Порнографический театр

Блудница Вавилонская

Мы сказали выше, что представления первых веков нашей эры носили порнографический характер, против чего и восставали святые отцы церкви. Но вполне резонно спросить, если и сейчас мы не можем квалифицированно отличить эротику от порнографии, как это можно с уверенностью утверждать о театре начала нашей эры. И было ли тогда само понятие “порнография”? Оказывается, было, именно тогда оно и вошло в жизнь. Это греческое слово скрыто в русском переводе. Иоанн Златоуст, говоря о театре, постоянно употребляет его. Об актрисах он говорит как “о блудницах”, которые дают “развратные представления”. Театры “полны блуда и прелюбодеяния”, там можно “слушать блудных женщин”, ... “речи блудных женщин”, где “развратные речи”, “блудные песни”, “обольщения блудниц”, “любострастный голос”. Там дают “драмы прелюбодеяния”, в которых показываются “прелюбодеяния богов ... их явные студодеяния”, которые стыдно было бы смотреть, даже если бы их совершали скоты (15 348). Там зрители “имеют связь... с блудницей... пожеланием” и на пиры тоже “приводят блудниц”, они “блудодействуют там”. “Где сидят, пригвоздившись глазами к бесчестным женщинам”. Любители смотреть “развратные представления” ... “растлевают свое сердце”. Это “сатанинское позорище”, на котором “обольщение таково, что отраву душ принимают даже с удовольствием”.
Так вот, все эти слова, - “разврат”, “блуд”, “растление”, определяющие театральные представления, в греческом языке имеют один корень - порно. По-гречески “;;;;;” (порно), - шлюха, проститутка, блудница. То есть сам Златоуст определил жанр современного ему театра, как порнографический. Там давали порнографические драмы, с показом всевозможных извращений. Употребляет он и другие, и без перевода известные нам слова, например, “;;;;;;;” - (парвеню), что, значит, вести развратную жизнь (во французском языке, - выскочка, дурной, порочный). И “;;;;;;” - развратник, блудник.
То есть, иными словами, театр и зрелища в первые века христианства были порнографическими, там играли порно актрисы, обольщали порно речами, порно словами, порно голосами, порно песнями, показывали сатанинское порно, порнография входила в сердца и души, зрители принимали порнографию с радостью и удовольствием.
Растление - вот что несут эти зрелища народу. Сначала обольщают, потом растлевают. Так что, возвращаясь с представления, человек уже полон похоти и прелюбодейства.
В эпоху Иоанна Златоуста, как впрочем, и для христиан всех эпох, “порно” имеет и апокалиптический смысл. “Порно” - символ апокалипсиса, знак приближения конца мира. В Откровении Иоанна Богослова употреблено именно это слово, как знак, по которому узнают, что настали последние времена пришествия антихриста. В семнадцатой главе Иоанн описывает великую блудницу, сидящую на звере. Он называет ее имя: “;;;;;; ;;; ;;;;;;;” - великая блудница (Откр. 17. 1.). Дословно можно сказать - мега блудница. Вот где встречается это слово - “порно”. Прочитаем эту главу дальше и нам многое станет понятно.
Как она была разнаряжена! “И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотами блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным” (Откр. 17. 4.). Порфира, багряница - царские одежды. Значит, она вхожа во дворцы подобно царицам. Не напрасно святые отцы так обличали накрашенных, “с неприличием и бесстыдством” разодетых женщин, которые водят за собой “бесстыдников” (парвеню). “Да погибнет тот, кто первый начал раскрашивать Божию тварь. Потому что он первый примешал к краскам бесстыдство, как иногда бесстыдные скоморохи, не достойные имени мужей, выставляют наружу изображение сокрытого внутри безобразия...”, - теперь понятно, откуда такой обличительный накал у Григория Богослова. Подобное описание уже было в Апокалипсисе, и в каком ужасном контексте, а теперь оно узнается в жизни. Вот почему у отцов церкви так часто встречаются обличения, вроде бы невинных румян, притираний. Но это никак не относится к театру и театральному гриму. Это относится к нравственности.
