Избранные комментарии к стихотворениям. А

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 1. «А» - «К» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 314 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4158/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/jreo/
------------------------------------------------

Абсолютная потенция
http://www.stihi.ru/2003/10/29-364

Я продырявлю
Тебя и Землю насквозь
Своим пенисом!

2002
_________________________________________

- Ну, ты даёшь, Вит! Так смело!))

Татьяна Крыжановская
---------------------------

- Бывало, Таня, бывало…. и так :)))
Что уж теперь скрывать :)

Виталий Иванов
---------------------------
________________________

- Маммамия...

Кирилл Сборошенко
---------------------------

- А как Вы думали! :)

Виталий Иванов
---------------------------
________________________

- Это что? Мечты? :)))

Ирина Васильева
---------------------------

- Почему же «мечты»? Наша реальная жизнь. С одних сторон, она, конечно же, относительна, но с других – абсолютна. Хотя бы потому, что она все-таки есть. И тема такая, конечно же, есть. Не вижу ничего тут особенного. Абсолют, так абсолют! :)

Виталий Иванов
---------------------------
________________________

- Э... Извиняюсь.. Э... Как бы... Искусство.. Мощно... :) Долго качался?

Константин Куроширо
---------------------------

- От природы дано… значит… :))) Что есть, то есть… у моего лирического героя. :)
Да... Думаю, Землей он не ограничится, вырвется в космос. :)
Держитесь крепче, старт будет мощным! :)))

Виталий Иванов
---------------------------
________________________

В случае хорошей потенции, размеры Земли не имеют большого значения. Хотя, наверное… с годами что-то мельчает, засыхает или же сморщивается. Но абсолютная потенция всегда - абсолютна!



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Аквариум
http://www.stihi.ru/2002/07/15-258

Я живу глубоко-глубоко,
на дне океана.
Вокруг меня плавают
разные рыбы,
о чём-то
между собой говорят…
Я вижу, они
открывают рты,
но ничего не слышу.
Видимо, не знаю их языка.
Странно.
Ведь я сам - рыба.
Наверное, рыба
другой породы…
Как же я здесь оказался один?
Где мои родители?
Где друзья мои, рыбы?
А мне так много
надо сказать…
Кричу громко: «.........!» -
Почему же никто
не отзывается?

Вот я уже летающая рыба.
Раскрываю крылья и лечу,
высоко-высоко!
Я - рыба-космонавт.
Но вокруг никого нет…

А вот я - подземная рыба.
Здесь ещё ничего и не видно…

А вот я, рыба,
живу в большом городе.
Сколько тут рыб!..
Открываю рот и кричу:
«..................!!» -
И опять никто
не отзывается…
Что же делать мне,
такой одинокой рыбе?..

Снова чувствую себя рыбой.
Теперь я на сцене…
Очень красивая рыба!
У меня разноцветные
плавники и чешуйки.
За чертой света
теснятся другие рыбы.
Все на меня смотрят,
чего-то ждут…

Открываю рот и кричу:
«РАЗБЕЙТЕ ЭТО СТЕКЛО !!!..»

1987
_________________________________________

Все мы смотрим на мир, будто бы из аквариума. Или, наоборот, желаем в него попасть. Просто не все замечают…

Здесь некоторая перекличка с «Аквариумом» Бориса Гребенщикова.
Правда, он так и остался в аквариуме. А может быть, я.
Или мы каждый – в своем аквариуме.

Философствуем помаленьку… В меру сил и своего понимания.
А рыбы… только кажется, что не говорят. И даже им самим это, порой, только кажется. Все равно все они – рыбы. Всё понимают по-своему… как и собаки, сказать только не могут.
Или мы, люди, их не можем понять…

Быть кем-то, даже рыбой, безусловно, лучше небытия. А если еще удается смена обличий и ощущений…

Действительно, вся Россия, сегодня как будто бы в иле.. Рыбам это заметно особенно. Совсем почти нет чистой воды. Мутная.

Рыбаков из аквариума тоже заметно. Такие же молчуны, только с крючками. Ничего не могут сказать… из того, что хотелось бы слышать. Большие рыбы другой породы. Хищники. Какая разница, ловить на крючок или съедать сразу?

