История немецких колоний на Волыни под Житомиром

СОЛОДЫРИ (Solodyri, Solodur)

Родина отца.
История немецких колоний на Волыни под Житомиром.

Название своё село взяло от двух слов: «Солодкий» – сладкий и «Дира» – дыра. Во множественном числе дири – дыры в деревьях, дупло, много дупл, где обитало много диких пчёл. Сокращённо слад-кие дыры – Солодыри. Через село протекала река Ирша.
1860 год – образовалось село Солодыри (Solodyri, Solodur), нахо-дилось в 18 километравх от центральной усадьбы немецкой колонии «Heimtal» официальное название Старая Буда (сейчас Ясыновка). В 1993 году осталось 63 двора – культурный центр на Волыни, и в 10 километрах от Пулина – административного центра. Недалеко нахо-дился Житомир.
Житомир называли второй еврейской столицей Украины. После Одессы. Третьей столицей был Бердичев, четвёртой – Жмеринка и т.д.
В округе Солодырей было много диких пчёл, волков, кроликов и змей. В лесу полно грибов, ягод, орехов. Лес был лиственный: дуб, граб, берёза, ольха и т.д. Лес валили на строительство, а пеньки веко-вых деревьев опахивали ещё долгие годы. Пары выкорчёванных на дрова пеньков хватало почти на всю зиму.
Немцы из Германии выезжали за лучшей долей в Польшу, но жизнь там была небогатой и трудной, и они двигались дальше на Во-лынь.
Польский землевладелец Микадовский арендовал земли пересе-ленцам из Ост Пройсен (Кенигсберг) и Польши.
Первые переселенцы селились по религиозным признакам, хуто-рами и сёлами. В сёлах было много коров, быков, лошадей, свиней, овец, поросят, собак и всякой птицы. Потом деревни Солодыри, Го-рошки и Нойдорф (сейчас Заздовка) слились.
Население – евреи, немцы, украинцы, поляки жили без нацио-нальных проблем.
Были хорошие дружественные связи с жителями других сёл. Бы-вали религиозные и межнациональные, смешанные браки. Нередко украинцы называли своих детей немецкими именами в честь хозяина, друга или соседа.
В селе был православный молитвенный дом, лютеранский молит-венный дом евангелистских баптистов, с колокольней, расположенной через дорогу от усадьбы Шульца Карла, пастора не было, был дьякон.
Магазин находился рядом со школой, В селе были сушилки таба-ка, два кладбища.
Во всех семьях было веретено, у многих были ткацкие станки. Женщины сами ткали и обшивали свои семьи. Многие бауры имели свои сапожные мастерские. Сами шили обувь, пантолеты – деревян-ные ботинки, хромовые сапоги и туфли.
Во многих дворах были свои кузницы, и они сами ковали разные изделия для себя, на заказ и на продажу. Многие имели свои столяр-ные мастерские. Делали сельхозинвентарь, мебель, игрушки. В селе был портной Рудольф с девочками-ученицами. Часто приезжал еврей-закройщик Нюндель. Был свой профессиональный кузнец Василев-ский.
В селе было 3 или 4 ветряные мельницы. У Рудольфа Наумана, у Самуеля Тиеде, у Казимира. В южной части села Солодыри была ветряная мельница Нойдемана, вторая его мельница была в Нойдорфе. Мельницы мололи муку и делали постное подсолнечное масло. Дети играли в игры, где учились принимать гостей, учились хорошим ма-нерам. Играли в дом, в семью, в прятки, в слепую корову.
Первые 40 лет все жили очень хорошо.
1861 год – Образовались управление, церковь и школа.
1866 год – В деревне Нойдорф образовалась община баптистов, приехавших из Польши.
1868 год – Наступил неоготический стиль, пасторат. К этому цер-ковному приходу относилось село Солодыри и другие немецкие села.
1904 год – В селе Солодыри проживал 371 человек. Земля стала не арендованой, а приватизированной.