По сути, имя этой самой жене, блуднице - “порно”. Но расшифровывается оно как “тайна, Вавилон...” и т.д. потому что это духовная сущность. Тайновидцу был открыт суд “над великою блудницей, сидящей на водах многих”. Как потом объясняется, воды - это “люди и народы, племена и языки” (Откр. 17. 15). “С нею блудодействовали все цари земные и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле”. Очень похоже на порнографические (или то же самое - эротические) зрелища, которым упиваются живущие  на земле. Зрелища дозволены государством, поэтому “все цари земные блудодействовали с ней”. Блудодейство царское не простое, этот блуд заключался в попустительстве растления собственного народа. Они разрешали блуду входить и в города, и в собственные дворцы.
А вот и описание суда над блудницей: “После этого я увидел Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким гласом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой отвратительной и нечистой птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее”. (Откр. 18. 1 - 3). Эта блудница одновременно и Вавилон, чтобы не думали, будто это какая-то реальная женщина. Это сама порнография, шествующая начиная от Вавилона, по всем городам и весям.
То, что от нее разбогатели купцы земные, вполне понятно, порнография дает самый большой доход. Статистика современной Москвы говорит, что незаконная порнография ежемесячно приносит у нас доход в миллион долларов.
Порнографию, конечно, не следует понимать, как только эксплуатацию обнаженного женского тела. Это само растление, его бесконечно разнообразные виды и жанры. Это духовная сущность, и физическое сочетание с этой “блудницей” даже и невозможно, тут совокупление происходит мысленно, “пожеланием”, как говорил Златоуст. Так сочетаются и с театральным образом. Победить эту блудницу - порнографию, можно только духовно, только ангел может справиться с ней. Законодательство здесь бессильно. Это не значит, что его нельзя использовать. Но воздействовать на сердце человеческое закон не может. А блудодействуют именно в сердце. “Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем” (Мф. 5. 28.)- говорит Христос. И опять здесь не случайно “смотрит”, ведь можно было бы сказать - думает, мечтает, помышляет. Он смотрит, делая себе “смотрилище”, зрелище, и зрелище это “исполнено сатанинской силы”, как убеждает нас Златоуст. Образ, а с ним и блудница, входят в сердце через глаза.
Этому надлежит быть, это есть, но это не значит, что бессильна, напрасна и проповедь Златоуста. Ведь все: цари, и купцы, и народы участвовали в блудодеяниях ее, но народ Божий не участвовал. “И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее. Ибо грехи ее дошли до неба и Бог воспомянул неправды ее” (Откр. 18. 4 - 5).
Так что не напрасно говорил Иоанн Златоуст, не напрасно землетрясения потрясали Царьград, как бы вторя словесным громам обличителя блудницы, не напрасно сильные мира сего ополчились на пастыря Божия, который “от небес приял Божественную благодать”. Он был устами описанного ангела, говорившими не ангельскими, а понятными для людей словами. И народ Божий, слушал его, а не “блудные речи”, “народ Мой” не участвовал в “грехах ее”.
Какие же последствия для человека от порнографии, от духовного растления? И тогда, во времена Иоанна Златоуста спрашивали об этом. И уже тогда, когда не было еще точных научных методов исследования, не существовала социология, были даны исчерпывающие ответы. Люди развращались. При этом сами не замечали этого, не понимали, что с ними происходит.
“Можно ли стерпеть, можно ли снести? даже и самого дня не постыдились, в который совершились знамения спасения рода нашего... оставив церковь, и жертву духовную, и собрание братии, и, забыв важность поста, отдался в плен дьяволу и повлекся на зрелище. - Так пламенно начинает Златоуст очередную проповедь о вреде зрелищ. - ...Старцы посрамили свои седины, юноши подвергли опасности свою юность, отцы привели туда своих детей, ввергая их, в самом начале невинного возраста, в пропасть нечестия, так что не погрешил бы тот, кто называл бы их не отцами, а детоубийцами, нечестием погубляющими души рожденных ими. Какое же, скажешь, здесь нечестие? И потому я и скорблю, что ты, находясь в болезни, не чувствуешь, что ты болен, и не ищешь врача, ты исполнен прелюбодеяния, и спрашиваешь: какое нечестие? Или ты не слышал слов Христовых: “кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф. 5, 28). А что, если я, скажешь, буду смотреть не “с вожделением”? Но как ты можешь убедить меня в этом? Кто не воздерживается от того, чтобы смотреть, но прилагает к этому такое усердие, тот как может после созерцания остаться чистым? Разве тело твое камень? разве оно железо? ты облечен плотью человеческою, которая скорее соломы воспламеняется от похоти” (39 103 Из слов против зрелищ, 278).
