История волынских немцев. Книга Общий котёл

ИСТОРИЯ ВОЛЫНСКИХ НЕМЦЕВ

Моего отца, моей родни, моего народа.
«Да будем едины» – наш девиз.

Кто из нас в детстве, рассматривая пожелтевшие фотографии из старенького альбома, не пытался выяснить у взрослых: а это кто? А это? А чем занимался? С вопросами часто пристают к бабушкам: уж они-то должны помнить! Но бабушки, увы, не вечны. Уходят и часто уносят с собой последние воспоминания об истории семьи, истории рода...
И ничего уже не попишешь… Эту жизненную несправедливость я и захотел исправить. А потом кто-нибудь, продолжит начатое. Цель моих записей – передать моим потомкам сведения о прошедшем пути нашего семейства. Предки – это святость. Раньше советская власть заставляла детей отказываться от своих родителей и предков и забыть своё происхождение, но это преступная политика. Библия многократ-но цитирует родословные, и это всем живущим пример. Нет на свете более святого дела, чем сохранить в памяти молодых историю своего народа, память о тех, кто погиб, и о тех, кто выжил, чья судьба стала уходящей легендой. Нет прошлого – не будет настоящего. А наш пе-риод истории особенный, и его надо оставить в памяти будущих по-колений. Ведь прошлое учит настоящее не делать ошибок в будущем.

Русские немцы

Пожалуй нет в мире народа, который бы до сего времени не имел своей написанной истории. Все, что имеется сегодня в нашем распо-ряжении, не более чем отдельные фрагменты из исторического про-шлого моего народа. Речь же должна идти о конкретной двухсотлет-ней истории событий и явлений, которые показали бы весь путь, всю историю переселения. В 16 веке, во времена герцога Альбы, пресле-дуемые протестанты перебирались на север Германии. Оттуда в Польшу. Затем в Россию.
Исторические условия, заставившие немцев переселиться из Гер-мании на Украину или в Россию, имеют четыре причины:
1. Религиозные. В Германии шла 30 летняя война католиков с протестантами или лютеранами. Смерть, кровь, слёзы…
2. Политические. В Германии надо было служить в армии 10-15 лет, в России не надо служить в армии на вечные времена.
3. Хозяйственные. Нет земли, дорого прикупить. Второй сын не имел права жениться, был батраком старшего брата.
4. Личные причины. Родня уехала, любимая, друзья, а я что хуже? Есть возможность разбогатеть. Затем назад из России в Германию. История должна рассматриваться в этих четырех аспектах: переселе-ние, становление, наивысший рассвет и уничтожение одной из вели-чайших колониальных культур мира. Затем возвращение на уже исто-рическую родину и вновь борьба за равенство с местным населением.
В 1908 году в Российской империи проживало 1,7 млн. немцев, в то время как по официальным данным, в XVIII-XIX веках из Герма-нии в Россию переселилось всего 100 тыс. человек. Такой высокий прирост мог произойти только за счет высокого культурно – экономи-ческого уровня жизни в немецких колониях. Среднее количество де-тей в колонистской семье составляло 8 человек, в то время как в Гер-мании только 3-4 человека. Это основной показатель жизненного уровня и здоровья нации. За все время переселения Россией было выделено для немцев около 2 млн. гектаров земли, но уже в начале двадцатого века немецкие колонии владели почти 14 млн. гектаров, что больше государственной территории бывшей ГДР. Земельный участок колонии состоял из 200-800 гектаров земли. Этот факт свиде-тельствует лишь об одном: хозяйственное развитие в немецких коло-ниях шло невероятно интенсивными темпами. Наш терпеливый и трудолюбивый народ имеет полное право занять свое достойное место в мировой истории.

