Суперсекретная операция ЦРУ

В августе 1971 года началась моя служба в качестве начальника медицинской службы на Тихоокеанском флоте. Лодка, в состав которой я был включен, завершала капитальный ремонт и модернизацию во Владивостоке, в 178  военном заводе.  Кроме неё, в разных стадиях ремонта находились другие дизель-электрические субмарины, на время ремонта приписанные в 4-ую бригаду 6-й эскадры КТОФ.

На время ремонта экипажи подводных лодок сокращаются, кто-то из офицеров уходит в отпуска, поэтому в эскадре был дефицит врачей.  Поэтому нам приходилось выходить в море на чужих подводных лодках.  И однажды меня послали в море на подводной лодке 629-А проекта, которая завершала заводские испытания.

Подводная лодка проекта 629-А. Предельная глубина погружения - 300 м. Вооружение - 3 баллистические ракеты Р-21, торпеды с ядерными БЧ. Автономность -70 суток. Экипаж - 90 чел.

Как известно, в армии и на флоте уделяют большое внимание физической подготовке личного состава. Был спортивный зал на береговой базе 4-й бригады, в котором я вместе с другими офицерами играл в волейбол. Одним из офицеров, занимающихся в спортзале, был командир подводной лодки, той самой,  на которой я должен был выйти в море. Высокий капитан 1 ранга в прошлом был игроком сборной КТОФ, и ему понравилась моя игра во время тренировок, мы часто играли с ним в одной команде и обычно выигрывали. Поэтому, когда он увидел меня, поднимающегося на мостик высокой рубки подводной лодки, тепло со мной поздоровался.

На дизель-электрических подводных лодках условия обитания неважные, если не сказать больше. Так, на лодке 613 проекта рабочее место врача и его спальное место находится в офицерской кают-компании. На моей родной, 611 проекта, у меня была своя койка в каюте на 4-х офицеров. Правда, вести прием больных надо было в кают-компании.  А вот на лодках 629 проекта у доктора была своя каюта, где было 2 спальных места. Одно для доктора, второе для инфекционного больного. Естественно, инфекционный больной мог появиться только в автономном плавании, а во время заводских испытаний таких матросов или офицеров оставляли на берегу.  Поэтому в этом походе моим соседом по каюте был помощник командира, капитан 3 ранга.

Мы плавали несколько дней, и нашли общий язык с соседом по каюте.  Для меня, салаги, все было внове, поэтому я, открыв рот, слушал размышления старшего товарища.  Именно тогда я узнал о гибели такой же подводной лодки, как наша, «К-129», три года назад во время «автономки», или официально – боевого дежурства», в водах Тихого океана. То, что лодка погибла, не вызывало сомнений, но при каких обстоятельствах и где точно, никто сказать не мог.

Курс беды

...Под покровом темноты ранним утром 24 февраля 1968 года дизель-электрическая подводная лодка "К-129", бортовой номер “574”, покинула бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам.

8 марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не подала сигнал о проходе контрольного рубежа. Слабая надежда, что лодка дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла через две недели. Началась по-настоящему крупная поисковая операция. На протяжении 70 дней три десятка кораблей Тихоокеанского флота обследовали весь маршрут «К-129» на протяжении от Камчатки до Гавайев. На всем пути брались пробы воды на радиоактивность (на борту подлодки было атомное оружие). Увы, лодка канула в неизвестность.

Осенью 1968 года родным пропавших без вести моряков из экипажа «К-129» по городам Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе "причина смерти" значилось: "признать умершим". Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР скрыло от всего мира, тихо исключив «К-129» из состава ВМФ.
Единственный, кто помнил про погибшую лодку, было Центральное Разведывательное Управление США.

Аврал

Атомная подводная лодка "Barb" (SSN-596) несла дежурство в Японском море, когда случилось нечто неожиданное. В море вышел большой отряд советских кораблей и подводных лодок. Удивление вызывало то, что сонары кораблей ВМФ СССР, в том числе подлодок, постоянно «работали» в активном режиме. Вскоре стало ясно, что русские ищут вовсе не американскую лодку. Их корабли быстро смещались к востоку, заполняя радиоэфир многочисленными сообщениями. Командир USS "Barb" доложил командованию о случившемся и высказал предположение, что, судя по характеру «мероприятия», русские ищут свою затонувшую лодку.

