История- страницы подвига!

Друзья!

На сайте Русского географического общества публикуется много интересной информации. Она касается как истории, так и современности нашей страны.
Вот одна из статей, посвященная затонувшему колесному пароходу на реке Сылва в Пермском крае.

"Колёсный пароход с героической судьбой: ЦПИ РГО исследует судно "Вера Фигне

В канун годовщины прорыва блокады Ленинграда Центр подводных исследований (ЦПИ) РГО рассказал о новом проекте исследований речного колесного парохода "Вера Фигнер", обнаруженного на дне реки Сылва в Пермском крае. Это судно выполнило важную миссию, доставив в эвакуацию группу ленинградских школьников в 1941 году.

Пока не сомкнулось смертельное кольцо

Август 1941 года. Немцы уже оккупировали Ригу, подошли к Пскову. С севера наступает финская армия. Кольцо блокады вокруг Ленинграда вот-вот сомкнётся. Понимая, чем грозит долгая осада города, из него решили срочно эвакуировать часть жителей, и в первую очередь детей. На поездах, на автомобилях по шоссе и просёлочным дорогам, по Ладоге маленьких ленинградцев вывозили в Ярославскую, Вологодскую, Горьковскую, Кировскую, Пермскую области, на Урал, в Башкирию и Казахстан… Дорог был буквально каждый день, каждый час. До начала сентября из города вывезли больше половины дошколят и школьников. Это были страшные дни, величайшие трагедии разбомблённых эшелонов с детьми, потопленных ладожских пароходов

Учеников ленинградской школы №300 в августе 1941 года ждал путь с Московского вокзала в Пермский край. Поезд дошёл лишь до Ярославской области, и тут ждали бомбёжки, разрушенные пути, руины станций — немцы шли к Москве. Спастись можно было только по воде — Волга была рядом. Даже сейчас, просто посмотрев на карту, поражаешься, какой огромный опасный путь проделали дети, большинство из которых были младшеклассниками, без тёплой одежды и запасов продуктов. Сперва вниз по Волге, на пароходе "Златовратский" до устья Камы, а там, по сходням — на борт колёсника "Вера Фигнер", и бывший купеческий флагман зашлёпал колёсами вверх по Каме, которая уже начала покрываться шугой. Команда делилась с малышами всем, чем могла: кусками хлеба, одеждой, теплом — по пароходу протянули брезентовые пожарные рукава с горячей водой. К городу Сарапул подошли, рискуя вмёрзнуть в лёд. Несколько десятков измученных маленьких ленинградцев посадили в поезд до Перми, и там их одиссея закончилась.

Пароход на дне реки

Жители деревень, что живут по берегам небольшой реки Сылва в Пермском крае, на протяжении нескольких десятилетий рассказывают байку о том, что в реке где-то на дне лежит огромный пароход. Стремясь разгадать эту загадку, местные историки и краеведы подробно изучили документальные свидетельства и пришли к выводу: на дне Сылвы лежит колёсный пароход "Вера Фигнер", с начала ХХ века ходивший и по Каме, и по Волге. Самые первые исследования эхолотами с катеров показали на дне объект больших размеров. Для того чтобы убедиться в правильности догадки, пригласили специалистов ЦПИ РГО.

Исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин: "Мы с интересом приняли приглашение, были рады возможности поработать в новом регионе, со здешними надёжными партнёрами. Финский залив в декабре надёжного льда не дал, и для нас это была отличная возможность понырять под лёд в воду, которая, как и балтийская, по зиме гораздо прозрачней, чем летом. Это очень облегчает и работу, и видеосъёмку. Наши коллеги — пермские дайверы оборудовали настоящий лагерь с жилыми модулями, электричеством и транспортом. Работа шла на глубине 14–16 метров. Огромный — в длину 70 и в ширину 16 метров — пароход стоит на ровном киле, занесённый слоем ила толщиной в полтора метра. У судна практически отсутствует носовая часть. Мы произвели все нужные измерения, видеосъёмку. Все обнаруженные особенности — конструкция, клёпаный корпус, размеры, звезда на кожухе гребного колеса, месторасположение в реке подтверждают: перед нами именно "Вера Фигнер". Но исследования надо продолжать, есть шанс найти какие-то детали, где обозначено название корабля, например рынду"

