Мой египетский сад. Тамариск

Tamarix spp. – виды рода тамариск (тамарикс, гребенщик), в народе их знают как: соляной кедр, бисерный куст (бисерник), астраханская сирень, роса божья, библейская манна, калмыцкий ладан, кориандровое семя. На иврите тамариск «эшель», по-арабски «этель», по-персидски «харф», а по-коптски – «оси», от древнего «асир» («исир»), как был назван тамариск (но, видимо, только один его вид – нильский) уже в Текстах пирамид.

При XI-й династии египетских фараонов в некрополе Дейр эль-Бахри рос дивный лес, пропитанный солью и мёдом: до полусотни элегантных тамарисков плакучего вида aphylla/articulata с ажурной кроной образовывали пронизанную ярым солнцем и всеми ветрами рощу вокруг аллеи из тенистых сикомор, ведущей с юга в храм и мавзолей Ментухотепа II-го. Два раза в год сад на плато таял в лилово-розовом тумане из мириадов крохотных, как у шотландского вереска, цветков, а в засуху и зимой он мог сойти за траурный парк из туй или казуарин.

В той или иной степени все тамариски до цветения схожи с диковинными южными хвойными, тоже любящими пески. Свод из их сквозистых кущ как и у казуарины сплетён из длинных и очень ломких тончайших веточек, то красно-коричневых и гладких, то синевато-лиловых и морщинистых, в сизом покрове из крохотных листьев-чешуек. На памятниках эпохи фараонов трудно узнать тамариск, так как в известное время года на него бывают похожи силуэтом и многие другие виды египетских деревьев, такие же дети дюн.

Но на одном рельефе из Дендера гибкие, как змеи, плети побегов дерева, прорастающего из гроба Осириса, показаны в виде узких «косиц». Так могут выглядеть вблизи ветви тамариска, оклеенные игольчатыми листочками будто узором черепицы. Их не спутаешь с лозами ивы, дрока или моринги. В египетской долине Нила собрана целая плеяда видов тамарисков, в которой самой яркой звездой является безлистный (Tamarix aphylla/articulata), даже в дикой природе иной раз вырастающий в могучее дерево до 10 – 18 метров высотой, а живущий до 75 – 100 лет.

Недаром он был избран для сада при некрополе фараона. У второго по численности в Египте вида, тамариска нильского (Tamarix nilotica) высота в 8 метров считается рекордной, а чаще он выглядит как много- и тонковетвистый, но не плакучий кустарник. Не велики собой и другие виды, которые, к тому же, реже встречаются: арабский (Tamarix Arabica), древовидный (Tamarix arborea), манноносный (Tamarix mannifera), четырёхстолбиковый (Tamarix tetragyna), тимелеевый (Tamarix passerinoides/macrocarpa/aucheriana), стеблеобъемлющий (Tamarix amplexicaulis/pauciovula/balansae), крупноплодный (Tamarix macrocarpa) тамариски.

То, каким вырастет тамариск, во многом зависит от того, найдут ли его неимоверно длинные, почти как у саксаула, корни, ключ в недрах земли. Конечно, тамариск нильский, сам по себе предпочитающий берега водоёмов, даже в пойме Нила не будет великаном, но он там будет красив и пышен, тогда как в вади или просто на краю пустыни останется чахлым веником. И, однако, даже мелкие тамариски – настоящие бойцы с пустыней, обороняющие долину Нила от движений дюн. В этой живой изгороди часть корней сверлит мёртвую землю вглубь в поисках источников, а часть распластана под одеялом из песка далеко вширь.

И от них без конца упрямо лезут к свету молодые отпрыски, они как бы «гребут» в дюнах. За волю к жизни и редкую стойкость тамариск был избран геральдическим деревом бога природы Осириса. Он растёт даже в самых гиблых уголках египетской земли, на жутких солончаках, источая под лютым солнцем горький «пот». К вечеру на его веточках-прутиках мерцают крупинки соли, а он живёт! Такие его виды, как безлистный, крупноплодный и особенно манноносный охотно атакует тля (Najacoccus serpentines, Coccus mannibarus, Trabutina mannipara), и тогда с дерева обильно падает, застывая белыми сахаристыми снежинками, манна – один из вариантов дикого мёда пустыни.

Записей об этой манне в египетских текстах нет, но зато рецептах из медицинских свитков упоминаются «перет-асир» и «такаут» – это бородавки на ветвях, которые образуют личинки галловой осы. Галлы эти бывают размером с орех, и в античности думали, что это тоже своего рода плоды. В них и в коре много танинов, отвары и настои из этого сырья – настоящее спасение при глазных болезнях, воспалённых дёснах, дизентерии. До сих пор зелья из тамариска очень популярны в египетской народной медицине как сильное вяжущее, противовоспалительное и кровоостанавливающее средство.

Диоскорид, а за ним и Авиценна советуют применять галлы тамариска аналогично галлам с европейских деревьев: для омовения глаз и полоскания рта и как питьё при кровавой рвоте, желтухе и вообще болезнях желудка, при укусах змей. Отвар корня тамариска должен был излечить селезёнку. Плиний утверждал, что ветви тамариска, сваренные в вине и меду лечат язвы. В египетском папирусе Херста (102) ветви входили в состав припарки для утоления болей при артрите. А учёный эпохи Ренессанса Просперо Альпини, одно время живший в Египте, писал, что тамариск, в числе прочего, лечит даже проказу!