Волынские немцы

Волынь – часть Украины. Первой губернией Украины, принявшей переселенцев из Франкфурта на Майне в 1767 году, стала Чернигов-щина. В 1926 году на Украине проживало 624,5 тысяч немцев. В 1941 советами было выселено на восток и на север 400 тысяч этнических немцев. Период репрессий закончился в 1956 году Волынь или Поле-сье (71 850 га.) находится на северо-западе Украины. Когда-то, в IX веке, эта территория числилась за Рюриками. В 1074 завоёвана Поль-шей, потом в 1320 году её завоевала Литва, потом в 1659 году снова Польша, затем хозяйкой стала Австрия, потом Украина вошла в со-став России. В то время не было единой Германии, 24.02.1648 года немецкие княжества решили объединиться. 200-летняя война превра-тила Германию в поле битвы всех европейских народов. Затем 30-ти летняя война протестантов против католиков, непрекращающийся поток беженцев и погорельцев двигался по слухам, на новые земли. У кого были деньги на дорогу, на кораблях уезжали в Америку и Кана-ду. У кого денег не было, шли пешком на восток. На Волынь шли евангелисты, немцы из Померании, Шлезии, Швабы. Объединялись по вере.
1771 год. Первые 30 немецких фамилий поселились у Житомира в 1771 году, образовав колонию «Корец». Каждая семья была наделена 18 гектарами земли, плюс общественные земли, но век её был не до-лог, она распалась через 50 лет. Житомир был сельским базаром. Жи-то и мирка, по-русски мерка для жита, зерна. Там мерялись, менялись, продавали, покупали, торговались, селились – и вырос город. Немец-кие крестьяне на Волыни не были государственными колонистами и не пользовались субсидиями и привилегиями при поселении, как все другие немецкие колонисты, получавшие 35 гектаров земли и денеж-ное пособие на каждую семью. Поэтому и переженили всю молодежь перед дальней дорогой. Волынские немцы заключали договора с польскими помещиками и пользовались правами арендаторов. Поляки любили аккуратных, трудолюбивых немцев. В 1795г на Волынь во-шли и расквартировались русские войска.
В 1801 году в Житомире построили первую лютеранскую цер-ковь. Первый пастор был немец из Риги. Он похоронен в этой же церкви. В 1875 году Польшу разделили, и Волынь стала русской
С 1875 года территория Волыни стала большим военным лагерем. Многие военные и офицеры были немцами. Первый пастор в Жито-мире был немец из Риги. В 1816 году в Польском Данциге, Галицыне и в Германии появились вербовщики – агитаторы, зовущие осваивать новые земли. Образовались старейшие колонии «Аннет» и Джозе-фин». Люди много работали и выкупали арендованные земли. Для первых переселенцев это были тяжкие дни, Надо было корчевать лес, осушать земли, заниматься земледелием и скотоводством, охранять домашних животных от диких зверей. Первые переселенцы зарабаты-вали раннюю смерть, вторые – сытый желудок. Жили первое время в землянках, потом строили дома. Первыми постройками в колониях всегда были Церковь и школа. Один раз в год приезжал пастор из Житомира. Массовое переселение немцев на Волынь началось в 1860 годах, образовав 45 колоний из 6000 немцев. В 1871 году – 28 000 немцев, 139 колоний со столицей «Heimtahl». В 1881 в Польше новая власть стала притеснять живших там немцев, и они стали уходить на Волынь. Играя на недовольстве немцев Польской политикой, русские засылали туда вербовщиков и уговаривали всех переезжать на Во-лынь. По переписи в 1881 году – 102 000 немцев. В 1897 году на Во-лыни жило 171 000 немцев или 5,7;% населения губернии, а в 1911 уже 210 000 чел. Они образовали 500 колоний. В Житомирском уезде их доля равнялась 20;%.Большинство переселенцев оказалась выход-цами из польских губерний, меньшая часть прибыла из Пруссии и Австрии. Этика колонистов была строго регламентирована согласно религиозным канонам – это законопослушность, дисциплина, высокое качество труда. Леность, пьянство, разврат беспощадно осуждались, как одни из самых грязных человеческих пороков. За высшее благо считалось укрепление семьи, семейных устоев и собственности, при-общение детей к труду, знаниям, опрятности в труде, честности в выполнении взятых обязательств. Именно все эти вместе взятые фак-торы способствовали быстрому становлению земледельческих хо-зяйств Волынских колонистов. Равных им по техническим процессам и техническому оснащению не было в России и в целом мире. Ни в одном уголке земного шара, ни у одного народа в конце XVIII века не было и приблизительно тех социально-политических свобод и эконо-мических привилегий, какими наделены были немцы-колонисты в России. Въезжая в эти колонии, ощущаешь себя вроде бы перенесён-ным в другую страну. Положение резко