Героический, но невезучий

Он был очень роскошным. Пароход, носивший первое имя "Екатерина", сошёл со стапелей новейшего по тем временам Муромского завода Павла Валёнкова весной 1904 года. Его снарядили и отделали по-царски: красное дерево, ковры, бронза, зеркала. Интерьеры первого класса, выполненные в стиле модерн, напоминали настоящий дворец на воде. Однако судно было рождено под не самой счастливой звездой: заказчик обанкротился, а вслед за ним и судоверфь — пароход стал её последним творением. Новая хозяйка — нижегородская купчиха первой гильдии Мария Кашина переименовала приобретение из "Екатерины" в "Харитину" — в честь дочери, и пароход принялся возить пассажиров и грузы по Волге и Каме на линиях Нижний Новгород — Казань — Рыбинск — Пермь.

Но и на реке "Харитине" не очень везло. Посадка на мель летом 1912 года, столкновение с наливным керосиновозом компании Нобеля с повреждением двигателя и палубы, травмами команды и пассажиров. Год спустя — продажа за долги. И скорая революция, Гражданская война. Пароход изуродовали переделками, роскошное убранство разворовали. На нём возили людей, грузы и оружие, набивая до отказа палубы и трюмы. Разруха превратила "Харитину" в этакий волжский "ковчег", на котором держали путь комиссары и спекулянты, семьи голодающих, тифозные больные, мешочники… В конце 20-х годов пароходу дали новое — "красное" — имя в честь революционерки-народницы Веры Фигнер. Корабль привели в порядок, слегка модернизировали — и его колёса вновь и вновь крутились на волжской волне, перевозя семьи советских служащих и отдыхающих. А потом началась война. Некогда белоснежные борта выкрасили в серый камуфляжный цвет. "Вера Фигнер" участвовала в обеспечении перевозок для Сталинградского фронта в навигацию 1942 года, возила раненых и грузы, спасла своими рейсами тысячи эвакуированных.

После войны уставший пароход ещё ходил полтора десятка лет, потом занял место у берега Сылвы, ожидая участи других старых судов-волгарей — списания на металлолом. Но в 1966 году случилось какое-то не вполне понятное ЧП — то ли корпус дал течь, то ли накренило ледоходом, то ли кто-то неумело раскочегарил и взорвал судовой котел… Руководство Камского речного пароходства попыталось спасти "Веру Фигнер" от затопления, но ей и тут не повезло — буксирный трос, пропущенный через носовые клюзы, начисто оторвал бедняге нос… Колёсник оказался на дне Сылвы, и память о нём потихоньку начала стираться. Пока спустя полвека к кораблю не спустились дайверы ЦПИ РГО.

У "Веры Фигнер" новое будущее

Находка на дне Сылвы уже сделала "Веру Фигнер" вновь знаменитой. Теперь судну предстоит долгая и тщательная расчистка, исследования прочности корпуса. Специалистам ЦПИ РГО предстоит обработать сделанные сканы, фото- и видеоматериалы, создать 3D-модель корабля.

Исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин: "Теперь следующая задача — откачивать ил, тогда можно будет проникнуть в глубь конструкций и определить их сохранность. Здешняя вода довольно жёсткая, металл в ней коррозирует быстро. Очень важно понять, насколько безопасны работы на этом судне, нет ли опасности, что проржавевшие борта "сложатся". Мы надеемся, что появится возможность поднять наиболее интересные детали — например, рынду, штурвал, якорь, рундуки, куски обшивки. В дальнейшем пароход мог бы стать не только историческим объектом, но и объектом для технического дайвинга, для обучения начинающих водолазов. Поднять его не представляется возможным — он слишком большой, да это и нецелесообразно".

