Птицы Египта. Нектарница
Во многих языках мира общее название для любого вида нектарниц – «солнечная птица». У миниатюрных экзотических созданий сложилась репутация «колибри» Старого света, но всё же они крупнее американских птичек-мух, с более короткими крыльями и клювом и своим, особым укладом жизни. В египетской долине Нила солнечную птицу представляет вид Hedydipna metallica. К сожалению, Брем в своё время не обратил на неё ни малейшего внимания, и с присущей ему экспрессией описал только фиолетовоспинную нектарницу Nectarinia violacea (Anthobaphes violacea), которую он видел в Южной Нубии.
Но по виду и повадкам многие нектарницы очень схожи между собой, даже если они родом не из Африки. В справочнике Шелли египетская нектарница отмечена под одним из своих устаревших латинских «имён» – Nectarinia metallica. А вот как её обозначали при фараонах египтяне мы не знаем. В наше время она по какой-то причине избегает устья Нила, держась лишь долины, но при этом обитает в Ливии. Её ареал включает также страны Африканского рога (Джибути, Эритрею, Эфиопию, Сомали), а ещё Судан, Саудовскую Аравию, Йемен и Оман.
То, что колибри играли не последнюю роль в религии южноамериканских индейцев, как будто бы позволяет ожидать и от египтян особого внимания к нектарницам, но мы об этом ничего не знаем. Во взглядах на бабочку-монарха, судя по артефактам, египтяне и мексиканцы явно сошлись, но даже эта тема не раскрыта из-за молчания о ней всех известных летописей времён фараонов. О значении нектарницы, если её вообще замечали, можно лишь строить догадки. До того, как солнечной птицей была избрана цапля, живой аллегорией Ра выступала некая маленькая птичка, которую тоже называли «бенну».
Её, как правило, отождествляют с ласточкой-береговушкой либо с жёлтой трясогузкой (Motacilla flava), но что если и нектарница оказала влияние на этот образ? Нужно иметь в виду, что в древности египетская природа была куда богаче, и ещё во времена Геродота и Диодора Нил столь густо был покрыт водяными лилиями и лотосами, что беднейшее население страны делало из их семян хлеб, чтобы прокормить своих детей. А это значит, что у любителей цветочного мёда, в том числе и птичек, было куда более широкое раздолье для сладкой жизни. Так что нектарница могла с равной частотой встречаться на Ниле, как и шныряющая по плавающим на воде листьям кувшинок плиска.
А кроме того, ведь египетская нектарница, особенно кавалеры этого вида, отличается лимонно-жёлтой грудкой. Но этого мало: своё звание «солнечная птица» нектарница получила даже не за золотистую грудку, не за яркий брачный наряд, а за то, что она одна из немногих птиц, которые максимально активны в то время, когда солнце стоит в зените. То есть, в самый разгар африканского зноя, когда и многие резиденты, не то что залётные гости с севера, прячутся в тень, соблюдая «сиесту», неразлучные пары нектарниц смело атакуют войско тропических цветов, не забывая время от времени «заморить червячка» и какой-нибудь мелкой живностью вроде муравья, термита, паука либо их личинок. Им всё нипочём!
В число растений, которые они посещают, входят и дикорастущие, и садовые виды, а последние даже в древности могли быть интродуцентами из дальних стран. Разумеется, при фараонах сады египтян ещё не украшали альбиции, делониксы и бугенвиллии, но зато даже в дикой долине Нила в изобилии произрастал морской жёлудь (Balanites aegyptiaca), цветки которого исключительно богаты нектаром. В современном Египте это деревце почти исчезло. Так же охотно нектарница посещает и крупные цветки ядовитого содомского яблока (Calotropis procera), а ведь оно может расти на значительном удалении от русла великой реки и вообще источников воды.
Не нужно забывать и о персеях (Mimusops schimperi), ещё одной утраченной египтянами культуре, о гарантах, о моринге (Moringa aptera), о баобабах на юге, а главное – об акациях и кассиях, от которых и в наше время Египет не отказался, но в садах к ним добавилось очень много американских и австралийских видов. Не довольствуясь сладким соком, нектарница очень любит иногда выщипывать обильно посыпанные сладкой пудрой пыльцы лепестки и тычинки с «серёжек» акации. Она есть и мелкие плоды вроде ягодок сальвадоры (Salvadora persica), похожих на гроздья красной смородины или сухих костянок витекса (V;tex agnus-castus), схожих с перцем.