И ещё один враг тамариска, по иронии судьбы боготворимый египтянами – жук-златка Sterapsis squamosa, «изумруд пустыни». Его личинки точат тамариск, но даже египетские плотники, с таким трудом находившие на своей родине доброе дерево, не проклинали жука, но верили, что он – икона, пусть и курьёзная, истории об Осирисе. Гроб убитого бога был выброшен морским прибоем на берег Библа и там врос в ствол тамариска, а финикийский царь велел изготовить из этого дерева колонну во дворце. В образе ласточки Исида кружила вокруг колонны, оплакивая брата и мужа, а однажды расколола её и унесла прах с собою в Египет.

Это предание нашло отражение и в ритуале из Книги мёртвых (Глава XLII), где от имени бога нужно по четыре раза твердить изречения: «Я – узел внутри дерева тамариск, более прекрасный сиянием, чем вчера» (говорить четырежды), «Я – узел внутри дерева тамариск, более прекрасный своей яркостью, чем диск вчерашнего дня». Во времена Плиния египтяне представляли себе Осириса юношей в плаще из шкуры оленя. А иранская лань, которую ввозили в северные царские резиденции из Азии, обожает пастись именно в рощах тамарисков.

Тамариск наряду с акацией – старейшее из коренных деревьев Египта: в пустынных вади, когда-то бывших живыми реками, нашли куски его древесины, начавшие превращаться в каменный уголь. В эпоху неолита обитатели Файюма в качестве топлива признавали лишь тамариск, в то время как при фараонах XIX-й династии уголь – «джабет» был уже чрезвычайно дорог и его часто заменяли сухим навозом. И всё же ещё в XIX-м веке Бурхардт видел на юго-востоке Египта остатки лесов из акаций (мимоз, как их любят называть старинные авторы) и тамарисков!

Два вида тамарисков – безлистный и нильский, давали не только уголь, но и великолепную древесину – плотную, лёгкую в обработке и очень красивых оттенков от тёмно-коричневого до тёмно-золотистого. Но, как и в случае с многоствольной капской ивой, доски-заготовки из ствола тамариска часто были очень короткими. Тем не менее, иной раз из них умудрялись даже соорудить гроб. В основном же из древесины тамариска вырезали разные орудия труда вроде плугов и хомутов, а также детали мебели и колесниц (например, спицы), плоты и клетки для перевозки по реке скота и птицы.

Галлы и снятую кору давали скорнякам для дубления шкур, кож. Не обошли вниманием тамариск и ваятели. В Лувре есть тонкой работы позолоченная статуэтка богини Исиды, сидящей на троне, выточенной (что очень символично) из тамариска. И это, конечно, не единичный пример. До сих пор тамариск, в своей дивной прелести соперник сирени и эрики, эта западня для пчёл, по заслугам любим многими садоводами. Так было и в древности. У архитектора начала эпохи XVIII-й династии Анни (Инени) на плантации росло десять таких деревьев – отрада глазам и сердцу.

Но, надо сказать, красавец этот может здорово засолить почву опадом старых отмирающих ветвей, точно так же как сыплющаяся в ельнике хвоя её закисляет. А впрочем, решение этой проблемы – вопрос сноровки толкового садовника. В папирусе Харриса, панегирике фараону Рамсесу III-му, было указано, что в дар отцу богов Амон-Ра преподнесли 3270 букетов из ветвей тамариска нильского и 390 таких же букетов досталось иным чтимым в Египте богам и богиням, владыкам Юга и Севера. У нильского тамариска, как правило, колосовидные метёлки не розового, а белоснежного цвета.

Источники:

Гермер Рената. Справочник по лекарственным растениям Древнего Египта/Germer Renate. Handbuch Der Altagyptischen Heilpflanzen. Harrassowitz. 30 October 2008.

Гермер Рената. Флора Египта эпохи фараонов./Renate Germer - Flora des pharaonischen ;gypten, Mainz am Rhein, Philipp von Zabern, 1985

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche. А последнее издание от 2006

Критски Джин, Черри Рон. Насекомые в мифологии. Gene Kritsky, Ron Cherry. Insect Mythology. Publication info: San Jose, CA : Writers Club Press, 2000.

Кароли Р.А. «С чистого листа. Оценка дендрохронологического потенциала трех коренных древнеегипетских деревьев»/Turning over a new leaf. An assessment of the dendrochronological potential of Three Indigenous Ancient Egyptian Trees" by R. A. Caroli. A Thesis Submitted to the Faculty of the Department of Geosciences In Partial Fulfillment of the Requirements For the Degree of Master of Science In the Graduate College the University of Arizona 201

Бадж Э.А.У. Египетская книга мертвых. Папирус Ани из Британского музея. Пер. с англ. С.В. Архиповой. Издательство: Алетейа ISBN: 5-89321-115-4 2003 г.

Энциклопедия "Жизнь растений" в 6-ти томах / Гл. ред. чл.-кор. АН СССР, проф. Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1981 г. Под ред. академика А. Л. Тахтаджяна

Черезов Е.В. Техника сельского хозяйства в Древнем Египте, г. Черновцы 1969 г.

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

Морэ А.М. Цари и боги Египта. — М.: Алетейа, 1998.

Бугаёв И.В. Б 90 Научные и народные названия растений и грибов: Научно-популярное издание. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2010

Монте Жан Пьер Мари. Эпоха Рамсесов: быт, религия и культура. Litres, 5 сент. 2017 г.

Кинк Хильда Августовна. Египет до фараонов. По памятникам материальной культуры. Издательство «Наука», главная редакция восточной литературы, Москва,1964 г.

Диодор Сицилийский «Историческая библиотека», книга 1-я. (ок. 90-30 гг. до н.э.) Перевод: Алексанян А.Г., Мещанский Д.В.


Рецензии