Пермские историки считают, что артефакты, которые предстоит поднять с "Веры Фигнер", а также архивные документы, фотографии, старинные книги послужат основой новых интересных выставочных экспозиций. Сейчас обсуждаются совместные культурно-просветительные проекты, участвовать в которых уже высказала готовность Камская археологическая экспедиция, музеи — Пермский краеведческий, Музей обороны и блокады Ленинграда (СПб), музей "Дорога жизни" (Осиновец). Из подводных и документальных съёмок смонтируют фильм о судьбе корабля. На сылвенском берегу установят обелиск, посвящённый 80-летию эвакуации ленинградцев, в его создании примут участие потомки детей, вывезенных из Ленинграда и оставшихся в Пермском крае, — Пермское землячество Санкт-Петербурга. А героическую "Веру Фигнер" ждёт новый этап доброй памяти".https://www.rgo.ru/ru
...Что ж, пожелаем друзьям-пермякам успехов в мх важной работе по восстановлению героических страниц российской истории. Великая война предстает  перед нами с другой, неожиданной, стороны!

Вл.Назаров

**************
1.УНИКАЛЬНЫЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ФЛАГ СССР 30-Х ГОДОВ МОЖНО БУДЕТ УВИДЕТЬ В НАЦПАРКЕ "РУССКАЯ АРКТИКА

В Архангельске в музейный фонд национального парка "Русская Арктика" поступил государственный флаг Советского Союза 30-х годов прошлого века. Полотнище сделано из чёрного металла, когда-то оно было окрашено в красный цвет. В те годы с серпом и молотом флаг установили на острове Алджер Земли Франца-Иосифа. Два фрагмента нашли в экспедициях последних лет, такого флага больше нигде нет.
Восстановить примерный вид флага смог мастер по художественным произведениям из металла Антон Карпов. Сделать это было непросто. Археологический памятник сильно пострадал в агрессивной среде. Причём, когда достали раритет, он начал быстро разрушаться. На работу ушло четыре месяца.

Железный флаг с серпом, молотом и звездой подняли на острове Алджер Земли Франца-Иосифа в августе 1930 года, архипелаг был провозглашён советской территорией. По словам начальника отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка "Русская Арктика" Евгения Ермолова, в конце 20-х — начале 30-х годов Земля Франца-Иосифа (ЗФИ) была "яблоком раздора" между несколькими государствами, в том числе СССР и Норвегией. Туда организовывали экспедиции, пытались сделать постоянные поселения. Советскому Союзу первому удалось организовать такую зимовку в 1929 году в бухте Тихой.
В 1930 году железные красные флаги установили на нескольких островах архипелага. Спустя почти девять десятилетий на ЗФИ пришли экспедиции национального парка "Русская Арктика". Случайно в бесформенном куске металла специалистам удалось разглядеть фрагмент советского флага. А через год нашли ещё одну часть, на ней очень хорошо читается фрагмент перфорации серпа, звезды и молота. А дальше, как пазл, флаг очень хорошо сошёлся.
Сотрудники парка сразу обратили внимание на зияющую дыру в железном "полотнище". По их мнению, это не что иное как пулевое отверстие. На то, что по флагу стреляли, указывали и другие факты.

По мнению Евгения Ермолова, советская экспедиция ушла и через несколько дней сюда пришли норвежцы, увидели этот флаг, конечно, очень расстроились, сфотографировались и, скорее всего, расстреляли этот флаг из винтовок. Там было не одно пулевое отверстие — по этим пулевым его как раз и переломило. Арктические ветра "помогли" порвать советский символ на две части и упрятать их на десятилетия в песок. Но знамя не погибло.
Отреставрированный флаг СССР станет одним из ключевых экспонатов будущей постоянной выставки визит-центра национального парка "Русская Арктика".
https://www.rgo.ru/ru
*******************
2.КАК СЛОЖИЛАСЬ СУДЬБА ШХУНЫ ГЕОРГИЯ СЕДОВА "СВЯТОЙ МУЧЕНИК ФОКА"

