В детском саду


В  ДЕТСКИЙ  САД

А Лариса пойдёт гулять? – прозвучал в прихожей голос соседской девочки Наташи Григорьевой.
Здравствуй, Наташенька! А ты чего не в садике-то сегодня? – спросила бабушка.
Да! – отмахнулась девочка, - проспали.
Ну, пойдите погуляйте. Только не долго. Ветер на улице холодный, повернувшись ко мне, предупредила бабушка.
Хорошо! –  хором отозвались мы с Наташей.
На улице и в самом деле было зябко и неуютно.
А в саду у вас хорошо? – поинтересовалась я.
Да! Много ребятишек и игрушек. Там весело!
А я дома одна всё время. Родители на работе, бабушка тоже всё время занята. У меня даже и сестры нет, как у тебя.
И ты целыми днями сидишь одна?! Скучно же. А пошли к нам в садик! – предложила Наташа.
Как это?
Дорогу я знаю. Это недалеко. А воспитательницей у нас в группе работает Татьяна Петровна, которая с вами живёт. Она тебя точно не прогонит.
 Татьяна Петровна занимала одну комнату в нашем доме. В другой комнате спали мы с бабушкой, а третья служила залом и одновременно спальней для мамы с папой.
Наша Татьяна Петровна работает у вас воспитательницей?! – переспросила я, удивившись такому совпадению.
Ну, да! Пойдём! Вот она удивится-то!
Тогда пойдём!
И мы, взявшись за руки, отправились в детский сад. Оставив слева территорию маслозавода и спустившись с горы, мы остановились перед потоком неприятно пахнущей воды.
Это ручей! Он с маслозавода течёт. Пойдём! Там переход есть! – объясняла Наташа.
В одном месте в ручье с краю лежала резиновая покрышка от трактора, а с неё на другую сторону ручья были перекинуты две доски, рядом с одной возвышалась из воды куча камней. Наташа проворно шагнула на покрышку, с неё на одну доску, потом одной ногой прыгнула на камень, а затем на берег.
Давай! Не бойся! Не упадёшь! Да и неглубоко тут! Не утонешь!
Фу! Какая вонючая и жёлтая вода! – поморщилась я и вслед за подругой перебралась на другую сторону.
Мы подошли к нижней части села, где через несколько деревянных домиков находился тоже одноэтажный, но сложенный из белого кирпича, детский сад.
Татьяна Петровна очень удивилась нашему приходу, но сразу же впустила. Она ещё что-то там говорила, о чём-то спрашивала, но меня всё это совсем  не занимало. Глаза сразу разбежались от изобилия новых, разнообразных игрушек! А сколько ребят там оказалось! Так что на Татьяну Петровну обращать внимание было совершенно некогда! День пролетел незаметно. Когда всех детей разобрали родители, Татьяна Петровна и нас с Наташей повела домой. Заплаканная мама встретила нас на улице.
Вот. Сами пришли в сад и уходить ни за что не согласились! Понравилось! – объяснила Татьяна Петровна.
А я тут всё оббегала! Уж и думать не знаю что! Ты почему ушла без разрешения? – взволнованно спросила мама.
Хочу в садик ходить! – пробурчала я.
Вот, те на! В садик она хочет! Дома же лучше! – улыбнулась Татьяна Петровна.
Нет. Дома скучно, а там и ребята, и игрушки, - упорствовала я.
Придётся, видно, отдать в садик! – вздохнула мама.
Лучше отдать, наверное, а то сама ходить будет, - предложила Татьяна Петровна.
27.09.23

В саду мне нравилось: мы играли, пели, плясали, ходили на прогулку, лепили снеговика, играли в снежки, в ручеёк, в каравай, когда кто-то был именинник. До сих пор помню разученную в этом саду песенку:
«По малинку в сад пойдём, в сад пойдём, в сад пойдём!
Плясовую заведём, заведём, заведём!
Солнышко на дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка малинка!»
Казалось, так будет всегда, если бы….
В один прекрасный вечер, когда бабушка затопила в нашей комнате печку, а мама пришла с работы и села к огню погреться, я подбежала к маме и начала им с бабушкой что-то оживлённо рассказывать. И вдруг мама, прикоснувшись к моей голове, воскликнула:
Что это? Это же гниды! Моя дочь вшей в дом принесла!

