North Sea Jazz 1984 Нидерланды

Из интервью  с Натальей Нагибиной, 2002 год

       Ко времени поездки в Голландию «Каданс» был в полном расцвете. Это был ансамбль, который убежденно верил в себя, проиграл много сложной для того времени музыки, с успехом выступал в залах консерваторий и филармоний. Конечно, работа с «Кадансом» дала мне очень много. Я вовсю сочинял музыку. У меня были программы, которые  я часто менял, упрямо воплощая в музыке свои идеи. Если обобщить кратко, это было соединение искусства импровизации с искусством композиции.  Мои артисты постепенно освоили новое  звучание, развитие мотивов, сложные комбинации гармоний и ритма.   Пришло раскрепощение – начали фантазировать...   Появился свой стиль у ансамбля – «Каданс» узнавали. В общем, образовалось некое единство, может быть, не единомышленников, но людей, понявших или принявших мою доктрину и в этих условиях свободно выражавших себя как музыканты. Это было сообщество не солдат, но…  офицеров  (смеется).    
       Как   только я узнал о возможной поездке на фестиваль North Sea Jazz  1984 (Нидерланды), тут же принес в Росконцерт программу нашего выступления – для афиши: авторские композиции и мои аранжировки  американских хитов. «С такой программой вы не сможете туда поехать», - сказали мне. «???  А что вы предлагаете?» - «Включите советских композиторов -  Дунаевского, Пахмутову, например… Подумайте еще о ком-то…» Я вышел за дверь, подумал и  решил … отказаться. Один мудрый человек догнал меня в коридоре и убедительно растолковал: «Хочешь поехать на фестиваль, напиши  другую  программу – для афиши  (точнее - для спецотдела), а играть будешь, что  хочешь!»  Я вспомнил эпизод с «двойкой» по композиции в консерватории, мою  «переэкзаменовку»  (сочинил то, что хотели услышать) и… согласился.
       То, что мы приехали в Голландию, да еще на престижный джазовый фестиваль - это было, конечно, чудо. Даже в соцстраны попасть было не так-то легко, а в капстраны – и подавно: выпускали с невероятным трудом,  тщательно проверяя  благонадежность. И вдруг – Голландия! Когда мы вошли в фойе гостиницы, увидели негров - с тромбонами, саксофонами;  один из них барабаны на тележке катил  медленно, красиво. Андрей Боднарчук, наш гитарист, чуть  не потерял сознание: «Это ж вся Америка! У каждого на морде написано, что он джазмен!». Возле стойки администратора стоял Диззи Гиллеспи (!), надув свою жабью шею. Я растерялся: познакомился с ним,  а пластинки свои ему не подарил. Волновался тоже, но не так, как бедный Андрей.
       Не успел я войти в свой номер, как раздался звонок немецкого журналиста, а через несколько минут – американского. Их, особенно американца, интересовало все: какой у нас репертуар, где мы берем ноты, сколько получаем, какие гастроли. Вопросы касались таких деталей, что я попросил переводчика узнать, не хотят ли они перейти работать в Росконцерт (смеется).
       Наше выступление состоялось на следующий день. Пришли в зал. На сцене играл известный   «European Jazz Quartet». После его выступления – три хлопка. Заглянул за кулисы. В зале человек двадцать, сидят развалившись, в непринужденных, ленивых позах. Кто-то жует поп-корн, кто-то пьет кока-колу. Говорю своим: «Ребята, народу у нас, наверное, меньше не будет». Приготовились, вышли.  Зал - почти полный!  Эти люди, безусловно, не знали ни «Каданса», ни меня. Присутствие такого количества пришедших на наш концерт я объясняю только одним обстоятельством: этим людям – ультралюбителям и ультрапонимающим – было интересно, что же делается в России. Если бы им не понравилась наша музыка, они встали бы и ушли: там параллельно в семи залах играли американские звезды и вход был свободный – по одному билету.