Говорят, что автомобили, самолёты и корабли наследуют характер своего хозяина. Конечно, это домыслы, но судьбы некоторых из них удивительно драматичны. Например, сильно не повезло шхуне полярного исследователя Георгия Седова. И да, у неё был свой характер, так похожий на упрямый и дерзкий характер моряка.
Роковая экспедиция
Шхуна "Святой мученик Фока" вышла из порта Архангельска 27 августа 1912 года. Её зафрахтовал Седов у зверопромышленника Дикина. Экспедиция была снаряжена скудно и неумело. Короткие письма Седова, отправленные жене из Архангельска, полны тревог и волнений. "Тёплое платье, сухари, солонину, масло заказал, — писал Георгий. — Для изготовления этих запасов необходимо заказывать теперь же. На всё нужны задатки. Вот в этом-то и задержка. Из Тобольска имею телеграмму:  "Готовы доставить Архангельск тридцать собак за три тысячи. Половину денег высылайте задатку"... Над этим тоже голову ломаю. Во всяком случае, как-нибудь справлюсь и с этим делом". Запасов угля на судне было всего на 25 ходовых дней. Не хватало на всех членов экипажа зимней одежды и обуви. Провизия оказалась низкого качества и даже просроченной. Из 80 собак только 30 были ездовыми из Западной Сибири, остальные — дворняги, набранные в Архангельске местной администрацией. Не нашлось для экспедиции радиотелеграфиста, поэтому "Святой Фока" вышел в рискованное плавание без радиостанции. Всё это сыграет роковую роль в судьбе Седова и его спутников.

У западного побережья Новой Земли бушевали штормы, едва не стоившие экспедиции жизни. Но Седов проявил себя как опытный моряк. И всё же крепкие льды не дали судну пробиться к Земле Франца-Иосифа. В итоге команда стала на зимовку на Новой Земле в районе полуострова Панкратьева в бухте. Это место нарекли бухтой Святого Фоки. В первую зимовку они исследовали Северный остров Новой Земли. Впервые в истории открытий удалось пересечь Северный остров с запада на восток и обогнуть его северную оконечность на санях. Но теперь перспектива выйти к Северному полюсу становилась всё отдалённее.

Внезапно Седов решил переименовать "Святого Фоку" в честь Михаила Суворина — руководителя Комитета для снаряжения экспедиции и издателя "Нового времени". Суеверные люди говорили, что это и сгубило экспедицию, лишив небесного покровителя.
В сентябре 1913 года "Михаил Суворин" освободился из ледового плена и пришёл на Землю Франца-Иосифа. В Элмвуде на мысе Флора седовцы запаслись дровами и углём и пошли дальше на север по Британскому каналу. В Тихой бухте возле острова Гукера началась вторая зимовка экспедиции. Моральная и физическая усталость, нехватка топлива и продовольствия сделали её настоящим испытанием для команды. Чтобы хоть как-то обогреть холодные каюты, пришлось разобрать надстройки и внутренние перегородки. В отсутствие витаминов и нормальной пищи началась цинга — заболел и Седов, и большинство его спутников. После цинги у руководителя экспедиции началось нервное заболевание. Северный полюс необозримо далеко, а в Петербурге его ждали огромные долги и потеря репутации.

Было понятно, что цель недостижима, тем не менее 15 февраля 1914 года сильно больной Седов ушёл из Тихой бухты к Северному полюсу в сопровождении матросов Григория Линника и Александра Пустошного. Полюсная партия состояла из трёх нарт и 24 уцелевших собак. Никаких вспомогательных партий сформировано не было. Члены команды получили приказ ждать до августа, а затем возвращаться домой. В последнем приказе Седов много говорил о Божьей воле и радовался, что ему и его команде выпала честь осуществить мечту Ломоносова и Менделеева.
6 марта, не дойдя до острова Рудольфа, Седов умер. Линник и Пустошный похоронили его на мысе Аук и спустя две недели с огромным трудом вернулись в Тихую бухту. Там "Михаил Суворин" простоял до середины июля, а потом отправился на юг к мысу Флора.

