Избранный из двенадцати месяцев

     Посвящается Б. П.

Первый поход первой категории сложности. 

От поселка Эльбрус (на 1786 метрах над  морем) на Эльбрусском шоссе в первый походный день установили палаточный лагерь за АУСБ «Адыл-су»,   по орографически левому берегу реки, скальная лаборатория осталась позади. 

Рядом  питьевая вода в  кране,  к роднику  не бежать - цивилизация.
У палаток,  рядом столуется местная живность, в  том числе коровы. Коровы на  Кавказе считают себя наивысшей формой жизни, людей не боятся совсем. Поскольку они домашние.  И берут  за проход по их  территории   но не деньгами,  а продовольствием. Рогатая голова под  тентом палатки, рогатая голова в рюкзаке —  здесь запросто. Их положено  отгонять  палкой.  Пастухи-чабаны приходят на помощь, чуть-чуть  вразвалочку,  и велят  самим  скотину гнать хворостиной.

Эти слова  для невнимательных туристов, ехавших Эльбрусским шоссе от  Нальчика к поселку Терскол.
Шоссе романтичное. Однополосное.  Обочина  есть не везде, местами с одной стороны скала с падающими мелкими камушками, с другой река Баксан с водой цвета кофе. Неширокая,  но  весёлая. Быстрая-шустрая.

И  незапланированные остановки автобуса - не ГИБДД  с полосатым жезлом,  не строители  в оранжевых касках — корова на тёплом асфальте.  Да их не одна. Греют пузо после завтрака-ужина. Многоуважаемое рогатое  местное население.
Проехали.

Опять незапланированная остановка.

 Ко – ро - вы
     на
        до – ро - ге!

Кто-то говорил,  что  в кавказских коров  перерождаются убитые или сбитые на посту ГАИшники.
 
Утро в палатке. Пора  вставать, но шум  ливня провоцирует не вылезать из под тента, переждать.
Только это не ливень — это горная река Адылсу в обычном,  спокойном для неё нормальном ритме. Не во время половодья, когда ни людей, ни коров в ущелье нет — жить хотят.

День второй - скальные занятия на скалодроме, на следующий день снежные занятия в кошках,  и потом ледовые на леднике Кашха - Таш.
За вершинами  видны белые, пушистые шапки Эльбруса. Из меха полярной лисы, не иначе. 

Встали, умылись-причесались, позавтракали. Сложили палатки, собрали  рюкзаки.  Наверх к истоку по берегу реки до Зелёной гостиницы.
А погода припекает. Охота напиться из родника,  но не к каждому стоит наклоняться. Вода чистейшая, почти что дистиллят. Такой не напьёшься — вся с потом на рубашке выйдет,  и все силы кончатся за десять минут.
Поэтому пить  можно  только  у ржавого камня,  одну лишь  минеральную, подкислённую воду.
Ручьи переходили  по  мостикам,  по крупным  камням — их тут более чем хватает.

Зелёная Гостиница.  Приют в хижине гляциологов на высоте две тысячи шестьсот метров над уровнем моря. Гостиница с двухэтажными нарами,  с рукомойником  на улице. Звёзд,  то есть звездей,  не  менее восьми с усталости — не ставить  палатки  вечером и не собирать их утром.

К перевалу КойАвганАуш  подошли,  и,  переночевали в мульде на высоте 3200 метров,  в палатках перед перевальным взлётом. Уже холодало, и даже заметно -  на  снегу. Не конец  июня, не июнь,  почти  сентябрь, если не начало октября, по  ощущениям. 
Шли  по тропе траверсом,  в связках, вверх  между   большими камнями,  размером  со средний  грузовик.   

Сам перевал скально-осыпной,  продувается с запада на восток. И не самый низкий 3 624 метра,  между вершинами ВИАТау (3742) на юге и КойАвганБаши (3851) на севере.  Каменистая котловина, слегка заснеженная,  поэтому, шли долго и чуть-чуть нудновато.  Стартовать, одевать рюкзак лучше, подняв его  сперва на крупный камень — силы ещё пригодятся.  Дальше  - спуск по берегу ручья, по каменистой, опять же, тропе.   Слева,  наверху,     сиреневые примулы - шарики  и яркие оранжевые маргаритки. Справа, за ручейком, перед  шустрым водопадом, кусты  с   жесткими листьями фикуса и бело-розовыми букетами. Рододендрон кавказский, больше негде он не встречается. 
Требовались  осторожность  и аккуратность.

Наконец, спустились  к реке Адырсу, с зелёной  травой  под  соснами  и спелой,  красной  земляникой! Рай земной... на высоте 2100 метров.
 
Из ноября, через январь сразу  в июнь. Почти двенадцать  месяцев из чешско-богемской  сказки,  известной  по переводу Самуила Яковлевича Маршака! Слегка  поработали в группе,  и выбрали нужный сейчас  сезон. В  сказке двенадцать
братьев греются  у костра,  и могут один-другому  уступить  часок  своего  времени. Но  где  двенадцать  братьев  были  в Богемии,  неясно.  И была  ли это  Богемия,  с   горой Снежкой в 1611 метров,  тоже  вопрос.  Или,  всё же Адырсу? Или Адылсу? Тайна, тайна, тайна...

В сказке  была  корзина золота, а на  Кавказе вместо золота бриллианты. Но  это  уже совсем другая  история. Как и связки  перевалов около Восточной  вершины Эльбруса, подлёдные  реки  с двадцати  с лишним метровым щитам голубого льда ДжиКуагенКёза. 

Скалы,  рыжие,  река Ирик,  оранжевый чертополох
и задумчивые камни под соснами  в её ущелье….

Айран в коше в одном из ближайших  к Баксану ущелий, где пастух  обидится,  если решат  расплатиться деньгами,  но возьмёт,  с благодарностью,  свежую  газету...

Про  Их Величество Эльбрус и его погодные непонятности (пустит-не пустит) нужно писать отдельный рассказ, если не повесть...

Но  это  уже  совсем, совсем  другая  история.

Фотография автора - ручей, впадающий в реку Адырсу, в ущелье КойАвганАуш.


Рецензии
Невольно, читая, вспомнился мой Кавказ, Белореченский перевал. Облака ниже нас, ледники, кошки, страховки, солнце слепит, а на полянках возле снежников заросли родендедрона - впервые видела! Не забыть, а тут у Вас о них, и вспомнилось зрительно: палатки, скалы и родендедроны. Только мы не вверх карабкались, а всё то же самое- вглубь земли! В пещеры, колодцы, пропасти подземные...

"Справа, за ручейком, перед шустрым водопадом, кусты с жесткими листьями фикуса и бело-розовыми букетами. Рододендрон кавказский, больше негде он не встречается."
С уважением!

Татьяна Немшанова   12.11.2023 17:09     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Татьяна!

Кавказ - особенная страна, в каждом ущелье свои люди, свои травы, свои ароматы, свои ягоды, настороженно относящиеся к ущелью соседнему (конкуренты же!)

Елена.

Местиа-Тау   12.11.2023 17:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.