Судьба учительницы

В жизни каждого человека есть неотъемлемый этап жизни-обучение. Оно начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Со временем всё это остаётся в прошлом, забывается. Но что никогда не изглаживается из памяти, так это школьные годы. Самое длительное по времени обучение, когда вся жизнь впереди.

Школьные годы это самое трудное время, но в тоже время это и самое счастливое время в жизни каждого, о котором люди помнят на всём продолжении жизненного пути. Школьное время  обучения заканчивается, начинается новая жизнь. Каким подготовит ученика школа, что она внесёт в его голову нужного для жизни, чему научит,  будет складываться и вся дальнейшая жизнь. Большинству учеников школа дала возможность выбрать свою будущую профессию, определиться с выбором места жительства. Как жить дальше,- учиться дальше или начать свою трудовую деятельность.

Мне пришлось не однажды встречаться с людьми, для которых школьное обучение было только времяпровождением. Ни чему школа их не научила, они постарались покинуть её стены при первой возможности и больше никогда в школу не возвращаться.
 Я проучился в школе десять лет, в третьем классе из за своей разболтанности и бесконтрольности, я проучился два года. Поэтому десятый класс я уже заканчивал в вечерней школе рабочей молодёжи, работая на заводе слесарем инструментальщиком.

Для меня школа была не только светочем знания, но и этапом жизни сельского подростка. В школу первого сентября я пошёл с пяти лет. Парадокс! Но шесть лет мне исполнилось только в октябре. Я учился плохо, отсутствовала дошкольная подготовка. И лишь благодаря титаническим усилиям моей первой учительницы, мне удалось закончить два класса и перейти в третий. Именно о ней, моей первой учительнице, я хочу рассказать в этом небольшом рассказе.

Тысяча девятьсот сорок девятый год. В посёлке Петровском школа семилетка. Одноэтажное здание, построенное в конце сороковых годов, представляла собой  деревянное строение с двумя входами.  Электрической энергии едва хватало для обслуживания ремонтно тракторной мастерской. Школа не имела электрического освещения. Во время занятий в вечерней время классы освещались настенной лампой трёхлинейкой. Лампы зажигала и тушила школьная уборщица тётя Нюра. Школа - семилетка стала первым образовательным учреждением на селе. Для последующего обучения нужно было ехать в райцентр и там продолжать обучение.

Таисья Прокопьевна- так звали мою первую учительницу, закончив семь классов сельской школы, обучение продолжила в райцентре. До райцентра около двадцати с лишним километров и это расстояние деревенским школьникам нередко приходилось преодолевать пешком, так как транспорт им не выделялся. Закончив занятия в школе в субботу, они возвращались в посёлок, чтобы хоть один день отдохнуть у родных.
Изучение школьных предметов Таисьи давались легко. Она с детских лет мечтала стать учительницей. Мечта её осуществилась. Но это было много лет спустя.

Несчастье случилось весной, когда она с группой деревенских учеников возвращались домой из райцентра. Широкий ручей подёрнутый тонким слоем льда, не выдержал проходящих по нему школьников. Затрещал и стал ломаться. Таисья не успела выскочить на другой берег и оказалась по пояс в воде. Это вынужденное "купание" не прошло бесследно. Она простудилась, долго болела и в результате рука и нога были парализованы. Она с трудом могла ходить. С годами часть двигательной функции ноги восстановилась, но рука навсегда осталась малоподвижной. Она могла ею с трудом поддерживать лежащую на столе тетрадь. 

После занятий  зимой ученики постоянно помогали ей дойти до дома. Она жила со своими престарелыми родителями в старом небольшом домике. Напротив жили её родственники, которые помогали ей поле смерти родителей.

В школу я пошёл вместе с братьями Михаилом, Анатолием и Виктором. Они были старше меня и школьную программу  осваивали быстрей и лучше меня. Я был самым отстающим учеником. Чтение я освоил быстро, буквы изучил самостоятельно по вывескам на магазине и столовой. Русский язык мне давался легко, но когда вопрос касался арифметики, меня заклинивало. Я долго не мог понять, что такое минус и плюс. Решение задач для меня было сущей мукой на протяжении всего школьного обучения. В первом классе учиться мне было особенно трудно.

Зная трудное положение большой семьи моего дяди-Андрея Ивановича, у которого мы поселились после приезда с Брянщины, она всячески старалась помочь мне освоить школьную программу. Вечером я оставался после уроков и готовил уроки на следующий день. С горем пополам я закончил первый класс. Во втором классе мало что изменилось.