В селе был построен крупнейший в округе баптистский молит-венный дом из красного кирпича на 1500 мест и капелла (балкон) на 500 мест. В церкви был даже бассейн для крещения. Вначале служе-ние проводили один раз в месяц. Собирались жители всех ближайших сёл и деревень. Обычно в одном селе могло быть несколько деревень. Отличались они так: в селе был сельсовет – власть, а в деревне – нет. Говорят ведь: «Первый парень на деревне, а деревня – один дом». В пятницу и в субботу жители собирались на спевку. Был и сильный певчий церковный и школьный хор и отличные музыканты. Духовой оркестр из 85 человек ездил с концертом в Сорочень. В это время в Солодырях проживали крестьяне-немцы: Брейде, Нетц, Карх, Кюстер, Кине, Цилке, Милке, Хиршфельд, Донке, Мюллер, Дрейтшель, Хоф-мон, Тухолке, Маас, Плас, Шлендер, Фалкенберг, Зел, Эцек, Хартман, Фрайганг, Янсес, Вогошка, Кин, Гринке, Албрехт, Штайнке, Лейске, Янцес. С немецким гражданством интертанер жил Фабрициус, еврей Янкель жил до 1937 года, Грелентин – до 1941-го. Единственный ук-раинец в селе был Безелюк, он хорошо говорил по-немецки, и его дети учились в немецкой школе.
Шульц Карл имел кличку «Дер райхер Шульц» и очень хорошую усадьбу, расположенную на речке Ирша, большой дом в котором жили три семьи: его и сыновей Бориса и Асафа. Имелись надворные постройки, сад, пруд. У него было 20 коров, 8 лошадей и несчитано другой живности. На крыше дома были пчелиные улья, во дворе ко-лодец с журавлём, из него брали воду и хранили в нём молоко, масло и другие и продукты В сарае хранилась сельхозтехника, конные сено-косилки, плуги, другая техника. Недалеко от усадьбы было старое русское кладбище, за ним – немецкое кладбище. Лютеранский молеб-ный дом находился в двух километрах от дома Карла Шульца. При советской власти его дом забрали в колхоз, под детский сад. В селе было только три дома, крытые железной крышей – это дом Карла Шульца, почта и школа. Названий улиц и номеров домов не было. Остальные дома в селе были покрыты соломой. Дома строились из бруса, затем накладывалась солома, дранки из прутьев, затем штука-турили и белили. Топили печки дровами. Дрова таскали на себе из леса. Хотя у Шульца Карла всё отобрали, его не репрессировали, так как их земля была разделена на три части. Карла и его сыновей Берн-гарда и Асафа. Карла с семьёй переселили в маленький домик (комна-та и кухня), где он и скончался от горя, печали, обиды и огорчения. Его жену звали в селе «Мутер Шульц» Историю никто не записывал, только устно, по памяти передавали. Когда шли разговоры, детей выгоняли, дни рождения не праздновали. По гостям не ездили – сво-бодного времени не было. У Карла были братья: Шульц Эрих и Шульц Генрих.
Шульцев в Солодырях было несколько фамилий: это три брата Хайнрих (Генрих), Карл, Эмиль; другие – Август, Рудольф, Рай-нгольд. Первые три брата жили довольно зажиточно в то время. Их усадьбы расположились у небольшой речки. У Хайнриха были взрос-лые дети от первого брака. Старшая дочь с мужем в двадцатых годах уехали в Канаду. Сын Эрих женился на Карх Циле. От второго брака у Хайнриха было трое сыновей, двое из них после войны попали в Ка-наду, один – Бертхольд живет в Германии. Младший брат Эмиль был репрессирован и одним из первых выслан в Сибирь.
1914 год – началась первая мировая война. В церкви на молитве всегда было полно солдат.
1915 год – в январе выслали в Оренбург всех немцев за исключе-нием семей, чьи дети были на фронте. Некоторые сельчане попали в Самару, в немецкие колонии швабов. Они писали, что богатые швабы относились к ссыльным бедным волынцам плохо. И волынцы звали их за глаза «Ди фарикте швабен»
1917 год – после революции люди вернулись назад. Дети верну-лись с фронтов с трофеями, например с каретой и парой хороших лошадей,
Как частную лавочку, закрыли магазин еврея Язеля, в котором он продавал соль, табак, пиво, водку в бочках и другие товары. А в ос-тальном революция не затронула эти края ещё многие годы
Немецкие войска покинули Житомир, где поддерживали порядок.
Петлюра убивал всех евреев. Началась инфляция.
Если в 1914 году корова стоила 25-50 рублей, то в 1918 году она стоила уже 800 руб.
Стакан соли стоил целое состояние.