Мы с бабушкой испуганно переглянулись. Я ещё не знала, что это такое, но уже чувствовала свою вину. А мама стала своими ногтями давить гнид у меня в волосах так, что они только пощёлкивали одна за другой. Затем она расстелила на полу белый плакат, поставила меня перед ним на колени и стала расчёсывать мои волосы частым гребнем. Выпало сразу несколько маленьких плоских насекомых, с несколькими лапками по бокам  продолговатого тела.

    - Полная голова вшей! Посмотри, какие лошадины! Это ты из садика принесла! Ужас какой! – сокрушалась мама.

    - Надо чем-то мыть голову…. Раньше керосином мыли, но нельзя же ребёнка им мыть! – беспокоилась бабушка.

    - Завтра спрошу в аптеке что-нибудь. А Лариску переведу в другой садик! Тут они по два человека в одном шкафчике раздеваются. Поняла? В этот садик больше не пойдёшь! – обратившись ко мне, строго сказала мама.

Утром я проснулась от бултыхания воды в ведре и хлюпания у маня под кроватью мокрой тряпки. Я любили поспать, и мне нравилось слушать сквозь сон, как бабушка моет пол.

    - Полежи ещё, пока подсохнет, - в садик сегодня не надо, - заметив, что я проснулась, предложила бабушка.

    -Тогда дай свою подушку, - я домик делать буду.
    - Подожди. Руки мокрые.

Она отжала тряпку, растряхнула её и бросила в коридоре под порогом. Потом принесла пахнущую уличной свежестью половичку и расстелили её на влажном полу, аккуратно расправляя и разглаживая.

А я тем временем сбила свою подушку, поставила её на попа, воображая стенку, а сверху накинула одеялом. Когда бабушка дала вторую подушку, - получилось уже две стены. 

    - Смотри! Смотри! Я в домике! – кричала я бабушке, высовывая голову из-под одеяла и тут же прячась обратно. Стены-подушки падали, и весь домик разваливался.

    - Ладно, хорошо. А теперь вставай и заправляй постель, а я приготовлю тебе завтрак.

Я сворачивала пополам одеяло, аккуратно накрывала его покрывалом, ровненько отгибая верхний край, устанавливала в изголовье пузатую от взбивания подушку и накрывала её тюлевой накидкой. Полюбовавшись на свою работу, бежала на кухню умываться и завтракать.

Через несколько дней мама повела меня в новый садик.


                                В детском саду

    -Лариса Рухлова и Лена Медведева сегодня дежурные! Остальные собираются на прогулку! – объявила воспитательница и повела детей в раздевалку.

Многоголосый детский гомон удалился за дверь, и помещение группы как-то сразу изменилось: замерли игрушки, разбросанные на ковре в углу; стало непривычно тихо, просторно и даже несколько пустынно.

    -Девочки, пойдёмте приберём игрушки, - позвала воспитательница.

Мы стали поднимать игрушки с ковра, разглядывая и показывая их друг другу.

    -Потом будете играть, а сейчас просто собирайте их с пола и кладите на место. Вот так. Побыстрее! Необязательно по порядку. Просто складывайте друг на друга, – учила воспитательница. - Вот, молодцы! А теперь надо расставить столы со стульчиками для обеда. Столик берите вдвоём. Ставьте вот сюда. Хорошо. Теперь носите стульчики, а я остальные столики размещу.

Мы с Леной старались вовсю, и вскоре всё было готово.

    -Всё! Мы всё сделали! Что дальше? – спросила я.