В древности же кров нектарницам в первую очередь давали рощи нильской акации (Acacia nilotica), которую старинные авторы называют «мимозой» и федербии (Acacia albida). Грозные шипы многих видов африканских акаций, а также христова тёрна (Ziziphus Spina-Christi) или того же морского жёлудя (баланитеса) сами собой образуют нечто вроде колючей клетки для защиты гнёздышка, которое нектарница умело «вяжет» из пуха содомского яблока или хлопка. Из-за круглой формы оно несколько напоминает осиное, но только непривычно пушистое, как кроличья голова. По мере возможности птичка старается расположить его так, чтобы над ним свисали покрытые густыми листьями ветви.
Укрывая гнездо от посторонних глаз, сама нектарница, кажется, вовсе ничего и никого не боится, даже если под деревом стоит и настырно наблюдает за ней человек. А наблюдение за жизнью нектарниц можно назвать в высшей степени утончённым наслаждением, ведь те, в отличие от колибри, ещё и поют как сирены. Голос самца нектарницы звучит как серебряный колокольчик, он сладок, как нектар, которым он упивается со своей подругой. Но свой сверкающий плащ кавалер нектарницы одевает лишь на несколько месяцев в году (обычно с февраля – марта по июнь – июль в зависимости от климата местности). Он нужен исключительно для брачного сезона.
Тогда же у самца отрастают два длинных изящных надхвостья, и этот шлейф ещё более уподобляет его колибри. С ним он должен будет исполнять головокружительный брачный танец перед своей избранницей, которая за всю свою жизнь ни разу не сменит своей буро-пепельной «ризы». За гнездом следят оба родителя, и самец похвально усерден в роли отца. С середины лета, вкусив любви и оставив гнёзда, чета нектарниц обретает одинаково будничный вид. Удалой франт, быть может и нехотя, «надевает» серую ризу, как у «супруги». Он линяет не сразу и какое-то время на его плечах и спине ещё мерцают изумрудные пёрышки, словно блёстки от старого карнавального костюма Арлекина.
Даже орнитологу бывает сложно различить разные виды нектарниц вне брачного сезона, особенно если это слётки. А вот по узору парадных пёрышек, словно бы вырезанных из новогодней фольги, отличить близкие друг другу виды не так уж и трудно, нужно лишь быть внимательным. В максимальной степени по брачной окраске на египетскую нектарницу похожа карликовая (Hedydipna platura), которая встречается в Судане и Эфиопии. Во время экспедиций за границу, в том числе и военных, древние египтяне могли видеть, к примеру, на юге блестящую (Shining Sunbird/Cinnyris habessinicus), карликовую нектарницу и фиолетовоспинную, которую упомянул Брем.
В северных странах – нектарницу палестинскую, или ближневосточную (Cinnyris oseus). Сверкающий наряд готового к битве за даму сердца и свадьбе «палестинца» весь выдержан в сине-лилово-зелёной гамме, и он разительно отличается от своего нильского собрата с золотой манишкой. Но, кажется, на памятниках египетской цивилизации образу нектарницы так и не нашлось места, либо же он скрыт в несметной массе излишне стилизованных изображений мелких птичек с которых, к тому же, часто уже давно слезла вся краска. А если учесть, что большую часть года нектарницы живут как невидимки, тогда как кругом полно других мелких и ярких, как звёзды птичек (тех же щурок, зимородков), то истоки этого «упущения» становятся вполне понятны.
На снимке: самец египетской нектарницы собственной персоной и при полном параде. Автор: ammadoux
https://www.flickr.com/photos/ammadoux/25599493731/
Источники:
Манн К.Ф., Чик Р.А. "Нектарницы. Путеводитель по нектарницам, пауколовкам и медососам мира"/Clive F. Mann, Robert A. Cheke. Sunbirds: A Guide to the Sunbirds, Flowerpeckers, Spiderhunters and Sugarbirds of the World. A&C Black, 30 июл. 2010 г.
Свенссон Л., Ширихай Х. "Справочник по птицам Западной Палеарктики. Том 2. Воробьиные: мухоловок до овсянок"/Lars Svensson, Hadoram Shirihai. Handbook of Western Palearctic Birds, Volume 2: Passerines: Flycatchers to Buntings. Bloomsbury Publishing, 27 August 2018 – 656
Шелли Джордж Эрнест. Справочник по птицам Египта/Shelley George Ernest. A Handbook to the Birds of Egypt. J. Van Voorst, 1872
Брем А.Э. Энциклопедия "Жизнь животных", 1958 г.
Зубов А.Б., Зубова О.И. Религия Древнего Египта. Ч. 1. Земля и боги. – М.: Рипол-классик, 2017. – 400 с.
Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche.
Критски Джин, Черри Рон. Насекомые в мифологии. Gene Kritsky, Ron Cherry. Insect Mythology. Publication info: San Jose, CA : Writers Club Press, 2000.
Свидетельство о публикации №221012301004