1920 год – Построили новую школу посреди Нойдорфа, Роговки и Солодырей.
С 1920 до 1933 года церковь возглавляли братья Готлиб Кристке и Карл Диепмыц.
В Солодыри, спустя 4 года после революции, пришла Советская Власть.
Правление сделали в доме Людвига Лика, что жил через дорогу от почты, которая расположилась в доме его брата. Первым председате-лем назначили Хермана Литке.. Немецкие колонисты держали в поли-тике нейтралитет.
В Пулине была центральная власть.
На берегу речки по дороге на Сколобов построили новый магазин.
Первый продавец был Артур Нартишинский. Раньше в этом мага-зине было всё, а потом товары исчезли, продавали только соль и вод-ку. У магазина постоянно толкались мужики и рассказывали анекдо-ты. Затем в нём стал продавцом Юлиус Винк, но его за растрату поса-дили власти, которые пили там водку, но не платили. Следующим продавецом был Бернгард Шлетцер, но он в 1934 году уехал в Жито-мир. Потом продавцом был Карх. Самый лучший в округе магазин был в Горошках. Там были соль, сахар, конфеты, одежда, посуда, для детей – головы для кукол.
1922-28 года – Деревенские Шульцы были распущены, а им пра-вительство давало большие полномочия. Они отвечали не только за порядок и безопасность в селе, но и за успехи в сельском хозяйстве, и обеспеченность колонистов продовольствием, за сохранность скота и уход за сельхозинвентарём, за пожарную безопасность и многое дру-гое. Бургомайстером был назначен активный баптист Леонард Эдуар-дович Зелл.
Пришла коллективизация. Зелл передал свой пост беднякам, своё хозяйство раздал.
Образовались сельсовет и колхоз «Постышев», после войны он был переименован в колхоз имени Щорса. Пшеницу, жито, лён, хмель убирали женщины косами и серпами, а мужчины косили на конях.
Его сменил неграмотный, бескультурный Лео Ноппе. Он научился писать свою фамилию, чтобы ставить подпись. Его сменил Август Грюнвальд – шустрый незнайка, но и он пробыл недолго. Хотя ушёл с повышением в Пулин.
Были составлены списки людей, кто не поддерживал красных, и начались аресты и расстрелы. В тюрьму забирали даже тяжело боль-ных, их уносили на носилках.
Раскулачивали всех кто не голодал, а у кулаки спали на соломен-ных матрацах без нижнего белья и везде у них были мозоли от их хозяйства из трёх коров.
Многие пытались уехать на запад, даже разводились из-за этого. Принимали германское гражданство. Иногда это удавалось.
В центре села построили колокольню и собирали народ, чтобы доводить указы.
1932 год – приехали из Германии два брата-коммуниста, Остер и Лер Греберы.
Советская Власть закрыла баптистскую церковь и открыла в зда-нии церкви ветеринарную лечебницу для скота, затем превратили её в зерносклад. Лютеранский молитвенный дом переделали под клуб. Землю разделили. Коровы бедных паслись в огородах у богатых и те не смели ничего сказать. Учились держать язык за зубами. Землю делили и переписывали на детей, придумывали всякие манёвры, что-бы избежать разорения и выселения. Скот продавали и резали. Дух у всех был сломлен, психотравмы были катастрофическими. От пере-живаний и грязи заводились вши. Мылись в тазах. Кушали карто-фельный суп: наливали простоквашу, туда клали картошку, добавляли воду и варили. Хлеб ели только по выходным дням. На обед готовили картофельное пюре и поливали жареными свиными шкварками. На ужин – картофельный суп. Делали и лакомства. Масло смешивали с мёдом и варили. Творог варили с мёдом и мазали на хлеб. Сахар ис-пользовали только как лекарство. С одеждой стало плохо, носили фуфайки. На ноги шили бурки, сапоги из материала и ваты, по прин-ципу фуфайки, и наверх одевали калоши.
