О жизни на даче дело было вечером

Что скрывать? Начала я писать рассказы много лет назад. И, как часто это бывает у многих неуверенных в своих талантах личностей, – писала, как говорят, «в стол». Считала (а может это было на самом-то деле самое верное решение), что мало кому истории из моей личной жизни могут быть интересны. Я была вполне востребована на своей работе до выхода на пенсию, реализовала все свои планы и даже более того. В семье тоже был в общем-то полный порядок – муж, дети, внуки.

Но однажды, когда мы с мужем летом в период карантина по COVID19 оказались на даче, от вынужденного безделья я вспомнила об этой своей способности, и начала писать и читать свои опусы мужу. Но началось все с чтения вслух художественной литературы.

В общем - на даче было дело. Хотя назвать дачей или фазендой наш домик в общем-то не очень и верно. Правда домик у нас с печуркой, которая жрет столько дров, что можно, казалось бы, протопить не одну, а несколько таких дач как наша. Да, наша печь остывала быстро. Или домик у нас был такой… Холодный прямо скажем был домик – бревенчатая избушка на курьих ножках (последнее определение – только для красоты…никаких ножек, естественно не было). В общем топить печку приходилось даже летом. А домик наш был в садовом товариществе, которые создавались еще в советские времена. И находился он в часе езды от Москвы (если на машине и без пробок). А так как машины у нас никогда не было, то путешествовали мы на дачу либо на такси, либо как повезет, либо кто довезет.

И росли на нашем участке старые яблони и такие же 30-летние кусты черной смородины, и даже цвели в разное время, что удивительно, какие-то цветы. Все это досталось нам от прежних хозяев. Наезжали мы в те края редко по причине того, что оба с мужем были сугубо городскими жителями, не умеющими и не любящими копаться в земле и облагораживать свою дачку. Да еще мы оба работали (в Москве естественно). А дети наши (тоже сугубо городские) растили своих детей, то есть наших внуков тоже в Москве, и тоже особо дачу не жаловали. Да, что говорить – просто не приезжали туда летом. А зимой вообще в ней находиться по причине холода не было никакой возможности, а поэтому и никакого желания.

Но иногда наша дачка нас выручала. И мы на несколько дней там прятались от дел, вкушая все прелести мало обустроенного быта с «удобствами в огороде». Вода в нашем колодце была ни то, ни сё (он ведь тоже достался нам от прежних хозяев дачи, как и несколько фруктовых деревьев, о которых я уже упомянула, и был старенький и ни на том месте где следовало заложенный). Поэтому воду мы выпрашивали у наших соседок, благо характер у нас с мужем был добрый и покладистый, люди мы были веселые, работящие и разговорчивые. А соседки нас редко видели и (вероятно) жалели таких неустроенных горожан, да еще и безлошадных, то есть не имеющих собственного автомобиля.

И вот в один из наших приездов, когда на нашей дачке даже старенький телевизор перестал работать (перехода на цифровое телевидение он не выдержал), нам несколько книг для чтения принесла одна добрая соседка Лена. Нам с ней очень повезло – начитанный, работящий и добрый человек. Замечу, у нас все соседки добрые и в основном – они пенсионерки. А это счастье, когда в садовом товариществе нет скандалов с соседями. Была одна проблема с одной соседкой – но мы ей бескорыстно отдали целую сотку земли нашего участка, на которую она многие годы (еще с давних времен, когда хозяевами были другие люди) претендовала. И она заткнулась (то есть подобрела). Не могла она нас понять. Подумала, что мы чокнутые. Ну, да Бог с ней!

А остальных соседей мы с удовольствием приглашали на разные посиделки и праздники (которые сами с мужем и придумывали) в нашу беседку – чудесное строение (которое тоже нам досталось от прежних хозяев – дай им, Бог, здоровья). Гостей мы с мужем всегда любили. И готовила я незамысловатые угощения всегда быстро и легко, поэтому все были довольны. Говорят, что женщине не склонной к колдовству делать на кухне нечего…Значит что-то от доброго волшебства во мне есть.

Но праздники же не станешь устраивать каждый день… У всех ведь работы по дачным участкам много – полив, прополка, посадка, сбор урожая…всего в достатке (или «выше крыши»). Это мы с мужем люди, не сильно обремененные земляными работами. Правда муж косил траву на нашем участке регулярно на зависть всем соседкам. Образцово показательный был наш участок. А, чтобы и мы не слонялись без дела, наши соседки нам стали отдавать (то есть дарить) разные цветы и кусты, которые мы мгновенно высаживали. И, что характерно, у нас все приживалось! Я же говорила, что люди мы были покладистые и благодарные. Но и эти дела-делишки быстро заканчивались.

И вот я от скуки стала вечерами читать вслух мужу рассказы. Ну, помните (те, кто постарше) как раньше в семьях читали вслух книги все по очереди? Это было время, когда мы не сидели как зомби вечерами перед телевизором, почему-то считая, что эти совместные просмотры объединяют нас. Хотя, вне всякого сомнения, никого не могут эти ежевечерние посиделки-полежалки объединять.  Вкусы у членов семьи обычно разные, что уж скрывать. Кто-то всегда терпел очередной сериал или боевик, или просто позевывая читал газету, доедая очередной бутерброд или попивая кефирчик на сон грядущий.  А потом люди стали покупать второй телевизор, чтобы не было ссор дома. И совсем общение прекратилось. А молодежь, включая детей, теперь вся уткнулась в свои мобильные телефоны, планшеты и прочее. В общем – семейная идиллия! И у нас все так, как у всех. Ничем мы от обычных людей не отличаемся.