Все рыбы – ничьи. Пока их не поймают. И не посадят в аквариум.. или же в морозильник. Вот так мировые запасы свободных рыб всё уменьшаются.

Рыбы ведь наших стихов не читают. Кто знает, что мы не читаем у них?

Если мы рыб не слышим, не понимаем.. кто же не слышит, не понимает нас? Там, наверху, выше тверди… И уж между собой люди, порой договариваемся хуже, чем последние рыбы.

Рыбы они такие.. Стоит им раз привязаться, потом не отвяжутся. Хуже собак... условно, конечно. Поэтому они не сразу привязываются, приглядываются сначала. Прислушиваются…

Кричи, не кричи… Если невозможно молчать, надо кричать. Хотя бы в пол голоса.

В детстве у меня был небольшой аквариум. А теперь мечтаю о нём. Заведу, наверное, когда-нибудь все-таки. Дело хлопотное! Но как здорово видеть эти живые разноцветные драгоценности! Мне кажется, я их слышу и понимаю. И они меня понимают… в отличие от многих людей. Я ведь – рыба.

Рыбам легче всего, это точно. Так думают те, кто сами не рыбы. Наверное… Хорошо там, где нас нет. И быть тем, кто не ты. Самим собой БЫТЬ – самое трудное. Не потому ли иногда примеряют на себя чешую рыбы, шкуру козла или шерсть крысы? Или пытаются крылья приклеить бабочки. Но они почему-то отваливаются…
Так будем людьми. Каждый – собою!

Повесил рыбу на ёлку… Зачем? Теперь колют рыбку иголки.
Много в мире бессмысленного. Может быть, и у рыб тоже. А может быть, если не понимать смысл, будешь жить «правильно». Но человеку не дано такой лёгкой судьбы…

Нам иногда всё-таки… удается увидеть свою и даже попасть в чужую Вселенную. Такой возможности, наверное, лишены рыбы, но она дарована людям! Пусть некоторым.
________________________

- «Вот бы порыбачить-то где! А стерлядки есть? Ну, в общем-то, все мы перед Господом Богом неразумные рыбёшки. Что с нас взять - просто фауна!»

Борис Позняков
----------------------

- Сначала надо разбить стекло. А потом посмотрим, кто кого будет ловить. :)
Что же касается, Господа… Рыбы значительно ближе к Богу, чем мы.
________________________

Крик? Бунт? Разеваю рот и кричу. – Отчего же не слышит никто? Вот уже 25 лет!
Наверное, все кругом рыбы, и я рыба, только другой породы.
«Перестройка и гласность»? Ага. Где они и где мы?
Верно сказано: «Слова могут быть любые, понятия - любые...» Суть не меняется.
И виртуально-бюрократический мир набирает всё большую силу! Расширяя Аквариум. Умножая аквариумы... Делая все более толстым Стекло!





~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Алая тьма
http://www.stihi.ru/2010/04/10/2442

В этом розовом дней накале,
Этом бед роковом кольце
Я запомню тебя едва ли
И не стану метаться в конце.

Этот пламень в груди напрасный!
Сердца рваного жуткий бой!..
Мне с тобою всегда прекрасно…
Как, без разницы, было с другой!

Жизнь - смешная и глупая штука.
Я не скрою привязчивый смех…
Слов любовных никчемная скука
Позабавит, конечно, всех.

Потому и тоскую не очень,
Оставляя опять тебя…
Всех безжалостно раскурочит
Бесшабашная наша судьба!

1972
_________________________________________

- Прекрасный стих! Молодца Виталий!
Заранее извиняюсь за присущую мне бестактность, но я бы смел предложить слегка подправить несколько строк в этом чудном произведении, дабы они не резали слух излишне чувствительным мозглякам, таким как я. Впрочем, в этом виноват только я сам, нельзя так чётко отбивать ритм, ведь это иной раз губит всю душевность поэзии, но я не могу чувствовать по-другому, меня видно лишь могила исправит…
Не сочтите за наглость и примите, дорогой мой друг, третью редакцию вашего великолепного стиха от глупого бестактного поэта Юрки.
Анапест.
(--!--!-!-
--!--!-!)