В селе жили евреи. Еврейские традиции по старому завету были суровы. Например, они чтили субботу. Если еврей умер в субботу, то мёртвого привязывали к доске и, стоя, прибивали к стенке. Все ос-тальные евреи приходили его оплакивать и плевали ему в лицо за то, что он нарушил субботу. Его жена должна была спать на мешке с золой. На могилу клали большой камень или много маленьких ка-мешков. Считалось, чем больше на могиле камней, тем более уважае-мым был человек. Традиция эта пришла из пустыни, когда еврейский народ 40 лет жил там. Покойников там хоронили в песок, а дикие звери ночью откапывали его и съедали. Тогда евреи стали стаскивать со всей пустынной округи камни и накрывать могилу. Камни дикие звери откопать не могли, и покойник оставался в могиле. Кладбища свои евреи устраивали отдельно.
Еврейские тексты читаются справа налево, а не как в Европе – слева направо. В древности не было ни бумаг, ни папирусов и люди писали на камнях с молотком и подобием зубила. В правой руке они держали молоток, а в левой – зубило, так было удобнее работать. Что-бы видеть уже написанное, надо было выбивать буквы слева направо, тогда текст был хорошо виден.
Позже, когда люди уже владели бумагой и пером, писать в другую сторону стало удобнее держа перо в правой руке, чтобы было видно написанное.
Так изменилось направление письма. Но евреи всегда были верны старым традициям и направление письма менять не стали. Евреи обычно работали в торговле.
В Солодырях, у Церкви по дороге на Сколобов была начальная (4 класса) и средняя 7-ми летняя школа. Школа пользовалась хорошим авторитетом. Учителя приезжали даже из Германии, веря в свободу и справедливость революционных идей. Была в школе учительница – Ольга Шульц. Дети с удовольствием ходили в школу и любили своих учителей.
После учёбы в период сельхозработ ученики должны были рабо-тать в колхозе. В том году посадили в Житомирскую тюрьму учителя Рихарда Шульца за то, что он на новый год слушал по радио новогод-нюю музыку из Берлина. Он и его жена Альма закончили Одесский университет, преподавали в музыкальной платной школе на пианино. В 1937 году его расстреляли, а семью выслали в Уфу.
Начались выселения сельчан в Карелию, в Сибирь, в Иркутск, в Казахстан, на Урал.
В Донецке от голода вымирали целые деревни. Сёла стояли пус-тые. Туда переселяли провинившихся русских немцев, чтобы они обрабатывали землю и выращиали урожай.
В Солодырях из немцев оставили только вступивших в партию и бедноту. Пустующие дома заселялись беженцами из Чернигова и других мест.
К власти пришёл партийный еврейский функционер с бандой аг-рономов. Коллективизация сопровождалась слезами, воем и траге-диями.
Был организован немецкий район с центром Пулино, но в 1937 году ликвидирован.
Были закрыты все немецкие школы, но в старой Буде осталась немецкая семилетняя школа и лютеранская церковь.
Назначен новый Голова Солодырей – Барановский Георгий Вла-димирович.
В Житомирском краеведческом музее образован отдел нацио-нальных меньшинств. Украина 26200 Житомир. Замковая площадь.
Начался реставрационный ремонт баптистской церкви. Колхоз переименован в Кол ГОСП – Украина. 385 членов колхоза. 65 детей старших классов. 115 Членов баптистской церкви. На 31 трактор име-ется только 17 трактористов. В хозяйстве 500 коров. На закислённых местных почвах сажают пшеницу, ячмень, жито (рожь), хмель.
30.04.93 Приезжал из Германии в научную командировку Шульц Райнгольд Асафович – автор и сын колониста из Солодырей Шульца Асафа Карловича.
2000 год – в Солодырях проживало 500 чел.

Из архива 20.08.2002 г. Dr. Mychaylo Kostyuk Nordost Institut
Житель села Солодыри
Шульц Эмиль Генрихович 1895 малограмотен. Не судим. Кулак. Арестован в ноябре 1930 года. Место рождения село Солодыри, Пу-линского района. Волынской обл. Место жительства: село Солодыри.
24 десятины земли, постройки. Женат; 7 душ семьи; жена Ванда – 1895=38 лет, Дочери Линда 1919 -11лет, Агнета1921- 9лет. Сыновья Эмиль1924 – 6, Роберт 1927 – 3, Отто 1929-1год;
До войны 1914 года жил в селе Солодыри и занимался сельским хозяйством. С 1914 г. по февральскую революцию 1917г. был в ссыл-ке в Ташкенте, Саратове и Оренбургской губернии.
В февральскую революцию вернулся домой и занимался хлебо-пашеством. 
