Дом фараона. Женщина при дворе владыки Египта

О гареме фараона можно говорить лишь условно, ведь он не походил на знакомый всем восточный «женский улей». Это скорее ассоциация жён владыки. В семью фараона входили дочери и сёстры его вассалов и союзников, иноземки, и самые красивые избранные египтянки не обязательно даже из знатных семей. Из них одна была царицей, имевшей право на священную диадему с коброй (правило, иногда нарушаемое некоторыми эпатажными фараонами). Её титул был «уарет/аат хемет несу» (великая царская супруга) и, разумеется, владычица Юга и Севера. Были и ещё варианты – например, хеттское обращение к египетской царице «Дахамунзу» основано на форме «та-хемет-несу».

И чаще всего «Госпожой земли до края её» была сестрой, одной из многих кровных родственниц фараона, а иной раз и дочерью. В то, что такие браки якобы хранят чистоту святой царской крови, и что сами боги брачуются внутри семьи, верили не одни лишь египтяне. В народе же такой союз был крайне редок, во всяком случае, труд Я. Черны это доказал. Но в имперский период любовники, да и супруги, называют друг друга «брат» и «сестра» в знак особенной, как бы кровной близости. До этого бытовали слова «хи» для мужа и «хемет» для жены.

Но жёны обязательно носили звание «небет-пер» (владычица дома). «Хи» звучит редко, потому что заказ памятника и папируса с заупокойным текстом для семьи делал муж: он был в них первым лицом, а родные – причастными ему. У частных лиц наложницы и жёны, взятые после смерти первой супруги или развода обычно назывались «хабсут» и слово как будто перекликается со званием «шапсет», «шапсет несу» – это титул «рядовых» жён царя, которых у него могло быть несколько сот. В древности положение египетской наложницы в миру и при дворе более чем почётно – их брали в семью не для пустой страсти, а ради детей, ведь малыши умирали очень часто.

Муж содержал наложницу наравне с первой женой, но за счёт своих средств, вот почему гарем был возможен лишь при дворе фараона. В женских будуарах знатных египтян как будто довольно много дам, но все они могут быть и родственницами хозяина и хозяйки, и их служанками, рабынями, и певичками для развлечения (как невольницами, так и вольняшками). В храмах собрание женщин, посвятивших искусство богам, называлось «хенер» – возможно, от слова «ограда» в знак их особой миссии и уединённого характера большинства таинств и мистерий, но скорее всего от корня глагола «хен» («отбивать метр», «задавать ритм»).

С XVIII династии хенер – синоним и царского «Дома женщин» в значении желанного уединения среди красавиц, бывших звёздами придворной капеллы или балета и владевших отнюдь не только искусством обольщения. Но в истории, пожалуй, нет аналогов странному и открытому всем ветрам гарему фараона. Во-первых, каждая жена жила в своём поместье, и получала «в кормление» доходные дома или плантации. Их «доверенные», которые в прочих восточных странах были бы непременно евнухами – женатые мужчины, солидные чиновники.

Так стоит ли удивляться тому, что в разгар суда над царицей Тии за покушение на Рамсеса III её сообщницы, жёны блюстителей гарема, легко и играючи ушли из-под стражи и закатили оргию со своими же судьями! Сонм больших и малых домохозяйств просто нельзя было всерьёз контролировать и «надзиратели» наверняка на многое смотрели сквозь пальцы. Но всё же мы знаем жён, которых судили и покарали за гулянки, плутовство и заговоры. Из всех резиденций жён самой крупной был Ми-Ур (ныне Мединет-Гуроб) в райском оазисе Файюм – там жили вдовы фараона.

К жёнам можно отнести «нефрут» – это «звание» упоминается косвенно в титулах чиновников гарема и в сказках, где оно имеет значение «красна девица». И было мнение, что так обозначали на первых порах учениц «придворной школы» благородных девиц. У мастеровых было принято называть своих учеников так же, но в мужском роде – «нефру», ведь то были мальчишки. Но пажи фараона назывались «кереду-эн-кап» (чин, упразднённый с XIX династии) и едва ли нефрут – знатные дамы. Это вернее всего певчие придворной капеллы и танцовщицы – недаром их называют «жрицами богини Хат-хор».

