Термез, 25 декабря 1979 года. Афган 5

Термез, 25 декабря 1979 года.

Последние декабрьские деньки уходящего 1979 года установились в Термезе чудесные! Ночью было немного прохладно, три – четыре градуса мороза. А днём пустыню прогревало солнышко, до восьми – десяти градусов тепла!

О зиме и снеге от природы не было даже напоминания. Днём солнце пустыни хорошо согревало солдат. Они снимали свои длинные шинелки, и ходили в одних гимнастёрках, наслаждаясь тёплыми лучами узбекского солнца.

Было тепло. Долина Амударьи наполняла свежей речной влажностью чистый термезский воздух. Дышалось упоительно хорошо! И все мы начали немного успокаиваться от своего неопределённого военного положения, пытались расслабиться от нервного напряжения под ласковым солнцем.

Хозяйственные работы по благоустройству палаток и территории нашего военного городка в основном были закончены. И все мы были предоставлены сами себе, ожидая «особых распоряжений высшего командования СССР».

После утренней поверки, и вкусного завтрака все мы занимались личными делами. Кто чистил сапоги, кто подгонял амуницию, кто подрезал шинелки под свой  рост, кто просто лежал, отдыхая в палатке.
А кто-то из молодых туркмен даже сходили на «разведку» до понтонной переправы через Амударью, и были возвращены назад «погранцами», охранявшими советско-афганскую границу.   

Муштрой нас не мучили. Замполит капитан Леонид Бернштейн всех нас снабдил, откуда-то «внезапно» появившейся у него разной политической и религиозной литературой.
Из этой информационной литературы мы узнали: о краткой  истории Красной Армии, о басмаческом движении в республиках средней Азии, об истории ислама, о краткой истории, и этническом составе Афганистана.
Всё это было интересно напечатано в маленьких брошюрах, очень доходчивым литературным  языком, и многие из нас с удовольствием это читали.

Каждодневная хоть и вкусная, однообразная еда в исполнении нашего, - чудо - «ресторанного шеф-повара» Чары, кислый термезский хлеб!.. и ожидание «особого распоряжения командования», а больше всего, именно, - наше неопределённое военное положение, нервозно сказывались на нервно-психологическом состоянии бойцов батальона.

Всем нам уже изрядно надоело вынужденное безделье в безлюдной пустыни, и это гнетущее ожидание особого распоряжения командования.

Все мы уже хотели получить какую-то определённую информацию о нашем дальнейшем пребывании здесь в пустыне Кызылкум: пойдёт наш батальон в Афганистан, или не пойдёт? С какой целью? Какие задачи предстоит выполнять?
Всех наших бойцов мучили эти главные вопросы ближайшего будущего! Что нас ждёт впереди?

В экскурсионном посещении города Термеза, и прогулках по берегу Амударьи нам было отказано. Мы не должны были забывать, что находимся в пограничной зоне, а это требовало соблюдения определённых пограничных условий и правил: самовольно никуда не уходить, близко к границе не подходить.
О чём нас предупредили представители ближайшей погранзаставы в первый же день нашей дислокации в этой погранзоне.

И вот сегодня, 25 декабря 1979 года, ровно в 15 часов по местному времени, со стороны Термеза послышался гулкий рёв мощных дизелей военной техники. Мощный рёв двигателей приближался в нашу сторону. Вся природа, и мы все, солдаты рембата связи, замерли в ожидании чего-то предстоящего грозного.

Рядом с нашим военным городком, по накатанной пустынной дороге, в сторону понтонного моста через Амударью, на большой скорости в бессчётном количестве пронеслись: БМПэшки, БТРы на колёсном и гусеничном ходу, танки, самоходки…

Не успев высоко взлететь с ближайшего термезского военного аэродрома, с оглушающим рёвом двигателей, в сторону Афгана, пролетели над нами больше десятка серебристых истребителей МИГов.

Всё это было так неожиданно, что бойцы нашего батальона, не успевшие ещё после обеда помыть свою солдатскую посуду: котелки, кружки, ложки, бросили это занятие, и, кто с котелками, кто с кружками, мгновенно выстроились вдоль дороги смотреть наступающую технику.

Сколько, какой бронетехники пронеслось перед нами на максимальной скорости, сколько, каких самолётов низко, словно в «бреющем полёте», пролетели над нашими головами, посчитать никто из нас не догадался. Да, и профессиональных военных, подготовленных для этой цели среди нас, не было.
Массированное наступление действующей бронетехники советских войск, и нескольких лётных эскадрилий с термезского направления, длилось около часу. 

Все мы, как заворожённые, смотрели это, «реальное военное кино», пронёсшееся перед нами в пустыне, с гордостью и восхищением, чувствуя свою сопричастность!

В этот миг мы убедились, что наши «долгосрочные военные сборы, до особого распоряжения командования», - скоро начнутся! И это вызывало в нас дополнительную эмоциональную тревогу.
Как встретят нас по ту сторону границы наши "друзья", пожелавшие получить от нас какую-то Интернациональную помощь?
 23.01.2021г. С. Зверьков.


Рецензии