5. Ёлки приходят и уходят
Указ Петра I №1736 "О праздновании Нового года" 7208 году декабря в 20 день даёт представление о переменах, которые ждут Россию на пороге нового столетия.
Во второй части Указа содержатся подробные указания, как встречать Новый 1700 год. Пётр Великий, как и всегда, подробно регламентирует жизнь своих подданных.
"В знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых - по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно.
А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года."
Но это не имело ничего общего с традицией вносить на Рождество дерево в дом и украшать его; эта традиция в Россию приходит спустя полтора века.
Как украшать дома хвоей, никто не знал, поэтому образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Обычай наряжать зелёное дерево и делать друг другу подарки самодержец позаимствовал в Немецкой слободе, где был частым гостем. Да и в поездке по Европе набрался новомодных традиций. Был царь Пётр в Германии, там и увидел, что улицы да площади ёлками украшают, а на домах и воротах ветки еловые развешаны. Кстати, это была не ель, а пихта. Именно её выбрали там в качестве рождественского дерева.
Но указ ставить ели вызвал полное недоумение у русских людей. Придумал царь новый праздник, приказывает веселиться - будем веселиться! Но ёлка и праздник... К этому хвойному дереву было тогда определённое отношение.
"Голова еловая" - так называли глупого, бестолкового человека.
На Руси ель вообще считалась недобрым символом, да и деревом не очень полезным.
И то правда - еловый лес тёмный и сырой, древесина ели особой ценности не представляет, шишки ее несъедобны.
Ёлку даже возле дома сажать нельзя - плохая примета, она вообще никуда не годится, ни на веник, ни на дрова.
У древних славян ель символизировала смерть, отсюда и традиция отмечать дорогу из дома умершего еловыми ветками.
Между двумя елями хоронили тех, кто по собственному желанию ушел из жизни.
Ель у русских считалась деревом смерти, какой уж там символ Нового года!
В Библии ель называют жилищем аиста, а у христиан аист считается птицей нечистой, поэтому и прибежище нечистой птицы почитали тоже нечистым.
Среди православных ель считалась прибежищем нечистой силы. О тех, кто водил свадебный хоровод вокруг ёлки, говорили: "Венчались вкруг ели, а черти им пели".
Так что никакого почтения на Руси к ёлке не было, поэтому и в голову никому не могло прийти делать её праздничным деревом.
Но царь приказал!
Такое новшество Пётр перенял у Германии. Сурово и длительно насаждал эту новую традицию.
На Руси и в других православных странах новогодняя ель приживалась довольно долго.
1 января 1700 года вся Москва веселилась, пела и танцевала, жители поздравляли друг друга с Новым годом и запускали фейерверки. Однако Нового года в традиционном понимании тогда еще не было. К тому же, до сельской глубинки царские нововведения доходили медленно, да и крестьяне - народ консервативный. В итоге за 50 лет традиция не прижилась и со смертью Петра фактически исчезла.
После кончины царя традицию ставить ёлку соблюдали только кабаки. Это хвойное дерево круглый год стояло у ворот или на крышах питейных заведений.
Привязывали ёлку к колу, оставляя до следующего года, затем старые ёлки меняли на новые. Это был опознавательный знак. Так ёлка стала символом кабака.
Над входом в кабак ставили ёлку (причем она стояла там весь год, даже с осыпавшейся хвоей), и в русский язык вошло выражение "Идти под ёлку", то есть идти в кабак, а известное словосочетание "ёлки-палки" являлось скрытым ругательством.
А кабаки стали называть "ёлками" или "иванами ёлкиными": "Пойдем-ка к ёлкину, для праздника выпьем"; "Видно, у ивана ёлкина был в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься".
Весь диапазон алкогольной темы постепенно приобрёл хвойный оттенок. "Поднять ёлку" обозначало пьянство, "идти под ёлку" или «ёлка упала, пойдем поднимать" - приглашение в кабак. Появилась поговорка: "Елка чище метлы дом подметает" (о возможности просадить все деньги в кабаке).
А. С. Пушкин в “Истории села Горюхина” упоминает “древнее общественное здание" (то есть кабак), украшенное елкою и изображением двуглавого орла”.
Д. В. Григорович в повести 1847 года “Антон-Горемыка”, рассказывая о встрече своего героя по дороге в город с двумя портными, замечает: “Вскоре все три путника достигли высокой избы, осененной елкой и скворешницей, стоявшей на окраине дороги...”.
У двери скрыпучей
Красуется ёлка
За дверью той речи
Не знают умолка. <…>
К той ёлке зелёной
Своротит детина…
Как выпита чарка -
Пропала кручина!
(Стихотворение «Кабак», М. Л. Михайлов, 1848 год)
Продолжение http://proza.ru/2021/01/25/1975
Свидетельство о публикации №221012301190
Людмила Петрова 3 02.02.2021 22:07 Заявить о нарушении