Специалисты ВМС США принялись прослушивать километры магнитофонных записей, полученных с донных акустических станций системы SOSUS. В какофонии звуков океана им удалось найти фрагмент, где был зафиксирован «хлопок». Сигнал поступил с донной станции, установленной на возвышении Императорских Гор (участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 миль от предполагаемого места катастрофы. Учитывая точность пеленгования SOSUS в 5-10°, положение «К-129» было определено в виде «пятна» размером в 30 миль. Советская подлодка затонула в 600 милях к северо-западу от о. Мидуэй (Гавайский архипелаг), посреди океанской впадины на глубине 5000 метров.

Решение

Официальный отказ правительства СССР от затонувшей "К-129" привел к тому, что она стала «бесхозным имуществом», таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем. Поэтому в начале 1969 г. в ЦРУ начались дискуссии о возможности подъема ценного оборудования с советской подлодки со дна Тихого океана. Американцев интересовало буквально все: конструкция подлодки, механизмы и инструменты, сонары, документы. Особый соблазн вызывала мысль проникнуть в радиосвязь ВМФ СССР, «расколоть» шифры радиообмена. Если удастся извлечь аппаратуру радиосвязи, можно с помощью ЭВМ вскрыть алгоритмы кодировки информации, понять ключевые законы разработки шифров СССР, т.е. вскрыть всю систему развертывания и управления Военно-Морским Флотом Советского Союза. Не меньший интерес представляло ядерное оружие на борту лодки: особенности конструкции МБР Р-21 и боевых частей торпед.

К июлю 1969 был готов четкий план на несколько лет вперед, и работа закипела. Учитывая огромную глубину, на которой затонула "К-129", успех операции оценивался в 10%.

Миссия Хэлибат

Для начала нужно было установить точное местонахождение «К-129» и оценить ее состояние. Этим занялась атомная подлодка для специальных операций USS "Halibut" (Палтус). Бывший ракетоносец был основательно модернизирован и насыщен "под завязку" океанологическим оборудованием: боковыми подруливающими устройствами, якорным устройством с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазной камерой, дальним и ближним боковыми сонарами, а также глубоководным буксируемым модулем «Fish», оснащенным фото-, видео-оборудованием и мощными прожекторами.

Когда «Хэлибат» оказалась в расчетной точке, потянулись дни напряженной работы. Каждые шесть дней поднимали глубоководный аппарат, чтобы перезарядить в фотокамерах пленку. Тогда в бешеном темпе работала фотолаборатория (камера делала 24 кадра в секунду). И вот однажды на стол лег снимок с четко очерченным пером руля подводной лодки. «К-129» легла на дно океана, по неофициальным сведениям, в точке 38°5' с.ш. и 178°57' в. д. (по другим данным - 40°6' с. ш. и 179°57' в. д.) на глубине 16 500 футов. Точные координаты местонахождения "К-129" до сих пор являются государственным секретом США. После обнаружения «К-129», «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи снимков советской субмарины.

Первоначально планировалось с помощью телеуправляемых подводных аппаратов вскрыть корпус «К-129» и извлечь нужные американским спецслужбам материалы с борта субмарины без подъема самой лодки. Но в ходе миссии «Хэлибат» было установлено, что корпус «К-129» разломлен на несколько крупных фрагментов, что давало возможность поднять целиком интересные для разведчиков отсеки с пятикилометровой глубины. Было видно, что кормовая часть лодки, начиная с 4-го отсека, лежит примерно в ста метрах от носовой.

Особую ценность представляла носовая часть «К-129» длиной 138 футов (42 метра). Как предполагали американцы, именно во 2-м отсеке можно было в каюте командира лодки обнаружить секретные документы, включая шифры для передач по радио. ЦРУ и ВМС обратились за финансовой поддержкой в конгресс, конгресс - к президенту Никсону, и проект AZORIAN стал реальностью.

История Гломар Эксплорер

Летом 1974 года огромный и очень необычный корабль Hughes Glomar Explorer отплыл из порта Лонг-Бич в Калифорнии. Экспедицию спонсировали госдепартамент США, ЦРУ и эксцентричный миллиардер, авантюрист, затворник и изобретатель Говард Хьюз.

Стоимость проекта, за который взялся Хьюз, превышала 500 миллионов долларов - по тогдашнему курсу доллара стоимость остается беспрецедентной и являлась тогда  эквивалентном постройке и оснащению двух авианосцев или запуску миссии «Аполлон» на Луну. Странный корабль, оснащение которого позволяло бурить самую твердую породу и поднимать со дна тяжелые объекты, строился несколько лет и наконец направился в сердце Тихого океана. Пресса утверждала, что экспедиция откроет новую эру в истории добычи подводных минералов.