В этом дней огневом накале,
в этом бед роковом кольце
я запомню тебя едва ли
и не стану грустить в конце.

Этот пламень в груди напрасный,
сердцу-льдинке не нужен бой!
Мне с тобою сейчас прекрасно,
как прекрасно вчера…
с другой.

Жизнь - смешная такая штука,
ей к лицу лишь циничный смех.
Этих слов откровенных скука
позабавит наверно всех.

Потому и тоскую очень,
покидая навек тебя.
И пусть делает всё, что хочет
эта ведьма…
моя
судьба.
*********

«Мне осталась одна забава:
пальцы в рот да весёлый свист.
Прокатилась дурная слава,
что…» :-))

Юрий Классик
--------------------

- Прекрасная вариация, Юрий. Спасибо! Принимается с благодарностью.
Полагаю, есть такие стихи, как и некоторые музыкальные произведения… а может, даже и все! – у которых может быть несколько или даже неограниченное количество вариантов. Собственно, и у самого автора их всегда несколько. И у меня тоже по этому стихотворению. Что же говорить об авторах разных, хоть и обладающих близким вкусом и уровнем, однако же, всё равно имеющих отличия в своих поэтических представлениях, пристрастиях и приемах!
Что касается ритма… Да, у меня он в большей мере свободен. Но и у тебя ведь в предпоследней строке сбой, лишний слог. Его, конечно, не трудно убрать. Но, на мой взгляд, некоторые неправильности ритма – ближе к жизни, разговорному языку, естественнее. Главное, чтобы можно было прочесть все слова с правильными русскими ударениями. И тогда читатели в большей мере получают представление о замысле автора и той музыке, которая у него играет в душе! А не в учебнике стихосложения…
Еще раз СПАСИБО, Юрий! Получилось отлично! Я собираю такие вариации и пародии, посвященные мне, а потом лучшие даже и выставляю.

Виталий Иванов
--------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Алфавит
http://www.stihi.ru/2002/09/16-302

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я
.,!?:;-…

Июль 1989, октябрь 2000
_________________________________________

__Тивафла___
Яюэъыьщшчцхфутсрпонмлкйизжёедгвба

Света Нихил
------------------

- Алфавит только на первый взгляд прост. На самом деле, из него складываются слова. Все! Которые есть, были и будут еще… Поневоле задумываешься, что сначала возникло – Слово или же Буква? И достаточно ли нам букв, чтобы сказать то, что хочется?
С другой стороны, из этих букв написаны все самые лучшие стихи в мире. Поэтому, сами по себе, в алфавите, все вместе, они – самое гениальное стихотворение!

Виталий Иванов
------------------

- не люблю слова и буквы.. на мой взгляд они мешают людям понимать друг друга.. всё запутывают.. без слов лучше))
хотя вот стихи классная штука))) своеобразная головоломка из слов и букв.. только ради стихов могу полюбить слова и буквы)))

Света Нихил
------------------

- Был Он - и было Слово живое. Но опять не узнали Его. Потому что желали знать буквы, а не Слова. А когда ушел Он, стали они, торопясь, собирать каждую Его букву… Собрали все, но Слова уже были рассыпаны. И вновь власть получили - мертвые буквы!
:)

Виталий Иванов
------------------

- да да да!
так всё и было

Света Нихил
------------------
______________________

- Я подобный стих видел ещё у Александра Павлова. Правда отличия, конечно, будут всегда, сколько бы таких стихов не написано. Ну вот, например, то, что после буквы «Д» идут подряд две буквы «Е». А если бы писатель всё-таки взял букву «Ё», то у многих читателей она бы отобразилась не так. Кроме того, эти стихи будут иметь совершенно разный смысл.

Александр Тагаев
------------------

- Смысл не только от каждой буквы зависит, но и от шрифта, наклона букв и размера. Нюансы могут быть не поняты сразу. Но они есть и, поэтому, когда-нибудь нам откроются. Или не нам.