отличалось от быта в сосед-них не немецких поселениях. Благодаря своему большому достатку, большой предприимчивости и солидарности, в колониях все отрасли хозяйства одинаково хороши: земледелие, животноводство, овцевод-ство, лесное хозяйство, садоводство, пчеловодство и ремёсла. За ко-роткое время немецкие колонисты превратили дикие земли в цвету-щие сады и плодородные поля. История распорядилась по-своему. Даже на фоне всех потрясений, пережитых всеми российскими нем-цами в XX-ом веке, судьба «волынцев» представляется особо трагич-ной. Первая Мировая война 1914-18 гг. больно сказалась на немецком населении. Число призывников из бывшего колонистского звания составило около 265 000, точное число погибших на полях сражений или скончавшихся от ран неизвестно, но счет их наверняка ведется десятками тысяч. Русские немцы использовались в основном на рус-ско-турецком фронте, при осаде крепости Эрзурум их погибло около 40 тысяч.
1915 год. 19 апреля 1915 года Австро-германские войска прорвали русский фронт под Горлице и в течение короткого времени разгроми-ли 3-ю русскую армию, а затем нанесли поражение и всему Юго-Западному фронту. Выселение населения в 150 км полосе отступаю-щих русских войск преследовало цель оставить наступающему про-тивнику пустыню. Только с 14июня по 20 июля из Волынской губер-ни были высланы около 70 000 немцев-поселян. Затем еще130 000 немцев насильно выселено в Оренбургские степи и Сибирь. Многие скончались во время долгого и изнурительного пути от голода и бо-лезней. Оставшимся в колониях было запрещено употребление не-мецкого языка в публичных местах, деревенские старосты – Шульцы, деревенские старшины из числа колонистов перестали избираться, а вместо них насаждались русские чиновники. Немцы были обремене-ны оброками и поборами для русской армии. Они не могли появлять-ся на рынках, не навлекая на себя оскорблений и обвинений без вся-ких на то оснований в том, что они немецкие шпионы. Планировалось поголовное изгнание их из обжитых мест. После февральской рево-люции насильственные выселения были приостановлены, однако и для того, чтобы беженцы вернулись на прежние места жительства, свободные от оккупации, ничего не предпринималось. Их возвраще-ние протекало тяжело и встречало противодействие местных властей. После империалистической войны бывшая Волынская губерня была поделена между Украиной и независимой Польшей. В середине 30-х годов немцев и поляков выселили из приграничных районов в Казах-стан и на север, в Карелию, а затем в Коми АССР. Выселения прохо-дили и после второй мировой войны. Смертность среди выселенцев всегда была невероятно высока. С другой стороны в результате пер-вой мировой войны на территории Германии оказались около 120 00 российских немцев. Примерно половина их переселилась на северо-американский континент, среди оставшихся насчитывалось около 35 000 немцев из Волыни. Часть из них очутилась в Германии в качестве военнопленных, часть бежала от большевиков, пользуясь неразбери-хой гражданской войны, другие покинули пределы России вместе с германскими войсками в конце 1918 года. В связи с этим обстоятель-ством стоит вспомнить о подписанном в Брест-Литовске Русско-Германском дополнительном договоре к мирному договору от 3 марта 1918 года, гарантировавшем гражданам, «которые сами или их предки являются выходцами из территории противной стороны», право вер-нуться на родину с переводом туда всех своих капиталов, в течении 10 лет со дня его ратификации. Действовал он всего в течении немногим более полугода и был аннулирован 13 ноября в связи с революцией в Германии. С русской точки зрения, основания немецких колоний – это «завоевание России без грохота пушек и без кровавых столкнове-ний, путём лишь экономического и духовного угнетения и системати-ческого захвата лучших земель, что является, возможно, чуть ли не большей и серьёзнейшей угрозой, чем шумливые и кровавые войны.», что «Без крови и крика немцы овладели большими территориями России и в один прекрасный день мы увидим, что граница негаданно – неожиданно возвратится к окраинам Московского княжества. Когда в ходе первой мировой войны царское правительство начало отбирать земли немцев – колонистов и выселять их из обжитых мест, из родно-го дома, известный писатель того времени, великий гуманист, защит-ник оскорблённых, униженных и обездоленных В. Г. Короленко пи-сал: «Разумеется, моё мнение вполне определённо: то, что твориться теперь над русскими немцами есть великая несправедливость, слепая, стихийная, вредная и позорная для России, которой придётся долго вспоминать её со стыдом и болью».