Судно, оснащенное самой большой в мире буровой установкой, действительно было построено так, что через толщу воды его оборудование могло подобраться к источнику невероятных богатств, лежащих на дне океана. Это был самый смелый, самый дерзкий и самый дорогой шаг в истории человечества в его давней мечте об открытии новых рубежей в горнодобывающей промышленности - когда некие ценные металлы будут извлекаться из пород морского дна.

Фантастический проект потребовал специальных технических решений. В апреле 1971 г. на верфи Shipbuilding Dry Dock Со. (Пенсильвания, Восточное побережье США) было заложено судно MV Hughes Glomar Explorer. Исполин, полным водоизмещением 50.000 тонн, представлял собой однопалубное судно с «центральной прорезью», над которой размещалась гигантская А-образная вышка, кормовым расположением машинного отделения, носовой двухъярусной и кормовой четырёхъярусной надстройками.

Почти треть судна занимал «Лунный бассейн» размерами 60, 65 х 22, 5 х 19, 8 м, который служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки. Заполненный водой, он выглядел, как гигантский плавательный бассейн, если не считать краны на каждом углу. Снизу бассейн закрывался створками с резиновыми уплотнителями.

Один из мифов о проекте «Азориан» - «К-129» разломилась при подъеме, и большая часть упала на дно - опровергается несоответствием размеров «Лунного бассейна» (длина 60 метров) и длины корпуса «К-129» (длина по КВЛ - 99 метров). Уже изначально было запланировано, что будет поднята только часть субмарины.

По диаметральной плоскости , в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи. Они напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение наблюдателей этого странного судна, что им на первых порах удалось. Так, 11 мая 1975 г. в журнале «Парад» была помещена фотография судна "MV Hughes Glomar Explorer" с утверждением, что эти колонны опираются на дно. Позже анализ зарубежных публикаций позволил советским специалистам определить их истинное назначение.

Контракт на проектирование судна ЦРУ заключило с компанией Hughes Tool Со. Выбор этой фирмы был не случаен. Именно ее глава Говард Хьюз, миллиардер и авантюрист, лучше всех подходил для роли главного организатора и творца этой амбициозной затеи. Именно у Хьюза были созданы первые лазеры, а затем первые американские искусственные спутники. Системы наведения ракет, трехмерные радары - все это производили компании Хьюза. В 1965-1975 гг. контракты с МО США только компании Hughes Aircraft составляли 6 млрд. долл.

В это же время, на верфях National Steel Shipbuilding Corp. в Сан-Диего (Калифорния, Зап. Побережье США) строилась баржа НМВ-1 (Hughes Marine Barge) и глубоководный захват Clementine. Подобное рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции. Даже инженеры, напрямую задействованные в проекте, по отдельности не могли понять назначение этих устройств (корабля, захвата и баржи).

После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000-мильный круиз в обход м. Горн (пройти по Панамскому каналу судно не могло из-за большой ширины), и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, вдали от любопытных глаз, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом.

Баржу медленно погрузили и зафиксировали на глубине 30 м, над ней встал «Гломар Эксплорер»; створки его центрального разъема раздвинули и две колонны опустили в воду; в это время крыша баржи открылась, и колонны, как китайские палочки при еде, переместили "Клементину" внутрь судна - в «Лунный бассейн». Как только захват попал на борт корабля, были закрыты массивные подводные створки и откачана вода из внутреннего бассейна. После этого на судне началась огромная, невидимая для постороннего глаза, работа по монтажу захвата, присоединения всех кабелей, шлангов и датчиков.

Клементина

Холодное лето 1974 года, впадина севернее острова Гуам в западной части Тихого океана. Глубина 5000 метров...Каждые 3 минуты краном подается секция длиной 18,2 м. Всего таких секций 300, каждая прочна, как ствол орудия.

Опускание и подъем глубоководного захвата «Клементина» происходят с помощью трубной колонны - подъемной трубы, длиной 5 километров. Каждая секция трубы имеет коническую нарезку, секции тщательно вворачивается друг в друга, пазы обеспечивают надежное запирание всей конструкции.