С середины июля 1914 года члены экспедиции Седова в бухте Тихой около острова Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа прекратили почти все научные работы, за исключением метеорологических наблюдений, приведённых в походный порядок. Были распределены должности по кораблю. Капитаном, после гибели начальника экспедиции Георгия Седова, естественно, остался Сахаров, он выбрал себе помощниками Визе и Пинегина. В связи со смертью Яниса Зандерса (на судне его называли на русский манер — Иваном Зандером) экипаж остался без механика, из машинной команды осталось два кочегара — Коршунов и Кузнецов. Начальником экспедиции после смерти Георгия Седова стал Кушаков, в прошлое лето он был практикантом за помощника механика, однако, когда предстояло такое серьёзное дело, как сборка машины, он не мог быть полезным. На положении старшего механика оказался Коршунов, который ещё не оправился от цинги, не был способен ходить. Машину предоставили в его распоряжение — судьба экспедиции зависела от его уменья. Скромный Коршунов оказался хорошим механиком-практиком. Три недели маленький человек стучал молотком, сверлил, чистил все части, завинчивал гайки "до места", поднимал на талях тяжёлые части, потом потребовал людей помочь повернуть вал и сказал: "Машина готова. Пока будет топливо, со стороны её задержки не ждите".

23 июля "Фока" качнулся на свободной воде. Канал к полынье пилили больше недели. Работы хватило бы надолго — помог шторм. Он наделал трещин во льду. Оттолкнуть ломаный лёд было не очень трудно. Шторм разразился 25 июля, потом два дня стояли туманы.
Весь день 27-го — усиленные разведки. Павлов и Кушаков ездили на остров Скотт-Келти, остальные осматривали лёд с вершины острова Гукера. К сожалению, воздух был насыщен парами — видимость не больше 25 километров. Пинегин записал в дневнике: "В северной части Британского канала лёд поломан. Между островами Нансена и Гукера широкая полынья, другая — от Британского канала тянется в пролив Маерса. О, если так будет дальше, через неделю мы выйдем!"
Через два дня лёд разредился. На судне было совещание: не пора ли двинуться в путь? Решались два вопроса: ехать ли немедленно или подождать несколько дней, чтобы дать время льдам разредиться ещё сильнее? Второй вопрос: идти северным путём вокруг острова Гукера или южным — по каналу Маерса? Было принято решение плыть северным путем, не теряя времени.
30 июля в 10 часов утра подняли якорь. Когда "Святой мученик Фока" проходил мимо мыса Зандера, приспустили флаг и отдали траурный салют — последнее прощание с погибшими.

Через несколько часов "Фока" обогнул мыс Альберта Маркама и недалеко за ним упёрся в сплошной лёд. Развернули судно, чтоб пробиваться каналом Маерса. Недалеко от места зимовки, когда "Фока" огибал остров Скотт-Келти, случилось несчастье — шхуна села на мель. В это время Пинегин находился в наблюдательной бочке. Не видя прохода среди громадных ледяных полей, он крикнул капитану: "Не пройти ли у берега — там единственная лазейка?" Сахаров направил корабль под берег. Глубина резко уменьшилась. Бросили лот, и как раз в мгновение, когда лотовый крикнул: "Три сажени!", судно влезло на мелкое место у самого берега.  Ледяное поле, в поперечнике больше километра, двинулось на судно — "Фока" поехал на берег. Давление длилось недолго, но корабль был выкинут на мель всем днищем.
Бывают в жизни моменты, особенно располагающие к проявлению находчивости. Экипаж сообразил, что не нужно убирать ледяных якорей, занесённых ранее на ледяное поле, с надеждой — подтянувшись к нему, сняться с мели. Поле должно пойти прочь, когда сменится приливное течение. Решили облегчить судно — в цистернах "Фоки" было налито вместо балласта около 35 тонн пресной воды, ее откачали, без сожаления выкинули один якорь 90 пудов весом и якорную цепь 100 саженей — всего около 1000 пудов. Поздней ночью ледяное поле двинулось прочь от берега и стащило корабль на свободную воду…