Дальше следует уже знакомое по другим беседам описание зрелища. Приведем его: “...сидя наверху, где столько побуждений к нескромности, видя блудную женщину, выходящую с обнаженной головою, с великим бесстыдством, одетую в золотые одежды, делающую важные и обольстительные движения, поющую блудные песни и развратные стихотворения, произносящую срамные слова и совершающую такие непристойности, какие ты, зритель, представляя в уме своем, потупляешь взоры, как смеешь говорить, что ты не испытываешь ничего человеческого...” (там же)?
Вот это зрелище предстало перед нашими глазами, так, слово мы побывали на нем. Хотя и без подробностей. Подробности подобного рода зрелищ, впрочем, нам хорошо известны. Это довольно точное описание выступления какой-то современной порно-звезды, поп - или рок-идола. Это кумир, обезумевших от зрелищ людей. Один из тех кумиров, которые говорят о себе, подобно одной из современных рок-групп, что они популярнее Христа. Современные секты, не будем называть их христианскими, любые секты, именно устройство подобных зрелищ, положили в основу своих “богослужений”. Они применяют самые новейшие PR-технологии. Эти приманки шоу бизнеса, таковы, что блудницы и в президентских выборах участвуют. Какие же последствия от такого зрелища усматривает святитель?
“...И хотя ты и не имел совокупления с блудницей, но имел с нею связь пожеланием, сделал грех волею. И когда окончится зрелище, когда она (порно-блудница Л.А.) уже уйдет, в душе твоей останется ее образ, слова, одежды, взгляды, походка, стройность, прелюбодейные члены... Не отсюда ли беспорядки в доме? Не отсюда ли гибель целомудрия? Не отсюда ли расторжение браков? Не отсюда ли брани и ссоры? Не отсюда ли бесчисленные неприятности? - Не однажды в своих проповедях он рисует эти картины разложения семьи. - Не отсюда ли развращение жизни, расторжение брачных союзов, брани и ссоры в семействах? (44 т.4, Три беседы о Давиде и Сауле, беседа III, 855). Зрелище расстраивает внутренний мир человека, делает его страстным и похотливым. “Распалившись на зрелищах похотью, и пленившись чужим обольстительным лицем, ты отвращаешься от целомудренной и скромной жены, подруги всей твоей жизни, оскорбляешь ее, осыпаешь тысячью упреков ... безумно ищешь повода к ссоре, с отвращением смотришь на всех домашних, предавшись совершенно в плен нечистой похоти ... и нося в душе запавшее в нее звук голоса, поступь взгляд, движения и все образы блудные... И что говорю о жене и доме? На саму церковь будешь смотреть не так приятно... и слова о целомудрии и чистоте будешь слушать с неудовольствием. Слова эти будут для тебя не поучением, а осуждением” (там же). И человек постепенно совсем отстает от церкви.
И в другой проповеди он рисует схожую картину. “Возвращающийся со зрелища с неудовольствием смотрит на жену, жестоко обращается со слугами, гневается на детей, бывает недоволен всеми” (40 Беседа XLII на Деяния апостольские, 201). И вот вывод, даже выделим его курсивом "Много зла причиняют городам зрелища, зла великого, мы даже и не можем представить, сколь великого” (там же).