Даже такое простое стихотворение имеет огромное, количественно неизвестное множество вариантов. А что же говорить вообще о ПОЭЗИИ? Она – неисчерпаема! И абсурд тоже – неисчерпаем! Сравнимы ли эти два понятийные множества и насколько пересекаются? :)))

Виталий Иванов
------------------

- Я думаю заумь отображает БОльший участок этой бесконечности (не совсем бесконечности) комбинаций обычных букв и цифр и иероглифов, чем абсурд. Но помимо того, что каждый предмет для меня стих и буква и поэма и сборник стихов, есть ещё тексты бесконечного числа цивилизаций за всю историю всех вселенных. И вот у меня есть уже проекты дальнейших экспериментов каких-то иероглифических текстов основанных на разных закономерностях.

Александр Тагаев
------------------

- Заумь, как мне представляется, в большей степени – хаос. В абсурде больше порядка, но он какой-то другой. Или - не от мира сего, или - не от сознания нашего. Или какое-то другое вИдение сознанием мира. А заумь, может быть, – иные миры, из которых ты видишь только фрагменты. Возможно, лишь атомы, но другие, не наши. И соответствующие иным мирам иероглифы. Опять-таки – только части от них...

Виталий Иванов
------------------

- Вот здесь я полностью с тобой согласен. Именно по этой причине мне Введенский кажется более абсурдным нежели Хармс.
У Введенского, всё-таки хоть и нет каких-то внезапных переходов к традиционной зауми, но звучание его стихов кажется более каким то странным, отстранённым что ли.
Я же стремлюсь к переосмысливанию как можно большего числа позиций, у тебя это тоже есть.

Александр Тагаев
------------------

- Я просто пытаюсь быть последовательно абсурдным :) когда речь идет об абсурде.
______________________

- А где скобки, кавычки и т.д.? :)))
Я в 1982 году написал точно такое же стихотворение, с таким же названием, но со всеми знаками!

Александр Павлов
------------------

- Любопытно. А мой стиш написан в 1989-ом… Увы. Значит, это лишь повторение. Ну, что ж… Поздравляю тебя! Приоритет за тобой. Если, конечно, произведение издано или хотя б сохранились черновики. :)) Впрочем, нам достаточно слова. :)

Виталий Иванов
------------------

- Все в нашем мире вторично! Наверняка кто-то и до меня писал Алфавиты :)) Да и так ли это важно кто был первым?

Александр Павлов
------------------
______________________

- a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
=))))

Злость
------------------

- Очень неплохой перевод. :))) Спасибо.

Виталий Иванов
------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Алый маяк любви
https://stihi.ru/2014/03/31/10905

Е.Р.

Ты вся - как будто, из стекла,
А сердце - алым маяком.
К тебе душа моя пошла -
На свет, бескрылым мотыльком.

К тебе дорога не легка.
Мне столько лет - идти, идти…
И знаю, чёрная рука
Кого-то схватит на пути.

Я ощущаю сладкий страх,
Заглядывая далеко!
Ты вся - в счастливых пузырьках,
Тебе лишь в них дышать легко.
И сердце - алым маяком.
И я - бескрылым мотыльком
К тебе на свет лечу… пешком.

 1976
_________________________________________

Как-то так.. летишь, летишь... а потом немного пешком)))
И снова – вперед!

Мы все такие противоречивые.) Сердце спорит с душой. Наше я имеет особое мнение. Тело – не согласно ни с душою, ни с сердцем, у него свои интересы.
Я уж не говорю о множественности всяких настроений и прочего. Сегодня я один, завтра другой. Трезвый, выпил.. и вот уже – кто это? :)))
Да, душа пошлА.. навстречу. Но она не пошлА… :))
Без пошлости в сердце, с открытой душой... мое «я» к ней - к любимой всем телом летит... даже, если пешком!)




~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Апофеоз гелиоцентрическому мирозданию
https://www.stihi.ru/2002/02/02-282

Вставало солнце в розоватой дымке,
Торжественно, спокойно, величаво…
Глазами ненасытными владыки
Владения свои обозревало.

С улыбкой просыпались дол и лес,
Как будто вновь им довелось родиться…
Шло солнце закрывать врата небес -
И пели гимны солнцу птицы!