При свете настенных ламп, едва освещающих парту, я готовил уроки. А в это время готовились к школьному концерту мои одноклассники. Крюков Володя и Нина Собашникова они пели дуэтом. Нина-дочь нашей деревенской аптекарши.  Светловолосая, с короткой стрижкой, она вызывала восхищение всех моих друзей, не исключая и меня. Она сильно заикалась, но это не мешало ей хорошо петь. Я восхищался их пением, в душе завидуя Володи. Иногда они даже помогали мне в изучении школьных предметов, решении задач.Сами они учились хорошо, обучение им, в отличие от меня, давалось легко.

Таисья не имея своих детей, свою любовь отдавала нам  детям. Всячески способствовала развитию детских интересов. Прививала у нас любовь к книгам.
Вечерами, после уроков, она оставляла нас в классе и читала нам книги из своей библиотеки. Читали и мы по ей просьбе. Она всегда старалась охватить всех своих слушателей, не исключая и меня. Никогда не отказывалась проводить дополнительные занятия с отстающими учениками.

Время было трудное. Моя мать с утра до поздней ночи работала на ферме, получая за работу гроши. Многого у меня не хватало. Учительница видела, что достатка у нас с матерью нет, всячески старалась помочь мне.  У меня порой не было даже своей чернильницы. В то время мы писали ручками с перьями: лягушка или восемьдесят восемь. Это были мягкие перья, посредством их вырабатывался правильный нажим во время написания букв. Даже перо для ручки иногда было негде купить. Таисья давала мне перо,не пожалела свою чернильницу - непроливашку.

Она учила младшие классы. В четвёртом классе, я вновь стал одним из её учеников. И по прежнему камнем преткновения у меня была математика. Она старалась помочь мне освоить эту науку. но это ей удавалось с большим трудом. Эти проклятые задачи мучили меня в течении всего периода обучения в школе. Мы жили с матерью в доме напротив Таисьи, ей стали помога мои друзья-одноклассники Володя Кергетов и Шура Шкапа, которые раньше жили у нас на квартире. Они переселились жить в её дом.

Мы никогда не видели её с мужчинами, кроме педагогов в школе. Женщину инвалида не торопились взять в жёны в деревне. Потому, что в деревне в то время, это не только жена, воспитывающая детей, но и рабочая сила в доме, и в поле. Ходили слухи, что она длительное время переписывалась с мужчиной издалека, но после встречи, отношения с ним не сложились.

Я учился уже в пятом классе, Ненавистная мне арифметика закончилась, но я рано радовался. Началось изучение других предметом, и там тоже нужно было решать задачи, с которыми я с трудом справлялся. Любимыми предметами стали Русская литература и география. Литературу в пятом классе стал преподавать Эдуард Триерс. Я и сейчас вспоминаю его как моего лучшего педагога.

Благодаря его урокам я стал понимать литературу, больше стал читать книг. При первой возможности спешил на почту, где можно было купить новую книгу.  Он отличался от всех мужчин деревни. Высокого роста, опрятно одетый в зимнем пальто, он часто провожал Таисью домой, помогал ей нести школьные тетради для домашней проверки.

 Мы с друзьями часто  видели его около калитки Таисьи, где они подолгу стояли и говорили о чём -то своём, недоступном нам подросткам. В душе жалели его, потому, что на ногах у него всегда были летние ботинки. А простоять зимой при морозе в двадцать градусов и ниже,даже пол часа  было большим мужеством. Но похоже это их не смущало. И только стук замёрзших ботинок выдавал его нетерпение уйти к себе.
В деревне шёл разговор, что они даже собираются пожениться, но это так и осталось разговором. Таисья всю жизнь прожила одинокой, отдавая свою любовь детям.

Время шло. Я закончил девять классов и уехал из деревни. Длительное время я переписывался со своей первой учительницей, поздравлял её с праздниками. Через газету Комсомольская правда, помог разрешить ей конфликт с директором, назначенным в деревенскую школу в семидесятых годах.  Я не вникал в суть конфликта, но он разрешился в её пользу.

Получение телеграммы от родственников о её смерти было для меня полной неожиданностью. Ей едва исполнилось шестьдесят лет.

Но я навсегда запомнил её первые уроки. Наши школьные чтения и всё то, что она сделала для меня.




 



 


Рецензии