Советский период

1917 год. Приход большевиков к власти координально изменил положение русских немцев в бывшей империи. Непринятие коммуни-стической идеологии привело либо к истреблению, либо к выселению непокорных. Колонистов отталкивала и аграрная программа больше-виков и их отношение к религии. Власти сами создавали почву для возмущений: неудовлетворительное землеустройство, приоритет на получение лучших земель, близлежащими русскими и украинскими селами, непомерное обложение единым сельскохозяйственным нало-гом, шовинистическую политику местных органов власти, антирели-гиозную пропаганду. Тысячи крестьян были раскулачены и сосланы на вечные времена в непригодные для жилья районы для вымирания. На Украине потери в межвоенный период составили (по сопостави-мой территории) порядка 10;%. Такое масштабное «кровопускание» окончательно подорвало духовные и интеллектуальные силы немец-кого народа, от чего он так и не сумел оправиться. На политику на-сильственной коллективизации немецкая деревня отреагировала всплеском эмиграционных настроений. Осенью 1929 года под Моск-вой собралось 15 000 немецких крестьян из Украины и Сибири, стре-мившихся покинуть СССР. На их защиту встал Международный Красный Крест, германский президент Гинденбург, генеральный сек-ретарь по делам национальностей при лиге наций. После длительных переговоров Москвы с Канадой, Америкой и Германией. Только по-следняя согласилась на въезд в страну 5671 немца, две первые под политическим давлением Москвы отказались их принять. Остальных немцев насильственно, в нечеловеческих условиях, отправили на мес-та их прежнего жительства. Тех же, кто получил разрешение на выезд, на советской границе обобрали до нитки, выделив на дорогу по 7 рублей на семью и вытолкали за пограничный шлагбаум нищими. Большинство из них осело в Бразилии и Парагвае. Остальные потен-циальные эмигранты были удалены ОГПУ из Москвы в места их прежнего проживания с тяжкими последствиями. В 1939 году в СССР проживало 1 427 232 немца.
В армии служило 70 тыс. человек от солдат до генералов. В пер-вые же месяцы войны все немцы, как пособники и шпионы Германии, органами НКВД были изъяты из армии и заключены в тюрьму.
1941 год. Через три недели после начала войны Гитлер приказал провести учет немецких колонистов с целью их выдвижения на руко-водящую работу в немецком государственном аппарате. НКВД создал специально для немцев концентрационные лагеря смерти, трудармии, в которых от голода, холода и изнурительного труда из 980 000 чел погибло почти 50;% взрослого населения немцев, в возрасте начиная с 14 лет. Примерно 350 тыс. русских немцев проживало на оккупиро-ванной территории. В 1944 году 80 тыс. русских немцев было моби-лизовано в войска Вермахта и СС. После войны, воевавшие в СС были расстреляны, остальные получили 25 лет лагерей. 526 000 человек, их семьи с помощью союзников под конвоем высланы на вечные времена в необжитые районы Крайнего Севера, где третья их часть, в боль-шинстве дети, погибли. Ввели комендатурский режим. Всех лишили гражданских прав. Каждый немец должен был дать расписку в том, что он не будет самовольно покидать место спецпереселения. Нужно было ежемесячно отмечаться в  спецкомендатуре и сообщать о любом изменении семейного положения. По достижению 16-ти летнего воз-раста у спецпереселенцев снимали отпечатки пальцев и заносили в персональную карточку учёта, в которые были вклеены фотографии. В них же содержались и подробное описание внешнего вида и особых примет человека. Со спецпереселенцами обращались как с уголовны-ми и политическими преступниками. За самовольный выезд (побег) с места поселения грозила каторга сроком до 20 лет. За укрывательство беглецов грозила тюремное заключение сроком на 5 лет. Визиты к врачу, родственникам, поездки в соседний населённый пункт или для поступления в училище разрешалось по специальному разрешению коменданта, часто в сопровождении сотрудника НКВД. Самовольное оставление спецпоселения автоматически влекло за собой 20 лет ка-торги.
28 августа 1986 года в СССР принимается горбачевский закон, облегчающий выезд немцев из векового плена. Дозволенный к вывозу капитал российских немцев за 200 лет прилежного труда, составляет 25;кг личных вещей и несколько сотен марок. По существу, как гово-рил мой прадед, с одним рюкзаком мы сюда пришли и с одним рюкза-ком уйдем. При этом надо признать, что социалистический строй был ближе к Богу и людям. Во главу ценностей социалистическая идеоло-гия ставила человека, а не деньги и богатства. Главный храм не тот, что с золочеными куполами тянется в небо, а тот, который находятся в каждом из нас.