Hughes Glomar Explorer был построен с использованием гениальных устройств - как будто прямо из фильма о Бонде. В корпусе корабля были огромные двери, которые можно было распахивать, создавая «лунный бассейн», подводное отверстие, достаточно большое, чтобы вместить огромные глыбы твердого грунта, вполне мог вместить советскую подлодку и спрятать ее. Внутри корабля была спрятана «машина захвата», у которой был гигантский набор когтей, чтобы захватить субмарину на дне и поднять ее.

ЦРУ понадобилось 6 лет, чтобы подготовиться к этой операцией, степень успеха которой даже самые оптимистичные аналитики ЦРУ определяли как не превышающую 10 процентов. Стоило ли вообще браться, если это была единственная цель проекта? Да, советская подлодка имела на борту 3 ракеты с ядерными боеголовками (которые, кстати, американцы так и не подняли и, как оказалось, и не стремились к этому). Да разве можно было удивить американцев, которые первыми создали ядерное оружие - тремя стандартными боеголовками? Секретные документы, возможно, искали? Да, все это было. Но это едва ли объясняет масштаб проекта.

Операция связанная с подъемом К-129 была в техническом плане очень сложной, уникальной и опасной. Работы длились 40 суток. Во время подъема поднять удалось только одну, состоявшую из первого, второго и части третьего отсеков. Но американцы ликовали - их цели были достигнуты. Для кормовой части в «лунном бассейне» места не было.  Правда, американцы не знали, что в каюте командира лодки нет и секретных документов. Командир лодки Кобзарь был очень высокого роста, и во время ремонта удлинил свою каюту, а  шифровальщику (так называемому «специально подготовленному специалисту»), рабочее место вместе с сейфом было выделено в четвертом отсеке.

За действиями «Гломар Эксплорер» с интересом наблюдали советские моряки. Сама цель операции для них не ясна, но факт проведения глубоководных работ посередине Тихого океана вызывал у командования ВМФ СССР подозрение.

Находившиеся неподалеку корабль измерительного комплекса «Чажма» и спасательный буксир СБ-10 доставили янки немало хлопот. Из опасений , что русские возьмут «Гломар Эксплорер» штурмом, пришлось завалить ящиками вертолетную площадку и поднять на ноги весь экипаж. Тревожные данные поступили из «Лунного бассейна» - обломки лодки радиоактивны, очевидно разрушился один из ядерных зарядов.

«Клементина» с частями «К-129» поднимается на борт судна, «Гломар Эксплорер» уходит со своей добычей на Гавайи...

Некоторые события, имеющие отношение к проекту

В октябре 1992 г. Директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Б. Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел 6 советских подводников из экипажа «К-129». Троих из них: торпедиста матроса В. Костюшко, старшего гидроакустика матроса В. Лохова и старшего торпедиста матроса В. Носачева удалось опознать по документам. Тела всех шестерых поместили в контейнер (останки были радиоактивны). Затем с соблюдением советского военно-морского ритуала погребения, 4 сентября 1974 года, под молитву капеллана на русском и английском языке и под гимны СССР и США, контейнер опустили в океан. К чести янки, церемония была проведена искренне и с уважением к советским морякам.

«Гломар Эксплорер» продолжает поиски в глубинах Мирового Океана. В настоящее время уникальный корабль, зафрахтованый Marathon Oil утюжит дно около Индонезии.

В конечном итоге, США получили серьезный козырь в Холодной Войне, а проект «Азориан» стал выдающимся достижением морской инженерии ХХ века.

Выйдя из порта судно прямиком направлялось к месту гибели советской подлодки, о котором, напоминаю, знали только американцы. Это был, по признанию как российских, так и историков ЦРУ, самый масштабный обман времен холодной войны, и одновременно - самый дорогостоящий проект за долгую и дорогостоящую историю ЦРУ. Давайте попробуем посмотреть внимательнее на рассекреченные недавно (согласно закону о гласности в США) материалы этой экспедиции и установить - преследовала ли эта экспедиция одну, или же более целей?

Сегодня, когда пропагандистские акценты сместились, ударение естественным образом делается на то, что все разговоры о добыче необычайных минералов, которые так возбудили тогда американскую общественность и даже сильно повлияли на состояние рынка - являлись чистой ложью. Сегодня говорится, что все интервью Ховарда Хьюза о грядущей новой эре в технологии (которую откроет экспедиция) - были чистейшей воды выдумками и служили дымовой завесой, скрывающей главную цель операции - попытку поднять со дна советскую подлодку. Но когда мы (в следующей публикации) познакомимся с Хьюзом поближе, мы поймем, что в его словах лукавства не было - его интересовали минералы, а не подлодка.