Златоуст рисует впечатляющую картину разложения общества. Так шествует “великая блудница”, по городам, государствам, заходя в каждый дом, и внося разврат, развал, разложение. Добавим к этому, что кроме разводов, ссор, разрушения семей, увеличивается количество абортов, уничтожается институт семьи, учреждается сексуальное или половое партнерство. Контрацептивы становятся спутниками всей жизни. Растление общества несет распространение извращений, граждане начинают совокупляться противоестественно. А зрелища, где пропагандируется подобный образ жизни, распространяются с помощью кино и телевидения, миллионными тиражами, мало того, подобные зрелища получают высшую оценку ценителей, - различные престижные премии. А правители государств почитают за честь встретиться с такими блудницами, ибо такие встречи поднимают их рейтинг.
“Причина этого в том, - продолжает Златоуст, - что ты возвращаешься домой не один, а приводишь с собою блудницу, входящую не явно и открыто, - что было бы сноснее, ибо жена тотчас бы выгнала ее, - но сидящую в твоей душе и сознании, и воспламеняющую внутри тебя вавилонский, и даже гораздо сильнейший пламень. Ибо пищею этого пламени служит не хворост, нефть и смола, но вышесказанное, и все у тебя приходит в беспорядок. Как больные горячкою, не имея никакой причины обвинять прислуживающих им, по дурному влиянию болезни бывают недовольны всеми, отталкивают пищу, оскорбляют врачей, гневаются на домашних и обижают служащих, так точно и одержимые этою тяжкою болезнью беспокоятся и негодуют, постоянно представляя себе ту блудницу” (там же).
Блудница, проникшая во внутренний мир, воспламеняет там вавилонский пламень. Имеется в виду пламень пещи, в который были ввержены три неопалимых отрока. Вкусив порнографических зрелищ, человек вновь влечется на них.  Возникает, как мы сейчас говорим - зависимость. Вот как ее описывает Златоуст: “О, тяжкие дела! Волк, лев, и прочие звери, быв ранены стрелою, убегают от охотника, а человек, одаренный разумом, получив рану, стремится к той, которая ранила его, чтобы получить еще жесточайшую рану, и находит удовольствие в этой ране; это прискорбнее всего и производит неизлечимую болезнь. Ибо кто не ненавидит своей раны и не хочет избавиться от неё, тот не станет искать врача. Потому я и скорблю, и терзаюсь, что вы приходите оттуда, получив такую заразу, и за малое удовольствие навлекаете на себя непрестанное мучение. Подлинно, еще прежде геенны, вы уже здесь подвергаете себя крайнему наказанию. Не крайнее ли, скажите мне, мучение - питать такую похоть, постоянно воспламеняться и везде носить с собою огонь непотребной любви и угрызений совести...” (там же, 279)?
Некоторые говорят, что подобной зависимости не существует, или они сами ей не подвержены. Тогда посоветуем проделать над собой такой опыт. Несколько дней попробуйте не включать телевизора. Посмотрите, что будет.
Иоанн Златоуст знал, что победить эту блудницу нелегко, и применял крайние меры – отлучал любителей зрелищ от церкви. Поскольку чтение Иоанна Златоуста еще не стало любимым занятием читателей, как это было всегда на Руси, и теперь от церкви не отлучают, то приведем финальную часть беседы, где Златоуст отлучает от церкви.
“Посему я предупреждаю и объявляю громким голосом: если кто после этого увещания и наставления пойдет на нечестивые и гибельные зрелища, того я не впущу внутрь этой ограды, не сделаю причастником таинств, не позволю ему прикоснуться к священной трапезе, но как пастыри отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространялась и на прочих, так точно поступлю и я....  В начале я употреблял увещание и совет, а теперь, после такого увещания и наставления, необходимо, наконец, прибегнуть и к отсечению. Ибо, хотя я и не имею железа, но имею слово острейшее железа, хотя я и не ношу огня, но есть у меня учение пламеннейше огня и могущее жечь сильнее...” (там же, 280).
Так христианство оставалось и остается солью в этом мире, предохраняя его от полного и быстрейшего разложения. Христианское слово острее скальпеля, вырезает грех из самой души и прижигает рану более пламенным, чем сам огонь, - словом. Никакая религия, никакая философия и, никакие государственные законы не боролись с развратом более последовательно и непримиримо, чем христианство.


Рецензии