Так называли себя все светские артисты, чьей покровительницей она была. Хотя есть версия, что звание «нефрут» давали неформально всем «новеньким» фрейлинам. И если у фараона бывали с ними интрижки, то он им не был ровно ничем обязан.
При дворе был и штат придворных дам – «хекерет несу» («украшений царя») и «рехит несу» («знающих царя» – видимо, особо приближённых к фараону). И у дам, и у нефрут были начальники, наставники, смотрители, и их вводили во дворец ещё детьми,

В числе фрейлин были и замужние особы, и девицы. Фараон мог ввести любую из них в круг своих жён, ведь развод, как и сам брак, у египтян был пустяшным делом. Едва ли бы кто-то решился спорить с царём из-за женщины, а с особо упрямым мужем фараон мог поступить, как царь Давид с Урией. В лучшем случае. В драме «О двух братьях» красивая, но порочная жена Баты не колеблясь бросает мужа ради фараона.

В этой мистической сказке есть явная аллюзия на появление и возвышение при дворе Эхнатона госпожи Кийа. Кийа могла быть сначала и одной из фрейлин – она явно любила стиль их одеяний, в которых они шествовали с опахалами при выходах царской семьи. В отличие от жён придворная дама получала содержание из казны, как чиновник своё жалование. На их обеспечение одними лишь духами, цветам и пряностями уходила уйма средств, в то время как жены, по сути, обеспечивали себя сами. Но это не исключало частых дорогих подарков от царя наилюбимейшим из супруг, «сладостным любовью».

Жена из бывших фрейлин могла сохранить за собой старое звание – например, жрица Мина Вену-Мин, жившая в I-й Переходный период, став шапсет, была и «единственным украшением царя» (хекерет-несу-утет), то есть как бы первой придворной дамой. До имперского периода фрейлины были мелкими начальницами при дворе – обычно интендантами и модистками, но иногда даже и врачами. Их титулы связаны с управлением женским персоналом двора и не дают права карьеры.

И на протяжении всей истории в чести были "менат" (кормилицы) и "хенемет" (няни) царской семьи. В этой должности женщина была очень влиятельной особой, не имея официально особых полномочий. Это серый кардинал египетского двора. С образованием египетской империи все знатные дамы, если они не кормилицы – лишь «хекерет-несу». Но к чему обязывал этот красивый титул – не ясно. Ясно лишь, что салонное безделье и богемный образ жизни дурно влияли на нравы дам. И образ подлой искусительницы стал маячить в египетской литературе всё чаще. При всём исконном пиетете к женщинам, книги рисуют её как скорпиона, прячущегося в бутоне лилии.

На снимке: фрейлины двора его величества фараона на фрагменте рельефа с блока, найденного в Гермополе, но попавшего туда, по всей вероятности, из разгромленного Ахетатона как удобный строительный материал. Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке. Инвентарный № 1985.328.14. Автор снимка - Ханс Оллерманн.

https://www.flickr.com/.../in/album-72157605305142725/

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/549500

Источники:

Дуглас Дж. Брюэр, Эмили Титэр. «Египет и египтяне». Cambridge University Press, 28 июня 1999 г./ Egypt and the Egyptians, Cambridge University Press, 2001. Copyright Douglas J. Brewer and Emily Teeter 1999.

Генри Джордж Фишер. «Египетская женщина во времена Старого царства и Гераклеопольского периода». Второе издание, пересмотренное и дополненное. Нью-Йорк, 2000 г./Henry George Fischer : Egyptian Woman of the Old Kingdom And of the Heracleopolitan Period , Second Edition, revised and augmented, New York 2000

Сюзанна Линн Онстин Роль певицы-хористки (шемаит) в Древнем Египте, 2001 г. Главный Департамент Ближнего и Среднего Востока Университета Торонто, Канада.
Мариам Ф. Айад. Супруга бога, божья служительница: Супруга Амона. Нью-Йорк, 2009 г. /Mariam F. Ayad. God’s Wife, God’s Servant: The God’s Wife of Amun (c. 740—525 BC). — New-York: Routledge, 2009. — 216 с. — ISBN 0-203-87586-9.

Варгиман Е. Женщина в древнем мире. Пер. с нем. М. С. Харитонова. Послесл. А. А. Вигасина. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.

Ю.Я. Перепёлкин. История Древнего Египта. Издательско-торговый дом «ЛЕТНИЙ САД» Журнал «НЕВА» Санкт-Петербург, 2000 г.

Ю.Я. Перепёлкин. Хозяйство староегипетских вельмож. Монография. М.: Наука, 1988 г.

Брестед Д., Тураев Б. "История Древнего Египта". Минск, АСТ, Харвест, 2006 г.

Мертц Барбара. Красная земля, Чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты. Изд-во «Центрполиграф», 2004 г.

Хаслауэр Альфрида: статья «Гарем» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г.Том II, стр. 76 -80/Elfriede Haslauer: "Harem" in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol II, p 76 -80


Рецензии