РеЭмиграция

 1990 год. 24 августа 1990 года наша семья Шульц: Райнгольд, Лида, Таня и Эля зарегистрировались в лагере для переселенцев «Фридланд» Из огромной родни вернулись единицы. Заканчивается ХХ век и 200 – летний путь части немецкого народа, начавшийся большими надеждами и закончившийся крахом. Вот такую злую шут-ку сыграла история с российскими немцами, и, похоже, трагедия на-шего народа не закончилась здесь в Германии. Те, которые в России были немцами, здесь стали русскими. Они обречены на полное непо-нимание и безразличие на исторической родине, а часто встречается и враждебность местных немцев. Достоевский сказал, что русским нельзя родиться, им можно только стать. Имеется в виду образ жизни. Но если сохранить чистоту крови, то можно сказать: «Немцем нельзя стать, им надо родиться».
Причины возвращения на историческую Родину:
1. Религиозные. В России запрещена свобода вероисповедования.
2. Политические. Жизнь могла бы вновь там продолжатся в каче-стве политических заложников. Правильно, когда ты свой среди сво-их. Здесь мои потомки не будут отличаться от других граждан. Там будут отличаться всегда.
3. Хозяйственные. По экономической причине.
4. Личные причины. Родня уехала, любимая, друзья, а я что – ху-же? Есть возможность разбогатеть. Все едут, и все дураки? Жизнь движется, можно не успеть в последний вагон или шлагбаум закроют.
5. Зов крови. Когда я в России делал ту же работу лучше, чем рус-ские, мне мстили, обзывали, высмеивали. Я не понимал, почему акку-ратнее, точнее, быстрее, пунктуальнее. Почему не лодырь, не алкого-лик и т.д.
6. Фамилия. Где бы в Союзе я не назвал свою фамилию, все спра-шивали: немец, что ли? Там моих потомков всегда будут об этом спрашивать. Сколько бы лет или веков не прошло, «немец» там слово ругательное, а я хочу гордиться своей фамилией и своей националь-ностью.
7. Сколько бы еще поколений там не прожило и что бы там не на-жило, завершение будет одинаково. Как у нас сейчас. Когда-нибудь придется возвращаться. Лучше раньше – меньше потеряешь.
8. По географической причине. Поменял север на юг. Ссылку на свободу. Криминальную обстановку на покой. Самолечение на меди-цинскую помощь. Связи на супермаркет.
9. Ради детей.
10. Завещание умерших там родителей: «Если сможете вернуться в Германию, не упустите шанс».
11. От скуки. Там я уже всего достиг. Карьера под потолок, даль-ше не допустят. Жена, семья, работа, квартира, дача, машина – все есть. Осталось ждать пенсии. На кладбище зарезервировано место. Скучно. Надо прожить еще одну жизнь, и все сначала, с нуля.
В жизни бывает три кардинальных момента, которые срывают с людей маску. Это война, тюрьма и эмиграция. Для тех, кто носил маску, наступает трагедия. Для тех, кто жил без маски, тяжёлое испы-тание, но не трагедия.