Мир поднимался, свежий, обновлённый,
Обласканный священными лучами.
И люди дружно строились в колонны
И поднимали солнечное знамя.

Вновь безраздельно верила Природа,
Что будет жить, быть может, даже - вечность…
Но все забыли, что за небосводом
Стояла равнодушно бесконечность.

1970...
_________________________________________

Стихи логически автору разъяснять сложно, даже самому себе – многое на подсознательном. Однако смысл данного стихотворения, думаю, – именно в принятии очевидного (очам видного), понятного и ограниченного… и боязни и отвержении всего, что стоит за кругом конечного, т.е. неведомого и тайного, вечного-бесконечного. В том числе – «вечных ценностей». Свободы и самодостаточности, личного выбора и собственного мировоззрения.
И отсюда – колонны, может быть, и солдаты, не имеющие своего мнения, служащие всемогущему владыке, дарящему им – сытость, свет и тепло. Ничего больше не надо. Именно за это готовы они биться, даже и умереть…
В общем, стих против пошлого глобализма.




~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ах ты, осень!.. Какая осень!..»
https://www.stihi.ru/2002/01/15-543

Ах ты, осень!.. Какая осень!..
День, прозрачный и золотой,
Насладиться нас просит
Ранней осени красотой.

Что за контуры, что за краски!
Листья кружат дугой.
Ясным солнцем обласкан,
Мир сегодня другой…

Посмотри, одинок и светел,
В листьях тает прощальный звон -
Чуть грустит об ушедшем лете
На поляне красавец клён.

Не печалься, мой друг, не надо.
Что нам холод любой?
И среди снегопада
Мы друг друга узнаем с тобой.

Я ведь тоже - чуть грустен и светел,
И стараюсь держаться прямей,
Если хлещет в лицо мне ветер
Всё сильней, и сильней.

И смотреть на верхушки сосен,
Как и раньше, весь день готов,
Улыбаясь царице Осень
До лазоревых облаков!

Если что-то плохое было, -
Наплевать и махнуть рукой.
Сердце жизнь полюбило,
Пусть она и с тоской!

Чем-то мы похожи с тобою.
Дни летят – листопад золотой…
Ты оденешься вновь весною
Молодою листвой.

Я - в открытые дали смело
Взор бросаю… Пусть юность прошла,
Но душа ведь - не облетела,
А немножечко подросла!

1970...

_________________________________________

Спасибище, брат! Эти стихи пронесены и как бы просвечивают…  через всю мою жизнь. Совершенно ясно, технически я не мог написать это в 16 лет. Тем не менее, это стихи 16-ти летнего юноши. Однако со всем наработанным уровнем мастерства. Не буду, пожалуй, скромничать.
Да, сбои ритма. Но именно так хотелось сказать. Что проку в идеально верном размере? Мы ведь не машины, укладывающие мысли в академическую стихотворную форму!
Рад пониманию!
______________________

- Сравнивать себя с природой - делать себе честь: человек со временем утратил свое первозданно-природное почти полностью. Мало в нем осталось высокого и чистого.
А состояние души сравнить с временем года вполне можно. :-)

Антон Ли Круковский
-----------------------

- Разрыв с природой может привести только к смерти цивилизации. Дерево оторвать от почвы – погибнет. Все равно, что природу оторвать от мира неорганического, - невозможно. Так же – цивилизацию от природы.
Нет, иногда я еще чувствую родство с ней. Не хочу разрывать, и не буду! :)

Виталий Иванов
-----------------------
______________________

- Удивительно легко и светло написано. Глядя на Вашу фотографию, все становиться ясно. Вы, Виталий Альбертович - очень светлый человек! (в прямом и переносном смысле) С улыбкой

Натали Бондаренко Защепкина
-----------------------

- Спасибо. :)
Да, светлый, но не всегда. Если есть свет, бывают и тени. :)

Виталий Иванов
-----------------------

- Тогда все в порядке, Вы - Человек!

Натали Бондаренко Защепкина
-----------------------

- Спасибо. :) И я сразу понял, Вы - Человек!

Виталий Иванов
-----------------------


Рецензии