Так я начала на даче читать мужу книжку Маши Трауб (Трауб — это творческий псевдоним, настоящая фамилия Марии — Киселева). Как говорится – «дело было вечером, делать было нечего». И тут-то я поняла кое-что. Оказывается, истории чужой жизни (придуманные или настоящие) могут быть интересны. Нет, конечно, не мужу. Он просто сидел (или лежал на диване) молча. Они были интересны мне.

Одни рассказы заставляли задуматься, другие – рассмеяться, третьи – даже всплакнуть… Но важнее всего было то, что из моей памяти стали вылезать на свет воспоминания… Как у Булата Окуджавы в его песне: «…и из собственной судьбы я выдергивал по нитке…».

И я взахлеб, прерываясь, даже не дочитав очередной рассказ Маши Трауб, со смехом или слезами на глазах, стала говорить, говорить, говорить… Я рассказывала мужу реальные истории из своей далеко не всегда счастливой жизни. Оказывается, в памяти многое сохранилось. Просто это было глубоко-глубоко спрятано (ну, чтобы не мешало жить спокойно и вроде бы счастливо).

Надо сказать, что муж молча слушал. Хотя он обычно меня слушает, и вроде бы не слышит. Точнее не вдумывается в смысл того, о чем я говорю. Характер у него такой! Что до меня – так это просто великолепный характер у моего мужа. Тут многие женщины меня поймут. Это много, очень много, когда тебя просто молча слушают (а понимают или нет…уже не столь не важно). И жаль, что большинству мужчин просто не приходит в голову сделать вид, что они внимательно слушают своих жен. Даже кивать или поддакивать в сущности не нужно.

Женщине нужно просто выговориться. И даже когда она спрашивает совета, то отвечать ей (и уж тем более советовать) тоже прямо скажем не нужно. Она сама уже все продумала и решила, в противном случае даже не говорила бы об этом. Просто обычно женщина проговаривает вслух свои мысли, облекая их в мыслеобразы, рассуждая при этом о том о сём. Мой муж эту особенность моего характера понял, и просто слушал. Ведь возражать – это себе дороже.

Правда иногда я мужа теребила, приговаривая: «Ну что ты молчишь? Я права?» Или так: «Тебе понравился этот рассказ? (в другом случае – фильм, шоу, спектакль, стихотворение)». Редко, ну, очень редко он все же отвечал односложно: «Нормально», «Ничего себе»», «Ерунда».
Дело в том, что еще одна черта характера моего мужа заключалась в том, что все происходящее он воспринимал как информацию. Да-да, как информацию (он сам так говорил). Ни на кого он не сердился. Принимал людей, фильмы, книги такими, какие они есть, не пытаясь, обсуждать их или осуждать кого-то… Он мне пояснял (когда я настаивала): «Каждый, мол, имеет право жить как хочет и ходить, хоть задом наперед».

Я мужа в сердцах называла «наблюдателем». Но частенько задумывалась о его позиции. Может быть он прав? Как там в Библии: «Не судите, да не судимы будете». Его не трогают условности, он неприхотлив в быту, еде, одежде. Много книг читает, но его совершенно не интересует чужое мнение ни о прочитанном, ни о нем самом или его поступках. Он – свободен и спокоен. А если он узнает чье-то мнение, не соответствующее его собственному, то он даже не расстроится и не рассердится.

Иногда он пытался раньше давать мне советы по поводу работы или моих рассуждений, и даже критиковать меня пробовал. Но я его всегда обрывала… Мол, кому интересны чужие советы. Или приводила совершенно убийственный аргумент: «Сам ничего подобного делать не умеешь…а туда же – критикуешь». Вот он и перестал что-либо говорить вообще в целях собственной безопасности. Понимал, знал, чувствовал (если вообще он умел чувствовать с моей точки зрения), что у меня всегда два мнения: моё –верное и чужое. А из всех видов критики я предпочитаю только самокритику. Но на самом-то деле я даже излишне самокритичная и жутко неуверенная в себе…

Вот так мы и проводили вечера. Я читала вслух или рассказывала. А когда мужу это надоело, он посоветовал мне самой писать. Но писать не научные статьи и монографии (как было ранее, до моего выхода год назад на пенсию), а просто писать рассказы. Сам же нашел хороший канал на радиоприемнике (телевизор ведь так и не работал), и теперь мы слушали спектакли или рассказы классиков и современников в исполнении отличных артистов – народных или заслуженных.

Потом я даже читала ему написанные мной рассказы. Один из них сейчас читаете вы. Какова была его реакция? А вы не догадываетесь? А я ведь уже сообщила вам ранее об особенностях его характера…

И вот так тихо и мирно мы коротали вечера на своей даче. А вокруг была сочная летняя зелень, душистые и не очень цветы, свежий воздух и был даже соседский петух, будивший нас рано-рано поутру, и многочисленные соседские собаки. Но ничто нас не раздражало. И COVID19 был где-то далеко… может даже на другой планете. Благодать! Лето!!!


Рецензии