    -Пока принесут обед, давайте польём цветы. Идите к окну и обберите жёлтые листья, а я воду принесу, - предложила воспитательница.

Мы попытались выглянуть в окно, чтобы увидеть детей на прогулке, но подбородки едва дотягивались до подоконника, а уровень второго этажа не позволял ничего разглядеть внизу. Балконная дверь, выходящая на пожарную лестницу, так же до уровня подоконников была деревянной.   

На окне стояли две герани и ещё какой-то цветок. На одной герани мы оборвали два сухих листа, а на другой….

   -Ой, смотри, какие красивые листики! – восхищённо сказала Лена.

    -Ой! Правда! Узорчатые какие! Разноцветные! – поддержала я её восхищение.

Два листа герани оставались ещё зелёными посередине, края же словно окаймляла ажурная оборка яркого жёлтого и красного цвета.

Подошла воспитательница с кружкой воды:

    -Ну что? Все жёлтые листья оборвали?

    -И сухие оборвали, и жёлтые, а вот с этими что делать? Смотрите, какие они красивые!

    -Красивые, но они уже негодные, и скоро тоже пожелтеют и засохнут.
И она оборвала эти листики и всё выбросила. На мгновение мы с Леной огорчились, но тут же успокоились и побежали накрывать на столы, ибо принесли баки с обедом.

После обеда снова убирали столы со стульями и готовились к сон часу. Наш детский сад был самым новым и хорошим для 1966 года, но там для каждой группы был предназначен лишь один зал в южной части здания, в котором и играли, и танцевали, и рисовали, и ели, и спали. Северную часть делилась на комнаты-отсеки, где размещалась раздаточная от кухни, туалетная комната, служебное помещение и кладовка с постельными принадлежностями и деревянными раскладушками, на которых мы спали в сон час. Сначала расставляли раскладушки посреди зала, а потом воспитательница называла фамилию того, кому принадлежала постель и мы по очереди подбегали и забирали в охапку свою постель, завёрнутую в матрас, и тащили на раскладушку.


В этот день, вернувшись из садика домой, я вышла погулять возле дома. С соседской девочкой, жившей через дом от нас, по улице Космонавтов - 10, Таней Филипповой, мы сидели около забора на бабушкиной лавочке. Вдруг к нам подошла девочка из младшей группы, которая жила где-то недалеко по улице Пичугина. Рядом с ней стояла её старшая сестра.
Вот эта! – сказала она своей сестре, ткнув пальцем в меня.
Я недоумевающе смотрела то на одну, то на другую. Сестра подошла ко мне с угрожающим видом.
Вы чего? – испуганно спросила я.
Ты зачем мою сестрёнку обижала сегодня на прогулке? – спросил она сурово.
Я её не обижала!
А она говорит, что обижала! Точно эта? – обернулась она к сестрёнке. Та нерешительно кивнула.
Да я даже на прогулку-то сегодня не ходила! Я в группе была дежурной! Спросите хоть у кого! Хоть у воспитательницы.
Да? Хм. Ну тогда ладно. Пошли отсюда, - сказала она сестрёнке и увела её за руку.
Ты в самом деле дежурила сегодня в группе и не обижала эту малышку? – недоверчиво переспросила Таня.
Да! Конечно! Не веришь, спроси у воспитательницы. Мы дежурили вместе с Леной Медведевой. И вообще: я маленьких не обижаю, - добавила я обиженно.
Ладно. Я тебе верю.
С чего эта девчонка такое взяла? И сестру сразу привела разбираться! А если бы я не дежурила сегодня?! Как тогда оправдаться!? – продолжала негодовать я.
Успокойся. Разобрались же уже. Я знаю эту старшую девочку и поговорю с ней потом, чтобы она не очень-то слушала свою младшую сестрёнку.
Хорошо.
Какая же хорошая эта Таня Филиппова. И мудрая.


            


Рецензии