Из показаний Шульца Э. Г.: « Я родился и жил всё время в Соло-дырях Пулинского р-на. Мой отец имел 58 десятин земли, и я получил у отца 22 десятины. Во время войны с Германией меня со всеми нем-цами-колонистами выселили и я жил в Таше, в Саратовской и Орен-бургской губерниях. Там занимался поденными работами.
В 1917 году вместе с семьёй возвратился на родину, с тех пор жи-ву в Солодырях и занимаюсь сельским хозяйством. Ни в каких армиях не служил.
В 1924 году во время раскулачивания у меня забрали 9 десятин земли. В прошлом 1929 году был обложен в экспортном порядке и платил налоги 248 рублей. Весной 1930 года сдал в сельсовет 5 деся-тин земли, и у меня осталось 10 десятин» В обвинительном заключе-нии предлагалось: Выслать Э.Г. в Северный Край на 3 года.
Особое совещание при Коллегии ГПУ УССР от 07.12.1930г. по-становило: Шульца Э. Г. выслать через ПП ОГПУ в Северный Край сроком на 3 года, считая срок с 21.11.1930 года.
Реабилитирован 18 декабря 1989 года.

В деле есть также письмо дочери Шульца Э. Г. Шульц Агнеты Эмильевны написанное в 1990 г. и адресованное в Житомирское управление КГБ с просьбой выслать все имеющиеся материалы об отце. По материалам дела неизвестно, получила ли она на него ответ.

РS: Среди дел реприсированных по деревне Солодыри есть ещё одна фамилия Шульц:
Шульц Генрих Генрихович – 1876 г.р. Жена – Ольга 1893 г.р. Сын Эрих 1907 г.р. Дочь Эрта Маевская 1904 г. р., Сын Леонард 12 лет, сын Бернтольд 10 лет, сын Герберт 1920 г.р. Сын Артур 1928 г.р.
Арестованые весной 1932 года. Обвинялся вместе с другими об-виняемыми, проходящими по этому делу, в организации разбоев на территории Солодырского сельсовета.
По делу проходили:
Шульц Герберт Адольфович, 1911 г.р. Учитель. с. Роговка.
Шульц Ионат Романович, 1894 г.р. из колхоза Новая.
Шульц Бергарнд Карлович, 1904 г.р. Колхозник. Кол. Солодыри.
Шульц Райнгольд Готлибович, 1897 г.р. житель Кол. Солодыри.
Обвинён по ст. 54 – 10 УК УССР: Высылка на 5 лет в Северный Край в концлагерь.
Считая срок с 25.04.32 г. Сын Артур был выслан сроком на 10 лет.
А пять человек проходящих по этому делу расстреляны. Винов-ными себя не признали.
Реабилитированы в 1989 году.
В этом деле есть также письма родственников из Казахстана: Кок-четавского р-на, совхоза Кокчетавского и с. Терновка. (Фамилия На-шилевский).
По материалам этого дела также неизвестно, получили ли родст-венники на него ответ.

Роговка

Кутузовская волость. Житомирского уезда. Украина.
Село Роговка в 1904 году насчитывала 162 человека. В 1943 году – 50 дворов.
Сёла Роговка, Солодыри и Горошек почти срослись в одно село. Раньше в селах осенью после уборки урожая снаряжали 2-3 человека от села закупаться в Польшу, а в Лочь – за тканями. Зимы были снеж-ные, лошади застревали в снегу. Лыжи делали сами. Фотографиро-ваться ездили в фотографию в Володарск-Волынск, райцентр, бывшее имение Кутузова, которое называлось раньше Горошки. Когда царь подарил село Горошки Кутузову, его переименовали в Кутузовку, при советской власти село переименовали в Володарск-Волынск. Немец-кую колонию Роговку переименовали в Leninfeld и она относилась к колонии Heimthal Володарского уезда. Хуторскую систему ликвиди-ровали как неперспективную. Сёла стали объединять, укрупнять, соз-давать колхозы.
В селе была школа четырёхлетка. Директором школы был немец Кин Герберт Яковлевич, его жена – учительница – Эмилия Августов-на. Они жили в квартире при школе. Директор был партийным и не высылался, а помогал раскулачивать и высылать других. Во время войны он служил у немцев переводчиком. Позже, из-за отсутствия детей, в школе остался один класс, часть здания была переделана под киноклуб со сценой и кинобудкой.