Что плохо?
Горькая историческая несправедливость по отношению к моему народу – увы, продолжается… Казахстанский немец. Это стало почти бранным словом. Особенно тяжко чувствует это наша молодёжь, ко-торой очень трудно обеспечить себя учёбой, профессиональной под-готовкой, работой. Вот почва для роста преступности в этой среде. Необходимо прекратить лицемерно вздыхать, а признать на самом высоком уровне и бороться с созданной ситуацией. Нужно сделать достоянием исторической родины головы и руки её новых граждан. Они привезли с собой не только рюкзаки с пожитками, но и знания, навыки, стремления, планы.
Я все чаще задаю себе вопрос: кто же мы теперь? В Союзе все бы-ло ясно: ты – немец, и в паспорте стояло «немец». Забыть тебе об этом не давали, как только я называл свою фамилию. Карьера была ограни-чена по политическим мотивам. В России существовала дискримина-ция как немцев, в Германии – как русских.
Там ограничивали возможность получить хорошую специаль-ность, работу, образование. Здесь ограничивают признание готового образования, диплома, а значит и специальность, и работу. То же самое в Германии. Обвинение конкретных людей в незнании языка, как эхо последствий своей политики. Появились проблемы мужа, жены, родителей и детей. Расслоение переселенцев и общества.

Муж и жена.
Для мужчин интеграция оказывается мучительнее и сложнее, чем для женщин. У мужчины почва уходит из-под ног. В Союзе он был глава, кормилец в семье, авторитет, физическая сила в домашнем хозяйстве, защитник. Его связи и положение в обществе гарантирова-ли порядок в семье. В Германии он всё это потерял. Государство ре-гулярно выделяет деньги. Бытовая техника заменила его физическую необходимость. Когда все хорошо, необходимость в нем исчезает. Когда появятся трудности, мужчину опять будут искать. У женщины традиционно остаются обязанности в семье. Закупаться, варить, сти-рать, заботиться о детях и родителях, о супруге. Содержать жилье в чистоте. Решать финансовые вопросы. Времени на грустные думы и страх нет. Она чаще и быстрее находит простенькую работу. По при-езде в Германию женщина часто становиться лидером в семье, и это угнетает мужчину еще сильнее. Немало семей аусзидлеров распадает-ся, причем инициатором разводов выступают в основном женщины. Они менее дальновидны и благородны и не хотят что-то делать для мужчины в долг. Они избавляются от мужей, как ракетоноситель от отработавшей ступени, её отстреливают за ненадобностью. Когда в семье выбрасывают на улицу домашнее животное, общество осуждает тех людей. Взяв однажды ответственность за зверька, надо его содер-жать, иначе это безнравственно. К сожалению, к людям это не отно-сится. Для мужчин это может явится причиной алкоголизма и нарко-мании. Путь в погибель, если не появится настоящее дело.

Родители и дети.
В «прежней жизни» родители, как правило, представляли в семье авторитет. Работа, семья, друзья, положение в обществе, ориентация в жизни. В Германии вместе с утратой прежнего статуса и престижа, подходящей работы, солидных друзей, связей, незнание языка, усло-вий жизни, родители теряют свой авторитет, что приводит к конфлик-там поколений и к отчуждению детей. В семейных конфликтах, в новом мире, полном противоречий и недоступных соблазнов, дети чувствуют себя чужими. Они могут попасть под влияние улицы: алко-голь, наркомания, черный бизнес, преступность ради денег.

Соединение семьи, родни.
Девиз «Соединение семей» не удался совсем. Политики хотели соединить семьи, растерявшиеся после войны. Часть людей нашли друг друга, но за это время сформировались новые отношения. Семьи, которые в России жили в одном доме, на одной улице, в одном посел-ке и городе, в Германии раскидало по всем концам. Родственники не видятся или видятся очень редко, те же, которые имеют эту возмож-ность, часто теряют родственные отношения, не хотят встречаться. Жены бросают своих мужей, отцы – детей, эгоизм разбивает сердца людей, все хотят пожить для себя.