Конечно, вся эта странная операция не могла не вызвать подозрение российских военных. Чтобы убедить СССР в том, что эксцентричный Говард Хьюз на самом деле интересуется добычей минералов в этом странном районе океана, максимально удаленном от суши, организовывались специальные международные конференции по добыче полезных ископаемых в океане, где подробно были представлены планы Хьюза по добыче подводного камня.

«Мы сделали добычу полезных ископаемых в океане реальной для индустриальных масштабов», - говорит Шарп, и тут же, как бы извиняясь, добавляет: «Мы действительно ввели в заблуждение многих людей, и удивительно, что эта история держалась так долго».

То есть, он говорит, что с одной стороны корабль Hughes Glomar Explorer и предпринятая экспедиция реально открыли собой новую эру в добыче минералов на большой глубине (что является чистейшей правдой), а с другой - утверждает, что все это было величайшим обманом, призванным отвлечь внимание от основной цели проекта - извлечения со дна советской подлодки.

Прикрытие оказалось настолько хорошим, что многие университеты США открыли факультеты по глубоководной добыче полезных ископаемых. Экспедиция подстегнула цены на акции вовлеченных компаний.
«Люди полагали: «Если Ховард Хьюз интересуется этим, то и нам нужно », - говорит Шарп. «Мы даже собрали несколько образцов пород морского дна», - вспоминает он.
И заявляет, что это было сделано лишь затем, чтобы отвлечь внимание советских кораблей, которые окружили место работ и время от времени подходили так близко, что могли видеть все, что делают американцы. А американцы бурили дно - и отнюдь не бутафорскими бурами. Чтобы скрыть истинную цель своей миссии.

По словам Шарпа, откровение о том, что проект глубоководной добычи является фальшивкой (в 1976-ом неизвестными был сделан вброс информации в газеты), стало «внезапным шоком» для горнодобывающих компаний, а также для дипломатов ООН, которые были как раз в середине переговоров о будущих правах на океанические полезные ископаемые. Цены на акции упали на волне взаимных обвинений.

Это подорвало само понятие глубоководной добычи полезных ископаемых. Это выглядит несколько странно на том фоне, что экспедиция доказала, что с умной инженерией и щедрым бюджетом можно действовать даже на запредельных глубинах. «Это было очень сложно, но мы показали, что это возможно», - заявляет Шарп. Возможно, открытия Хьюза превзошли все ожидания, и вопрос секретности сделался (как это было и на ранних стадиях проекта) важнее вопроса коммерческого.

Конечно, сегодня невозможно доказать, что добыча каких-то минералов со дна океана именно в том районе была не менее важна для Хьюза и ЦРУ, чем поднятие советской подлодки. Если в то время операцию по поднятию лодки скрывали за операцией по добыче минералов, то сегодня, похоже, операция по поднятию советской подлодки стала ширмой для другого, не менее важного проекта. Американцы явно хотели убить двух зайцев одним выстрелом - и это им удалось.

Но куда же глядели Советы? Почему им так и не удалось узнать, что американцы поднимали их подводку? Тем более, что (как со временем станет известным) в Вашингтоне под дверь советского посольства накануне операции подбросили письмо такого содержания:
«В ближайшее время американские спецслужбы будут предпринимать действия по скрытому подъему советской ПЛ, затонувшей в Тихом океане. Доброжелатель».

Почему так получилось, что на глазах десятков советских патрульных кораблей американцам удалось незаметно поднять и увезти с собой советскую подлодку? И ни у кого даже не возникло подозрений, что американцы это делают?


Рецензии
насчет целей для подъема ПЛ не всё понятно. Дело в том что раскалывать "шифры радиообмена" пиндосам совсем не было нужды. Шифры в те времена имели ограниченный срок действия и при возникновении угрозы попадания к противнику (или, как в данном случае, только подозрения об этом, при их потере) сразу же должны быть заменены. Для пиндосов может быть имело смысл завладеть аппаратурой засекречивания, но опять же, без шифров её захват был бесполезен. Главное- шифры, а они меняются постоянно. Поэтому у сухопутчиков хотя и при угрозе попадания аппаратуры к противнику, было обязательно ее полное уничтожение (особенно шифраторов), более важным было уничтожение шифров, которые имели ограниченную по времени ценность. То есть действовали какой то очень узкий период времени. Возможно у моряков это был период времени в течение которого лодка совершала поход.

Александр Жданов 2   23.01.2021 14:01     Заявить о нарушении