В августе 1914 года "Святой мученик Фока" возвратился в Архангельск. Матросам, которые вернулись из похода, жалованье выплатили только два месяца спустя. Всё это время они жили на полуразрушенном судне.
Администрация архангельского порта осмотрела судно и составила акт: "Снятыми оказались: 1) вся средняя палуба, 2) в носовой части судна жилое помещение команды (кубрик), четыре дубовых бимса средней палубы, два контрбимса; в машинном отделении: машинная кладовая, помещения для кочегаров, провизионная кладовая; в офицерском помещении: вся деревянная обшивка бортовая, подпалубная, переборки кают и двери; правый, левый и кормовой фальшборты, деревянная обшивка с мостика, часть палубы полубака, фонарная, гальюн для команды и ватер-клозет… Всё указанное сожжено во время плавания за отсутствием топлива".

Владимир Визе с болью писал об этом судне: "Наш дряхлый, но бесконечно милый "Фока" окончательно вышел победителем из двухлетней борьбы со льдами. Правда, он пострадал жестоко, но ведь рубцы и раны являются украшением для старого воина… Милый дорогой "Фока", ты напрасно напрягал свои старческие силы, чтобы с честью исполнить возложенный на тебя долг. И, наверное, ты бы не поступил так, если бы знал, что по возвращении в страну людей тебя ждёт позорная смерть на мели в мутно-жёлтой Двине, что старые кости твои растащат жадные люди, стремящиеся нажить на них свои жалкие гроши".
Судьба "Фоки" действительно оказалась страшной. Воду не откачивали, и шхуна затонула у Соборной пристани, но в таком виде она мешала, загромождая причальную линию. Тогда её подняли и решили отбуксировать в док, чтобы осмотреть подводную часть корпуса и окончательно решить участь судна. Однако по дороге шхуну посадили на мель, и больше возиться с ней никто не пожелал. Объявили о продаже, но покупателя на обездвиженное судно не нашлось. Долгое время оно сидело на мели. Жадные люди, о которых писал Визе, растащили всё, что можно было снять: рамы иллюминаторов, поручни, оковку люков, трапов, гудков, куски корпуса, после чего "Фока" превратился в удручающего вида развалину. Вскоре под воздействием ветров и течений шхуну сняло с мели и понесло в один из рукавов Северной Двины Кузнечиху, где выбросило на островок Шилов. После революции исторический корабль хотели реставрировать, но к тому времени корпус разрушился до такой степени, что возродить "Фоку" стало невозможно.
Всё, что можно ныне увидеть от знаменитой седовской шхуны, — это ахтерштевень, лежащий у здания Северного морского музея в Архангельске.

Ещё в 2011 году от капитана НЭС "Михаил Сомов" Юрия Настеко я узнал, что неподалеку от бухты Тихой на небольшой глубине лежит якорь шхуны "Святой мученик Фока". Через год при личной встрече этот факт подтвердил известный полярный исследователь Пётр Боярский. Спустя несколько лет, получив доступ в архив Музея Арктики и Антарктики, я поработал с судовым журналом той полярной экспедиции и сумел определить это место максимально точно. Но до этого я перелопатил груду бумажной и электронной информации и нанёс на карту точный трек движения шхуны "Святой мученик Фока".
В 2019 и 2020 годах Комплексная экспедиция Северного флота и Русского географического общества предприняла попытку отыскать последний артефакт со шхуны "Святой мученик Фока". Не повезло с погодой. В любом случае будут новые попытки, ведь такой экспонат должен занять достойное место в музее.
 Александр Обоимов
https://www.rgo.ru/ru
*******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
23 января 2021 года.


Рецензии