Разделение общества.
«Чем лучше человек живёт, тем хуже он становится», «Родина, как мать – у человека одна». Это дом, где ты родился, провел детство, где учился любить жизнь. Культурный, думающий человек никогда не будет хаять мать, хотя бы только за то, что получил от неё в подарок свою жизнь. До боли обидно, когда моё послевоенное поколение по-казывает себя крутыми немцами, «поливая» своё прошлое: как жили в трущобах, кормились на помойках, непосильный труд с раннего утра до глубокой ночи, коптящая лучина, – сопровождали их детство и юность, а молодость прошла в нескончаемых очередях за хлебом и колбасой. Запрещают детям говорить по-русски. Вспоминают Россию как кошмарный сон, родиной ее не считают и плюют в ту сторону. Да, все это было, но с их родителями, которые имеют на это право, но они ведут себя с уважением и с сожалением о своем прошлом. В те време-на в Германии было не слаще. Это сейчас в Германии все немцы, это сейчас выясняется, что каждый седьмой житель Коми, Казахстана, России был немцем, страшно страдали, принимали невероятные муки, терпели немыслимые притеснения и бессонными ночами мечтали вернуться на историческую родину. Но немецкое происхождение тщательно скрывали под русскими фамилиями. Простолюдину всегда и везде легче устроиться. Он там знал 300 слов и здесь их выучит. Там клал кирпичи и здесь тоже. Никакой ностальгии. А интелегенция ту-пеет и вымирает.
Мне известны случаи смерти от невостребованности, ненужности и тоски.

Мнеие местных о нас.
Многие не знают мировую историю и свою, и абсолютно не знают историю русских немцев. Правительство, давая льготы, не объясняет местным исторические причины. А ведь достаточно провести в школе один урок в год, что бы разгладить разногласия. На сегодня у местных сложилось 4 мнения.
1 предрассудок. Преступников среди приезжих больше, чем среди коренного населения. Всего 28,3 % всех преступлений приходиться на иностранцев и переселенцев. Значительная часть на иностранцев – это нарушение паспортного режима.
2 предрассудок. Переселенцы получают от государства кучу де-нег. Никакой особой помощи в приобретении квартир и ведении хо-зяйства им не оказывают. Первое время дают подъёмные и шпрахкур-сы. Пожилым выдают единовременную компенсацию – комендатур-ские.
3 предрассудок. Старикам-переселенцам дают большую пенсию, хотя они в этот фонд не платили ни пфеннига. Пенсии переселенцам платят на 40;% ниже, чем местным. От общего числа переселенцев, пенсионеры составляют 7,1 %. Работающая молодёжь из русских нем-цев платит в казну пенсионного страхования гораздо больше, чем получают их родители-пенсионеры.
4 предрассудок. Переселенцы отнимают работу у местных.
Полная чушь! Переселенцы – заместители турок. Выполняют ма-лопрестижную и низкооплачиваемую работу. Ежегодно Арбайтсамт выдаёт 180 000 разрешений на сезонную работу гостям из Восточной Европы: полякам, чехам на сбор вишни, черешни, спаржи потому, что местные безработные от этого отказались.

