изменщица

               
                Рассказ
        Большой двор нашего дома в незапамятные советские времена, параллельно со строительством, был засажен белоствольными берёзками, клёнами, липами и тополями. Много лет стоит наш панельный дом, к самому поднебесью вытянулись и деревья. Под самым нашим окном во все стороны раскинул свои ветви красавец клён. Его коробочки с семенами каждый год, когда  наступают не лёгкие времена бескормицы, привлекают целые стаи самых разных пернатых. К наступлению тёплых дней газон под нашим окном бывает устлан ковром из скорлупы от этих коробочек. И каждый год, когда на клёне появлялись красавцы снегири, мы с женой буквально прилипали к окну, любуясь  дружной, умелой работой этих красавцев.
   Однажды наше внимание больше привлекли птицы другие. А дело в том, что в ветвях  высокого молодого тополя в двадцатых числах марта парочка молодых ворон развернула работы по сооружению гнезда. Дня за четыре до начала активной фазы строительства птицы с утра появлялись на тополе. Минут по сорок они перелетали с ветки на ветку, громко меж собой перекликаясь. Мы с первого дня заметили необычное поведение этих ворон, но особого значения их активности сначала не придали. Но вот однажды жена заметила, как одна из этих ворон ни с того, ни с сего стала  таскать по крыше  трансформаторной подстанции, что напротив нашего подъезда, не малых размеров и толщины хворостину.  Сначала птица, ловко орудуя  клювом, обломала на хворостине мелкие сучки, потом, придерживая палку лапами, стала её переламывать. Сначала в том месте, где ворона наметила сломать палку, она долго её долбила своим крепким клювом. Потом обеими лапами села на палку, клювом взяла другой её конец, и начала водить его из стороны в сторону пока палка не переломилась окончательно.  Когда ворона взяла в лапы палку и взлетела с нею в сторону тополя, мы разглядели, что из хворостины ворона сделала почти идеальную рогатину, какие мальчишки делают для известного своего оружия, только черенок рогатины получился длинноват.
    Со своим изделием ворона уселась на сук не очень толстого ствола тополя. Рогатиной палки она обняла сучок потолще, а длинный её конец втиснула меж двух других сучков. Пристроив палку, ворона отлетела в сторону, уселась метрах в полутора на другом суку, очевидно, немного передохнуть. В это время прилетела и принесла сучковатую хворостину другая ворона, как мы уже догадались, будущая мама, она немного поменьше ростом, а сучки всё время таскала маленькие. Пока «жена» пристраивала принесенную ветку, её избранник восседал в сторонке, покручивал головой, зорко наблюдая за работой своей избранницы. Когда вторая ветка оказалась  пристроенной, обе птицы дружно снялись и улетели.
     Дня через два на тополе образовалось строение из хвороста в диаметре 35-40 сантиметров. К тому времени резко изменилась погода - подул сильный, холодный северо-восточный ветер. Наш тополь ветер трепал так, что его ветви порой резко раскачивались из стороны в сторону не менее чем на полтора-два метра. Ни одна веточка из вороньего сооружения, при этом, не сорвалась. 
   Потом мы наблюдали, как пару дней  в своё сооружение птицы таскали сухую траву, обрывки какой-то ткани. Будущая мамаша, после каждой укладки мягкой растительности залезала в гнездо, подолгу в нём копошилась, усаживаясь и так, и эдак. Когда она выбиралась из гнезда,  на его край садился будущий папаша и по несколько минут клювом работал в гнезде – устранял недостатки в сооружении, соображали мы.
    Видно было, что работы по сооружению гнезда заканчиваются. «Теперь будут отложены яйца и начнётся на них сидение» - решили мы и наш интерес к наблюдению ослаб. Но тут случилось не предвиденное – у гнезда появилась ещё одна ворона, более крупных размеров. Птица пришелец бесцеремонно лезла в построенное гнездо и  прогоняла трудягу «мужа». Хозяйка, при этом,  сидела в сторонке, спокойно наблюдая за дракой. Понятно нам стало, что на готовенькое гнездо и на молодуху позарился «мужик» постарше и посильней. Я уверен, что вдвоём парочка того пришельца запросто б одолела. Но произошла измена. Изменщица спокойно со стороны наблюдала, как пришелец избивал её недавнего избранника, пока окончательно не изгнал его…
    «И чем же птицы отличаются от нас людей? – подумалось мне, -разве только тем, что измена у них происходит не тайно, по честному,? Дама честно и открыто выбирает сильнейшего? Значит птицы мудрее и честнее нас, как мы  о себе говорим, цивилизованных?  Похоже да.»
    Молодой строитель семьи больше в нашем дворе не показывается. Его избранница уже отложила в гнезде яйца,  и  с новым своим «мужем» поочерёдно  восседали на них положенное время.               


Рецензии