Почему хочу и не хочу учительствовать

Эту историю рассказал один старый педагог. Он был замечательный педагог, глубокий, с богатыми познаниями, преподавал физику. Я брала у него уроки  физики он репетиторством, подрабатывал, и его жена, математик. Чета русских педагогов, на пенсии дома репетиторствовали, и в частности подтягивали и меня, идущую на медаль, но имевшую проблемы с физматом.

И вот он рассказывает:отчаявшись добиться от ребят внимания на уроке, я однажды спросил:ребята, ну почему вы не слушаете материал, это же так интересно, как устроен мир, в котором мы живем? Я для вас столько интересного несу на урок, и материал. и опыты яркие, и видеофильмы, и чтобы вам легко было. А вы...Ничем не интересуетесь.
И тут встал из-за парты один мальчик, про которого бы и не подумал, что в нем есть проблески ума, обычный такой...И сказал следующее:

  - Имя-отчество, назвал и :
Вот Вы нас спрашиваете, почему мы вас не слушаем, не учимся, балуемся.
Вы идите в поле, где на пастбище пасутся коровы, овцы, бараны... И рассказывайте им ваш предмет, призывайте учиться, слушать. Они вас будут слушать? Они скажут меее и мууу Так вот, уважаемый наш учитель. Мы те же бараны и коровы. Поэтому и не слушаем вас, а вы напрасно расстраиваетесь из-за  нас, дураков.

-----

И он же добавил...Встретил я недавно на улице старого ученика, не узнал, мужичок такой уже.  А он меня окликнул, обрадовался и говорит:а вы нас учили. Я еще помните, на уроке забаловался а вы меня огрели. Навсегда запомнил. Но! Как мало вы нас били! Если бы вы нас больше били, из нас бы вышли люди. А так..я тракторист...нее учился, дуралей. Почему. почему вы нас не били?!...

-
Ну как вам такие признания?!

А вот еще. Это в другой школе. Я их сменила из-за переездов в первые годы и личных проблем - несколько.

Учительница русского и литературы, ей дали замещать, в обычное время она давно преподавала другой предмет, изо, труд и т.д. Что подвернется. На русский язык несмотря на ее диплом вакансии не было. Несмотря на то, например, что она была еще и русская, а русский преподавали и нерусские. В школе ее всеръез не воспринимали. Муж от нее давно ушел к другой. Жила она бедно, все время была в одном давно вышедшем из моды платье.

И вот случилась оказия. Учительница русского заболела, и ей дали замещение. Она воспряла духом, помолодела! Впервые мы видели ее в обновке! Вместо уже выцветшего   платья — красивый серый костюм! И губы накрашены, и стрижка новая! Видать, на последнее принарядилась. Она приносила на уроки кучи материалов, книг, фотоилл., над уроками работала, как над сольными концертами.

Но...Никому не нужно. Я сидела за своей второй партой в среднем ряду и я ее слушала, но, пожалуй, я только и слушала. А она стояла у доски,с раскрытыми книгами с фото Есенина и других поэтов и пыталась докричаться в пустоту галдящего класса...
А она, не выдержав, воскликнула:"ну что же, вы, ребята! Я для вас так стараюсь! В библиотеке просижываю столько книг, журналов листаю, дополнительно к сухому учебнику, материалы подбираю к урокам, чтобы вам интересно было!
Раньше детей учили дома, те, кто хотели учиться, а не в  этом...среди дураков...Домашнее обучение!" (Знала бы она, что это вернется).
 В общем, она сникла и больше концертов-уроков не устраивала, а там и учительница вышла из больничного.

--------------

Еще были запомнившиеся случаи.

Чем дольше живу, тем больше понимаю, что люди изначально разные, а не потому что их по-разному воспитали.
И что профессия учителя, к которой я имею отношение по выбору после школы и университетскому образованию, а также небольшому опыту работы но не учителем, а преподователем вуза(один год), а также во многом то, что я пишу - это тоже самоучение и научение, свет знания, да. Еще в качестве астролога пыталась вести астрописхологическое консультирование, помогать, подсказывать.
Знаете, людям ничего не нужно. Друзья-товарищи...всё то же.
Вот тот ученик сказал:вы расстраиваетесь из-за нас дураков, а ведь мы те же бараны и коровы. И сказал он это задолго до нынешнего всеобщего понимания насколько большинство ...ну не будем ругаться.

Учителями(настоящими), видимо, кармически рождаются зрелые души, но могут ли их понять коровы на пастбище?
Шри Чинмой, такой тибетский учитель американского разлива, интересно сказал в книжке:когда я иду по Нью-Йорку, я вижу как много с виду людей-человеки в первом воплощении, что еще недавно они все были животные.
Конечно, это бездоказательно, но наблюдение характерное, в том числе и не для мистиков.

В учителя идти всегда считалось почетным, но обрекающим себя на мучения. Случайно?

А я наследница идей какие  в нашей семье вынашивались в отношении новаторской педагогики.  Но устроить это в обычной массовой школе — утопия. В дистанте тоже.
Но это другая тема. Напишу о педагогическом опыте и идеях моего отца. Мой долг.

Я, однако, разочаровалась, и отчаялась кого-то чему-то научить и кому-то быть полезной. В школе учитель давно превращен в придаток никому не нужной бумажной отчётости, и новаторствовать тебе просто не позволят. Но знания и идеи. Вот, пишу... Нужно ли кому-то? Вряд ли.

Карма учителя, встретила такое выражение в статьях одного эзотерического журнала в бытность, когда сидела в отделе периодики и листала журналы.
Вот у меня, видимо, она самая, поэтому так трудно.

  23/01/2021


Рецензии