       Начали мы с «Around midnight». В своей аранжировке я показал, что Телониус Монк сделал тему с реверансом в сторону Баха. Звучание было полифоничным, строгим. Экспозиция с тремя флейтами добавила необычности впечатлению.  Волновались мы все очень сильно. Я контролировал звучание только краем сознания. Сосредоточиться очень трудно. Мы все играли в некотором роде в сомнамбулическом состоянии. Я понимал, что тут сидят непростые люди.  И когда, после первой вещи,  раздался гром аплодисментов и свист, оцепенение сразу прошло. В голове пронеслось: все в порядке. Мы попали туда, где нас ждут! Музыканты раскрепостились и играли на большом подъеме. А дальше – каждая вещь принималась «на ура» – свист, овации, полное внимание и понимание.
       В нашей программе звучали многочисленные звуковые комбинации. Я играл на пяти инструментах: труба, флюгельгорн, альтгорн, цуг-флейта и рояль. Николай Панов - на тенор-саксофоне и флейте. Николай - человек спокойный, рассудочный, но там он просто взорвался. Юрий Юренков  - на альт-саксофоне, флейте и пикколо-флейте. И как играл! Все смотрели на него, открыв рот. Ведь это ж какой трудный инструмент – его и в ладошках не видать!  А он играл на нем так выразительно!  Вадим Ахметгареев – поразил игрой на тромбоне и на тубе (вообще, редкость в джазе!). Новичок в джазе Андрей Боднарчук привлек внимание  прекрасным звучанием гитары (тоже редкий инструмент в джазе). На ударных и перкуссии играл опытный Станислав Коростелев, а на контрабасе – маститый Анатолий Соболев, который, незадолго до отъезда, заменил нашего контрабасиста (не был выпущен комиссией в загранкомандировку по причине – «свежий развод»!  И  такое бывало…).
       Играли ровно час. Когда мы закончили выступление, нас не отпускают:  буквально шквал оваций, свист, аплодируют стоя – зал переполнен: в проходах между рядами полно людей. Я говорю: «Ребята, тут не кланяются – тут выходят и играют».  Сажусь за рояль. Подходит организатор: «Only one». А я ему: «No. Only two». После бравурной вещи играть такую же – не то:  надо играть спокойную,  а кончать  - бравурной.
       Под давлением аплодисментов и публики он уступил. Я играю балладу – конструктивную, на квинтах. Зрители ценят каждый аранжировочный момент, абсолютное доверие и понимание зала. О такой аудитории может мечтать любой артист! Польский журналист  писал: «Мне повезло. Часом раньше в этом зале «умирал от страсти» European Jazz Quartet. А потом играл джаз-ансамбль «Каданс» Германа Лукьянова из России.  Весь концерт – с переполненным залом и с большим успехом».                Это был наш «звездный час»!
       У нас – ни слова. Всё осталось в благодарной памяти  и на двух-трех кассетах…   После этого выступления мы все поняли, что делаем большое и серьезное дело.

       Программа концерта
1. Телониус Монк  «Около полуночи»            
2. Дюк Эллингтон  «Без свинга это – ничто»               
3. Хэрби Хенкок  «Путешествие»            
4. Герман Лукянов «Местечко Бельцы»
5. Герман Лукьянов  «Утренняя самба»
6.  Сонни Роллинз  «Олео»
7. Майлз Девис  «Ну и что»
8. Коулл Портер, Герман Лукьянов «Любовь на продажу»
Состав ансамбля:
Герман  Лукьянов – труба, флюгельгорн, альт-горн, цуг-флейта, фортепиано
Николай Панов – тенор-саксофон, флейта
Юрий Юренков – альт-саксофон, флейта, флейта-пикколо
Вадим Ахметгареев – тромбон, туба
Андрей Боднарчук – гитара
Анатолий Соболев – контрабас
Станислав Коростелев – ударные, перкуссии

      


Рецензии