты «Печенганикель» и «Североникель», Оленегорский механический завод, Красноярский завод по обработке цветных металлов и институт «Гипроникель» (Ленинград). Эти предприятия были объединены в единый концерн на основе общей технологической схемы переработки сульфидных медно-никелевых руд.

В 2019 году производство никеля составило 229 тыс. тонн, производство меди – 499 тыс. тонн, производство палладия – 2,9 млн унций, производство платины – 0,7 млн унций.

ГМК «Норникель» — крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире компаний по производству драгоценных и цветных металлов. На его долю (от мировой) приходится:
• 40 % палладия (первое место в мире по объёму производства),
• 12 % никеля (второе место в мире по объёму производства в 2016 году),
• 11 % платины,
• 5 % кобальта (кобальтовый концентрат),
• 2 % меди.
На отечественном рынке на долю ГМК «Норникель» приходится:
• 100 % платины,
• 96 % никеля,
• 95 % кобальта,
• 55 % меди.

«Норникель» находится в числе ведущих промышленных компаний России — 2,4 % российского экспорта приходится на предприятия ГМК.
Доля компании в ВВП Российской Федерации составляет 1,9%.
Доля компании в объеме металлургического производства — 9,8%.
Доля компании в объёме промышленного производства — 2,8% или 27,9% от доли цветной металлургии.
Доказанные запасы меди и никеля на таймырских месторождениях компании составили (на 31 декабря 2004 года):
• 8,8 млн т меди,
• 5,2 млн т никеля,
• 1994 т палладия,
• 512 т платины.

А сейчас я расскажу своим читателям о Викторе Ивановиче Долгих. Вот что о нем можно узнать в Википедии.

Влади;мир Ива;нович Долги;х — советский и российский государственный, партийный и общественный деятель, организатор промышленности. Дважды Герой Социалистического Труда (1965, 1984). Инженер-металлург. Доктор технических наук. Директор Норильского горно-металлургического комбината (1962—1969). Участник Великой Отечественной войны.

Первый секретарь Красноярского краевого комитета КПСС (1969—1972). Секретарь ЦК КПСС (1972—1988). Заведующий Отделом тяжёлой промышленности и энергетики ЦК КПСС (1976—1984). Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС (1982—1988).

Депутат Верховного Совета СССР (1966—1989). Депутат Верховного Совета РСФСР (1975—1990). Депутат Государственной думы VI созыва (2011—2013). Член Совета Федерации (2013—2018).

С 1958 по 1962 год В. И. Долгих был главным инженером, а с 1962 по 1969 год — директором Норильского горно-металлургического комбината имени А. П. Завенягина. В этот период произошло второе рождение города Норильска и комбината: именно В. И. Долгих рискнул, не дожидаясь результатов экспертизы Госкомиссии по запасам полезных ископаемых, начать промышленное строительство на правом берегу реки Норилки в районе будущего Талнаха. В результате этого первый талнахский рудник «Маяк» начал добычу руды уже в 1965 году. В том же году был сооружён железнодорожно-автомобильный мост через реку Норилку. 29 марта 1966 года по нему проследовал первый поезд, доставивший руду с «Маяка» на обогатительную фабрику Норильского комбината.

«Норильск ошеломил меня масштабами: угольные шахты, подземные выработки, два гигантских карьера, три завода — никелевый, кобальтовый и медный, установка по производству тяжёлой воды, два механических завода, железная дорога, порт в Дудинке, строительство и стройматериалы. И ещё большой город. И высокая ответственность…»
— Владимир Долгих (2014 г.): «Сделанное при нас до сих пор работает»
 
Благодаря усилиям В. И. Долгих в апреле 1964 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии Норильского комбината на базе руд Талнахского месторождения, которое обеспечило резкий рывок в области освоения богатств Крайнего Севера. В результате разработки богатейшего Талнахского месторождения Норильский комбинат многократно повысил выплавку никеля, меди и металлов платиновой группы. В 1968 году было начато строительство газопровода Мессояха — Норильск, после ввода которого (1969) производительность труда на Норильском ГМК повысилась на 30 %, а более восьми тысяч шахтёров, ранее добывавших каменный уголь в Кайеркане, стали заниматься добычей руды и производством цветных металлов.

По инициативе В. И. Долгих и под его руководством был сформирован и стал быстро развиваться новый промышленный комплекс (гидроэнергетика, газодобыча, транспортные узлы, продление сроков морской навигации, строительная индустрия).
Были построены горнодобывающие и металлургические предприятия принципиально новой научно-технической и технологической оснащённости, позволившие увеличить производство металла в 10 раз. Для энергоснабжения расширившегося и ставшего крупнейшим в мире Норильского ГМК были построены Усть-Хантайская ГЭС (1963—1972 годы) и высоковольтная (220 кВ) линия электропередачи до Норильска протяжённостью 160 км (1969 год). Дудинский морской порт, через который вывозится продукция Норильского комбината и снабжается город, превратился в самый механизированный порт на Крайнем Севере. В 1968 году его грузооборот впервые превысил 1 млн тонн. Близ Норильска в 1966 году был сдан в эксплуатацию наиболее современный аэропорт на Таймыре — «Алыкель». За время работы В. И. Долгих на Норильском ГМК в окрестностях Норильска возникли города и посёлки Талнах, Снежногорск, Мессояха, Солёное, Тухард, связанные с комбинатом в единый промышленный комплекс.