Наше мнение о местных.
Нам говорят: приехавшие из России потеряли немецкую культуру, а здесь сохранили. Что мы видим сегодня в Германии?
Стыд. На пляже, где полно детей, видишь обнажённые тела лоб-зающих друг друга партнёров или переодевающихся у публики на глазах, в присутствии детей, демонстрирующих при этом свои прелес-ти, или купающихся вместе с собаками в одном водоёме. Дома хозяин собаки может позволить себе всё: купать её в своей ванной, есть из одной посуды, но в общественном месте – другое дело, не у всех есть желание купаться вместе с животными.
Есть древний миф. В одном древнем государстве у молодёжи появилась повальная мода на самоубийства. Как можно уберечь чело-века решившего на самоуничтожение? Что может быть страшнее и сильнее смерти? Через короткое время страна останется без молодё-жи, без будущего? Крепко задумались старейшины, как прекратить волну самоубийств? Силой не запретишь! И тогда вышёл приказ: «Всех, кто покончил с собой, раздеть догола и выставить на обозрение на центральной площади». Молодым стало стыдно после смерти быть голыми. Самоубийства прекратились. Стыд победил смерть. Был стыд. Была мораль! А сейчас что? Осталось ли что-то святое в голо-жопых душах?
Курильщики бросают свои окурки где угодно: на остановках, ра-бочих местах. На что похожи внутри автомобили у курильщика? А сколько окурков, банок из-под пива, мусора валяется под деревьями. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
Культура одежды. Выходные и праздничные дни у многих не от-личаются. Одеты серо, безвкусно, так как в России одевались на сель-хозработы, что похуже, что не жалко. В праздничные дни обеспечен-ные люди в неглаженых и грязных брюках и рваных джинсах. Десять разноцветных грязных футболок учителя воспитают класс в том же духе.
Культура безразличия к окружающим, когда в общественном мес-те, в автобусе, кафе, за столом, во всеуслышание можно высморкать-ся. Что мы забыли? Ведь для культурного человека это неприлично. Это раньше дикари сморкались наотмашь.
Кухня. Наши женщины до сих пор готовят блюда старонемецкой кухни. Из местных только старики помнят названия этих блюд.
Язык. Переселенцы разговаривают на языке своих предков, кото-рые не перемешали свою речь словами иностранных языков. Сохра-нили чистоту на протяжении 200 лет.
Краткосрочные шпрахкурсы не в состоянии помочь в овладении современным языком. Если такой срок назначен, значит мы очень талантливый народ, или просто невыгодно, чтобы мы знали язык в совершенстве. И не просили работу по профессии.
Образование. Приехавшие на историческую родину врачи, учите-ля, инженеры, директора, учёные, должны выполнять неквалифициро-ванную работу: мыть полы, собирать мусор, работать на стройке чер-норабочими, в домах престарелых. Германии не нужны умные головы и их потенциал, нужны молчаливые работяги. Политика ГУЛАГа? Вопрос. Образование и стаж, полученный в СССР, не соответствует профессии и уровню необходимых знаний? А ведь были времена, ко-гда со всего мира приезжали в СССР учиться, и сейчас учатся! В 1939 году немцы России имели 100;% образование, а в 1989 году оказались на предпоследнем месте, уступая только ительменам – коренным жи-телям Камчатки. И тех немногих, кто пробился и получил образование, Германия добила и не признала дипломы и стаж, отбросив их на дно. Значит политика двух стран по отношению к этому вопросу и этому народу согласована??? В Германии учителя удивляются глубине зна-ний наших детей по математике, физике, химии, но дети идут в школу на класс ниже. Там что, другой немецкий язык? В немецких школах географию изучают по проспектам «Райзебюро», 2+2 не могут сосчи-тать без калькулятора. Наши дети стихи наизусть читают десятками. В совершенстве владеют русским, немецким, всем, чему в школе учат. Дети дисциплинированнее, физически крепче, на лицо красивее, под-тянутее. Например моя младшая дочь, приехав в германию 10 летней девочкой, не знала по-немецки ни одного слова, посещала дополни-тельно к занятиям школьный шпрахкурс, закончила школу лучшей в классе. Утёрла нос всем остальным, из-за чего наша местная соседка сверху с нами из-за зависти не здоровается, потому что её сын одно-классник далеко далеко позади. Дочь, также шутя, прошла конкурс в спецшколу – на 5 человек одно место. Водительские права обе дочери получили в день своего совершеннолетия с первого захода. Старшая закончила гимназию и сделала абитур без особого напряжения. Млад-шая хорошо рисует. Выставляла свои картины на мессе во Франкфурте на Майне. Две были там же проданы, а третью украли и страховка возместила часть ущерба. Еще мы скажем: «Мы хоть немцы, но мы русаки!» История развивается по спирали.


Рецензии