Перед высылкой колонистов раскулачили, скот отобрали. Сельча-не высылались на север и в Сибирь, хотя они были из Польши и из Шлезии. Диалект был шлезско-кёнигсбергский (калининградский). Например, они не говорили «Мистгабель», а говорили «Форке», так говорили только в Шлезии. Новая власть ломала каменные дома ко-лонистов, конюшни, коровники, ломали всё, что было построено из кирпича и строили хмелесушилку.
При депортации села первого ноября, всех пятерых детей колони-стов Миллеров увезли на ст. Яя в Томский детдом. Беднота осталась. В 1941 году за 4-6 недель до начала войны, всех сельчан забрали во-енные на рытьё окопов. Возили далеко под Мальчино, под Коростень, рыли возле железнодорожной станции. Потом красноармейцы слома-ли у сельчан весь сельхозинвентарь и утопили его в речке.
Потом была объявлена война, поднялась суматоха, все жители со-брались у школы с повозками. Решили удирать и поехали на восток. Доехали до речки, мосты уже были разрушены, и все вернулись об-ратно. Слышна была стрельба. В селе появились бежавшие русские солдаты-дезертиры, жили в избах до семи человек, ждали немцев. Одна хозяйка забеременела от красноармейца. Затем долгое время было безвластие. Потом появились немцы. Все побежали на них смотреть. На лошадях была настоящая сбруя, а не верёвки, как у сель-чан. Стояли мотоциклы, которых никто раньше не видел. Женщины принесли в вёдрах молоко немецким солдатам.
Новая власть всех жителей рассортировала и переселила. Всех жителей: русских, украинцев, поляков, кроме немецких колонистов, выселили в Писаревку в безлесье, а немецких колонистов переселили в Роговку, к лесу, чтобы избежать поддержки партизан населением. Создались чистые и нечистые сёла. После войны, те кто уцелел, вер-нулись в свои дома.
Открылась школа, учителя были назначены из односельчан. Кол-хозных лошадей раздали опять по дворам. Потом все немцы уехали. Иногда в село приезжали дети из Гитлерюгент с концертами. Подо-шло время вручную убирать урожай. Весной немцы организовывали подобие колхозов. Люди стали отворачиваться, проявлять недоволь-ство. Появились партизаны. Село Нойдорф, что в трёх киметрах, со-жгли полностью из-за партизан. Когда немцы стали отступать, вышел приказ: немецким колонистам отходить с войсками в Германию. Гит-леровцы выселяли уцелевших колонистов в зависимости от их диа-лекта. Выдали лошадей и повозки. Коров забрали. Мужики всю ночь резали свиней, запасались мясом. 15 ноября 1943 года колонна бежен-цев выехала из Роговки. Вдоль обоза ехали немецкие военные. По дороге были их посты, беженцам давали горячее кофе, говорили, где стоят стога с сеном. В Волочаевске погрузили всех в товарные вагоны вместе с повозками и увезли в Польшу в город Лонжу. Там всё ото-брали, выдали бумаги за вещи и всех повезли в Лочь. Там расселили по сёлам, недовольных поляков выгоняли и селили в их дома бежен-цев. Весной Колонисты арендовали у поляков земли и начали сажать зерно. Потом пришёл восточный фронт и всех раскидало по белу све-ту. После войны Красная армия возвратила всех беженцев в СССР.
В 1990-х годах многие эмигрировали в Германию.
«Унзерес фольк кан ман нихт капут махен».

Село Сорочень, Емильченский р-н.
Родина моей матери.
Состояло из села Сорочень (Бараши) и хуторов Сорочанка, Люд-виговка и Ушичная.
Образовалось примерно в 1862г. Со временем земли были прива-тизированы жителями.
В 1904 году 181 житель проживал в этом селе, было 640 дворов.
Проживали фамилии Отто, Рау, Везинг, Баммер, Мюллер и др.
Сорочака – 270 дворов
Людвиговка – 63 двора
Ушичная – 52двора.
Образовалась бригада колхоза имени «Александра Пархоменко». Была школа (4 кл). Магазин. Больницу закрыли. Немцев нет. В 2000 г. проживало 150 чел. 10 га.
Всех, кто обладает дополнительными данными, убедительно про-шу сообщить в ФРГ автору.


Рецензии