Выдающиеся заслуги В. И. Долгих в увеличении производства цветных металлов на Норильском ГМК были отмечены 4 декабря 1965 года присвоением ему звания Героя Социалистического Труда.

А сейчас я предоставлю слово неизвестному мне автору, который очень красочно описал, что творится под землей на Таймырском полуострове.

Лера минуту смотрела в одну точку сквозь лобовое стекло автобуса даже не мигая. Затем встряхнула головой, медленно повернула её в сторону нашего «гида» Кати, которая всё это время продолжала рассказывать о Норильске и его специфике, и даже не слыша, о чём сейчас идёт речь, перебив, спросила:
— Подожди, реально 750 километров? Как это можно было выкопать? И почему тогда земля не проваливается и Норильск до сих пор не ушел под землю?

От неожиданности Катя замолчала и было слышно лишь звуки автобуса. Лера смотрела на неё в упор своими большими глазами, даже не осознавая, что она сейчас, как тот жираф из анекдота, которому дошло с опозданием.
— Обалдеть, я даже не могу себе представить, как оно там всё выглядит, под землёй, — услышанное о подземных рудниках Норильска повергло её шок удивления: девушка всю жизнь провела в Москве и всё, что она видела из подземного — это метро. А тут вдруг услышала такую неожиданную для себя информацию и не смогла её соизмерить в своём представлении.

К сведению – расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга по прямой 634 км.  А тут 750 километров под землей.

Если подняться над Норильском на вертолёте и посмотреть вниз, никогда не догадаешься, что там, под землёй, под всеми этими замёрзшими сейчас и топкими летом болотами, под городом и его районом Талнах, располагается гораздо более гигантский город, чем все населённые пункты вокруг вместе взятые.
Здесь, под землёй, находятся самые большие подземные рудники России, в которых добывается стратегическое сырьё: никель, кобальт, медь, платина, палладий и другие цветные металлы.

И они не просто огромные, они еще и очень глубокие, а между подземным городом и болотами таймырской лесотундры с расположенными в ней Норильском и городами-спутниками находится еще и толстенный слой вечной мерзлоты.
Попробуйте себе представить, и почувствуйте себя нашей Лерой.

Всего в Норильске 6 действующих рудников — самый большой «Таймырский», самый молодой и глубокий «Скалистый», самый первый «Заполярный», с которого начинался Норникель, послеГУЛАГовские «Маяк», «Комсомольский» и «Октябрьский».
Все они расположены глубоко под землёй, под вечной мерзлотой. Можно только догадываться, как умные люди-геологи в далекие 30-40-60-е годы без компьютерных метолов, современной техники и экипировки выживания сумели разведать эти месторождения и оценить потенциал их запасов, чтобы страна инвестировала в этот суровый край гигантские деньги, построила 150-тысячный город, гигантские металлургические заводы, привезла десятки тысяч людей, которые пробурили в скалах на глубине от километра до двух (!) более 750 километров подземных выработок.
Это сейчас есть современная техника, буровые машины, крепильное оборудование, компьютерное моделирование и 3D-карты подземных лабиринтов.
А тогда… И люди ковыряли и ковыряли скалу, добывая руду, которую нужно ещё поднять наверх(!) и извлечь из неё ценные металлы.

Находясь в районе Талнах сверху, даже не скажешь, что прямо под твоими ногами на 2 километра внизу уходит гигантский ствол шахты, по которому каждый день в три смены 365 дней в году опускаются и поднимаются тысячи рабочих, и по которым  поднимаются сотни тысяч тонн руды.

Одни из шести норильских рудников — «Скалистый» и вовсе является уникальным в мире. Это самая глубокая шахта и в России, и в Евразии, и единственная такая, расположенная за Полярным кругом. Её глубина 2056 метров. И когда наверху в январе температура -50 градусов, внизу, в забое — около 40 градусов тепла.
Наверное, у вас давно возник вопрос: сколько вообще добывают из этих гигантских рудников? Я вам отвечу. Только за последний год из подземных шахт в Норильске на поверхность было поднято 17 миллионов тонн руды!

Для понимания, сколько это, скажу, что 242 тысячи железнодорожных вагонов.
А если эти вагоны составить в одни поезд, то его длина составит 3400 километров. Это почти как расстояние от Москвы до Новосибирска!
Так что не удивительно, что Лера не могла собрать у себя в голове представление о том, какого реально размера рудники под Норильском.

Мне больше нечего добавить. Разве то, что имеется план комплексного развития этого региона. Вообще развитию севера в современной России уделяется очень большое внимание, и думаю, реализация плана осуществима.

Реализация комплексного плана социально-экономического развития Норильска до 2035 года обойдется в 217,6 млрд рублей. Документ подразумевает реализацию 77 мероприятий, сообщил вице-премьер правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов на совещании в правительстве РФ. Предполагается, что финансирование на сумму до 153,1 млрд рублей может быть выделено компанией «Норильский никель». Документ разрабатывается согласно ранее принятому постановлению правительства и включает семь направлений работы: переселение жителей, реконструкция системы ЖКХ, развитие социальной инфраструктуры, благоустройство, поддержка малого и среднего бизнеса, повышение уровня безопасности, реновация жилого фонда. «Проработка комплексного плана находится в высокой степени готовности. При наличии финансирования компании и Федерации мы можем совместными усилиями создать реальную историю успеха, которая так необходима современной Арктике», — заключил вице-премьер.


Рецензии